КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Половая идентификация и дифференциация в игре
Различия в сюжетах игр мальчиков и девочек, даже если они играют вместе — типичная ситуация. В дошкольном возрасте дети часто разделяют игры на девчоночьи и мальчишечьи. Полоролевая социализация детей является одной из стержневых линий развития на протяжении всего онтогенеза и включает в себя формирование психического пола ребенка — гендера, половой дифференциации и половой идентификации. Гендер (лат. gender — род) — социальный пол индивида, формирующийся на основе соматических, социокультурных и поведенческих характеристик, в отличие от пола биологического (sex) как совокупности репродуктивных, анатомических различий. Половая дифференциация представляет собой объединение генетических, морфологических и физиологических признаков, определяющих различия между мужским и женским полом. Половая идентификация — процесс формирования самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу, и построение поведения в соответствии с полоролевыми образцами. Уже двухлетние малыши уверенно начинают относить себя к определенному полу и строить представления о своих отличительных чертах. Поведение детей в раннем возрасте начинает дифференцироваться по линии полоролевых установок. Различия между полами в игре начинают проявляться у детей в возрасте от 10 — 14 мес, а в исследовании К.Жаклин и Е.Маккоби показано, что мальчики и девочки, получив в товарищи по игре ребенка своего пола, становились в два раза более общительны, чем с партнером противоположного пола. Наблюдая за играющими детьми, мы в большинстве случаев обнаружим, что маленькие девочки предпочитают играть с куклами и предметами быта (посудой, кукольной мебелью и другими элементами домашнего хозяйства), а мальчики выберут машинки, самолеты, игрушечные инструменты или солдатиков. Выбирая партнеров для игр, уже в три года малыши предпочитают общаться с детьми своего пола. Дошкольный период развития является сензитивным возрастом в отношении усвоения моделей полоролевого поведения. В дошкольном возрасте процесс полоролевой социализации и формирования гендера осуществляется в первую очередь в игре на основании принятия и проигрывания определенных социотипичных фемининных (женских) и маскулинных (мужских) ролей. Пол как фундаментальная дихотомическая категория образует часть социального мышления детей. Игра, являясь сложным, многоуровневым видом деятельности, предоставляет возможности для развития всех компонентов психического пола: когнитивного, эмоционального и поведенческого; ориентация в системе гендерных требований и идеальных моделей поведения («мальчики никогда не плачут», «девочки всегда помогают», «настоящие мужчины не предают», «хорошая мама всегда пожалеет ребенка» и т.д.); переживания в связи с принятием той или иной роли и удовлетворенность в связи с ее реализацией; ориентация на поведение сверстников и идентификация с детьми своего пола. Подчеркнем, что группа сверстников — второй по значимости (после семьи) институт социализации ребенка. Маскулинность и фемининность как некоторые типичные психологические качества мужчин и женщин, поощряемые в обществе, усваиваются детьми в семье и через средства массовой информации, а в игре дети «примеривают» на себя эти качества, проигрывают и присваивают, одновременно формируя устойчивые представления о типичных, социально желательных качествах противоположного пола. Безусловно, образы «мужских» и «женских» качеств различаются в разных культурах, тем не менее, прослеживаются общие тенденции, которые и находят в первую очередь отражение в игре. Маскулинность традиционно ассоциируется с решительностью, действием, героизмом, склонностью к риску и исследованию. Фемининность ассоциируется с эмоциональностью, добротой, принятием, консерватизмом. Тенденция размывания границ мужественности и женственности осложняет полоролевое развитие и мальчиков, приводя к конфликту между традиционными маскулинными моделями поведения и определенной феминизацией воспитания мальчиков, которые наблюдают преимущественно женские модели поведения (мать, сестра, воспитательница, учительница и т.д.). Разрешение ролевых противоречий во многом осуществляется в сюжетно-ролевой игре, в деятельностном взаимодействии со сверстниками своего и противоположного пола. Цикл исследований, проведенных под руководством Т.А.Репиной по проблеме полоролевой социализации детей в дошкольных учреждениях, позволил оценить влияние игры на становление гендера и выделить корректирующий потенциал игровой деятельности. Исследования Т.А.Репиной показали отчетливую дифференциацию дошкольников по половому признаку в общении и игре, преимущественную солидаризацию мальчиков с мальчиками, а девочек с девочками. В работе Л. В. Градусовой выступили различия в игровых интересах и предпочтении сюжетов мальчиками и девочками.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |