Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половая идентификация и дифференциация в игре




Различия в сюжетах игр мальчиков и девочек, даже если они играют вместе — типичная ситуация. В дошкольном возрасте дети часто разделяют игры на девчоночьи и мальчишечьи.

Полоролевая социализация детей является одной из стержневых линий развития на протяжении всего онтогенеза и включает в себя формирование психического пола ребенка — гендера, половой дифференциации и половой идентификации. Гендер (лат. gender — род) — социальный пол индивида, формирующийся на основе соматических, социокультурных и поведенческих характеристик, в отличие от пола биологического (sex) как совокупности репродуктивных, анатомических различий. Половая диф­ференциация представляет собой объединение генетических, мор­фологических и физиологических признаков, определяющих раз­личия между мужским и женским полом. Половая идентифика­ция — процесс формирования самосознания индивида, причис­ляющего себя к определенному полу, и построение поведения в соответствии с полоролевыми образцами.

Уже двухлетние малыши уверенно начинают относить себя к определенному полу и строить представления о своих отличитель­ных чертах. Поведение детей в раннем возрасте начинает диффе­ренцироваться по линии полоролевых установок. Различия между полами в игре начинают проявляться у детей в возрасте от 10 — 14 мес, а в исследовании К.Жаклин и Е.Маккоби показано, что мальчики и девочки, получив в товарищи по игре ребенка своего пола, становились в два раза более общительны, чем с партнером противоположного пола. Наблюдая за играющими детьми, мы в большинстве случаев обнаружим, что маленькие девочки предпочитают играть с куклами и предметами быта (посудой, ку­кольной мебелью и другими элементами домашнего хозяйства), а мальчики выберут машинки, самолеты, игрушечные инструмен­ты или солдатиков. Выбирая партнеров для игр, уже в три года малыши предпочитают общаться с детьми своего пола.

Дошкольный период развития является сензитивным возрас­том в отношении усвоения моделей полоролевого поведения. В дошкольном возрасте процесс полоролевой социализации и фор­мирования гендера осуществляется в первую очередь в игре на основании принятия и проигрывания определенных социотипичных фемининных (женских) и маскулинных (мужских) ролей. Пол как фундаментальная дихотомическая категория образует часть социального мышления детей.

Игра, являясь сложным, многоуровневым видом деятельности, предоставляет возможности для развития всех компонентов психи­ческого пола: когнитивного, эмоционального и поведенческого; ориентация в системе гендерных требований и идеальных моде­лей поведения («мальчики никогда не плачут», «девочки всегда помогают», «настоящие мужчины не предают», «хорошая мама всегда пожалеет ребенка» и т.д.); переживания в связи с принятием той или иной роли и удовлетворенность в связи с ее реализацией; ориентация на поведение сверстников и идентификация с детьми своего пола. Подчеркнем, что группа сверстников — второй по значимости (после семьи) институт социализации ребенка.

Маскулинность и фемининность как некоторые типичные психологические качества мужчин и женщин, поощряемые в обществе, усваиваются детьми в семье и через средства массовой ин­формации, а в игре дети «примеривают» на себя эти качества, проигрывают и присваивают, одновременно формируя устойчи­вые представления о типичных, социально желательных качествах противоположного пола. Безусловно, образы «мужских» и «жен­ских» качеств различаются в разных культурах, тем не менее, про­слеживаются общие тенденции, которые и находят в первую оче­редь отражение в игре. Маскулинность традиционно ассоцииру­ется с решительностью, действием, героизмом, склонностью к риску и исследованию. Фемининность ассоциируется с эмоцио­нальностью, добротой, принятием, консерватизмом.

Тенденция размывания границ мужественности и женственно­сти осложняет полоролевое развитие и мальчиков, приводя к кон­фликту между традиционными маскулинными моделями поведе­ния и определенной феминизацией воспитания мальчиков, кото­рые наблюдают преимущественно женские модели поведения (мать, сестра, воспитательница, учительница и т.д.).

Разрешение ролевых противоречий во многом осуществляется в сюжетно-ролевой игре, в деятельностном взаимодействии со сверстниками своего и противоположного пола. Цикл исследова­ний, проведенных под руководством Т.А.Репиной по проблеме полоролевой социализации детей в дошкольных учреж­дениях, позволил оценить влияние игры на становление гендера и выделить корректирующий потенциал игровой деятельности. Исследования Т.А.Репиной показали отчетливую дифференциа­цию дошкольников по половому признаку в общении и игре, пре­имущественную солидаризацию мальчиков с мальчиками, а дево­чек с девочками. В работе Л. В. Градусовой выступили различия в игровых интересах и предпочтении сюжетов мальчиками и девочками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.