Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 5

Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку

Способы выявления проблемы текста и авторской позиции.
Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность учащихся. Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1:

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Каждое сочинение проверяется двумя экспертами. При оценке работы эксперты учитывают:

• насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста;

• проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте;

• насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, корректно ли обоснована точка зрения экзаменуемого;

• проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации;

• насколько богата и выразительна речь, уместно ли использованы выразительные средства языка1.

Ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. Незнание этих терминов приводит к тому, что задание понимается неверно и выполняется неправильно.

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения.

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
К 1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет  
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста  

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая 1) находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно; 2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. От ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

• Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)

• Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?

• Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

• Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков2:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Человек и нравственные ценности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.