КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение игры в детстве
Развитие ребенка на первом году жизни создает необходимые предпосылки для возникновения манипулятивных действий, которые многие исследователи выделяют в качестве генетически исходной формы игры. Манипулятивные действия возникают в результате развития сосредоточения, слежения, ощупывания, прислушивания, т. е. целостного развития координированных движений, согласующихся с зрением, слухом и тактильной чувствительностью на основе ориентировочной активности. В связи с формированием хватательных движений и самостоятельного передвижения в пространстве сфера ориентировочно-исследовательской активности ребенка расширяется. Одновременно меняется характер общения с близким взрослым и социальная ситуация развития в целом. Основными источниками развития предметной деятельности являются сенсорное, моторное развитие и развитие общения.
!!! Предметно- манипуляторная деятельность
Вместе с тем самые простые игры с малышами часто направлены на развитие именно этих сфер психики. Например, игры на сенсорное развитие необходимы, так как слуховое и зрительное восприятие в раннем возрасте носит еще неосознанный характер и нуждается в целенаправленном руководстве. Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета и размера, формируют сенсорные эталоны, которые становятся фундаментом развития наглядно-действенного мышления ребенка. Вместе со взрослым ребенок открывает особый мир образов, цветовых тонов, формы и размера предметов. Активное, заинтересованное восприятие в рамках игровой мотивации способствует развитию предметной деятельности. В совместной деятельности со взрослым ребенок осваивает и рациональные приемы осязательного обследования предметов, и зрительного восприятия различных качеств предмета. Не менее важной является линия развития общения со взрослым и со сверстником. Многочисленные исследования показывают, что уже к концу раннего возраста разворачиваются игровые взаимодействия между детьми, когда действия одного ребенка влияют на действия другого и условные партнеры (совместной деятельности еще нет) стремятся контролировать действия друг друга. В литературе такой тип поведения обозначается как игра-ритуал, которая проявляется чаще всего в ритмичных действиях (движениях, фразах, манипуляциях с предметами), поочередно повторяемых партнерами. В отечественной психологической школе в основе игры-подражания усматривается потребность в общении, первые формы социальных контактов. Принципиально важно, что эти действия можно уверенно отнести к игровым, так как они не направлены на практический результат, свободно включают в себя другие формы деятельности (речь, предметную деятельность и т.д.) и приносят удовольствие. Н.Я.Михайленко в ряде исследований показала, что ритуализованное взаимодействие у детей раннего возраста облегчает переход к взаимосвязанным условным действиям, т.е. к основам совместной, сюжетной игры. В начале второго года жизни, как показывают зарубежные исследования, дети уже способны к комплементарным и реципрокным социальным действиям, инициативному взаимодействию. Играя рядом, дети обмениваются предметами, наблюдают и подражают друг другу. Взаимодействие обязательно включает в себя обмен улыбками, иногда вокализациями. К концу первого года жизни у малышей появляется и такая распространенная игра, как «игра в прятки» с близким взрослым — «ку-ку». Эти действия, отражающие, с точки зрения Ж.Пиаже, схему перманентного объекта, уже содержат в себе некоторые предпосылки образования структурных компонентов игры: разграничения ролевых функций, последовательности действий, эмоциональной включенности, условности ситуации. Переход к формированию предметных действий оказывается возможным благодаря изменению типа общения ребенка со взрослыми. Непосредственное эмоциональное общение «ребенок — взрослый», как было показано в исследованиях М.И.Лисиной, сменяется опосредованным «ребенок — действия с предметом — взрослый». М.И.Лисина пишет: «Ребенок стремится также и к особым личностным контактам со взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослых их успехов в выполнении игровых и предметных действий и отказываются от ласки незнакомого взрослого, которая никак не связана с их деятельностью. Если же взрослый выражает свое положительное отношение к ребенку по ходу дела, то его оценка вызывает у ребенка интенсивные радостные переживания». В исследованиях было обнаружено, что игры с участием взрослого оказывались более длительными и сложными, чем те, которые дети организовывали самостоятельно. Матери, играющие со своими детьми, знакомили их с новыми игрушками, предлагали новые игры, регулируя их интенсивность в соответствии с потребностями малышей. Взрослые интуитивно вносят изменения в игру, в зависимости от уровня развития ребенка. Качество и продолжительность предметной игры детей при взаимодействии с матерью возрастает. Манипуляционные игры нуждаются в руководстве взрослого. Ситуативно-деловая форма общения, складывающаяся, как было доказано в исследованиях М.И.Лисиной, в раннем детстве, развивается только при условии совместных со взрослым деловых контактов. Поэтому в развитии генетически первых форм игр взрослый является незаменимым партнером и наставником. Открывая, в тесном взаимодействии со взрослым, общественно-историческое содержание предметов, ребенок уже в раннем возрасте не ограничивается функциональным употреблением предметов, а начинает с ними «играть».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |