Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис. Динамика развития философско-правовой мысли




1. Происхождение и основные классификации развития философско-правовой мысли. Типология концепций.

2. Зарождение и развитие философской мысли в Европе.

3. Философско-правовая мысль в России.

 

Зарождение. Генезис.

Философия права возникла, когда появилась потребность философского осмысления окружающего мира. В этой связи нужно упомянуть античных философов, начиная с 7 мудрецов. Ключевую роль в развитии философии права как наука сыграли концепции Георга Гегеля и его работы «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права» («Философия права») 1820 г. Диалектический метод и железная логика Гегеля. Он подходит к философии права как к науке философской. Хотя, ввел это понятие в оборот Густав Гуго. В конце 19 века и начале 20 века философия переходит в ведение правоведов и изучается в университетах на юридических факультетах. За основу берется немецкоязычная литература (Германия, Австрия, Швейцария) и в России философия права складывается под воздействием немецкой философии прав а (Фихте, Кант, Гегель). Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев, И.В. Михайловский опираются при написании своих трудов на мысли перечисленных ученых. Под философией права они понимали немецкие образцы, считали парадигмой, к которой надо стремиться. Общая теория государства и права в России формировалась профессорами немецкого происхождения. «Российская теория государства и права отставала от немецкой отставала лет на 300» Коркунов.

В советский период философия права растворялась в марксистско-ленинской теории государства и права. Д.А. Керимов в 1974 г. – «Проблемы права в философии права», Г.В. Мальцев, В.С. Нерсесянц, В. Туманов. После 1991 г. (окончание советского периода) – философия права расцвела своим многообразием. Некоторые считают, что философия как наука не нужна. Мартышин (бывший ректор МГЮА).

Философско-правовых направлений очень много в России. Их можно классифицировать по следующим видам.

По теоретическим основаниям:

- материалистические - все, что существует – возникло объективно, не имеет ни начала, ни конца. Результат исторического развития человечества. Такой подход исповедовали в свое время еще Демокрит, Гераклит. Гераклит считал, что существуют неделимые частицы – атомы, но он называл их идеями. Но Аристотель впоследствии назвал их атомами. Материализм нашел свое отражение в работах Маркса, Энгельса, Ленина.

- идеалистические. Идеалисты делятся на объективных (мир объективен, но он создан каким-то существом – Кант, Гегель, В.С. Соловьев, Андрей Кураев), и субъективных (Джордж Беркли, Давид Юм – для них все, что нас окружает – результат нашего восприятия посредством наших ощущений – зрение, вкус, запах и иные чувства). Джордж Беркли говорил, что человек реально ощущает свои чувства. Юм действительность понимал как поток впечатлений, он не признавал объективный характер причинности. И право и государство существуют до тех пор, пока мы живем. Из этого субъективного идеализма возникли такие течения как скептицизм (они не восторгаются, а следовательно, не разочаровываются) и агностицизм (отрицают возможность познания какой-либо истины). Артур Шопенгауэр – современник Гегеля, соперники, он говорил так «чем больше познаешь, тем больше не знаешь, поэтому до абсолютной истины добраться невозможно». Теория субъективного идеализма ведет в бесконечность.

Философско-правовой рационализм («рацио» от лат. – разум). Рационализм обосновывает знания, полученные на основе разума, отражающие правовую реальность и наличие разума – есть важнейшее условие существования государства и права. Представители рационализма – Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Кант, Гегель. Это направление объединяет людей, которых нельзя сопоставить в иных ипостасях.

Философско-правовой иррационализм основывается на представлении о формировании и существовании государственно-правовой реальности. На основе дорациональных феноменов и необъяснимых рациональными, т.е. разумными средствами. К таким дорациональными феноменами можно считать волю, интуицию, чувство солидарности. Фридрих Ницше как разработчик этой теории, считал, что возможно сделать усилие воли достаточным для того, чтобы выйти из самой глубокой безнадежности. Самую непобедимую надежду можно подавить усилием воли. Сочетание разума и воли делает человека человеком. Интуиция – жизненные порывы. Декергейм – немецкий философ, считает, что чувство солидарности является первопричиной появления государства. Люди, при существовании государства чувствуют себя комильфо в обществе. Многообразие философских взглядов невозможно объединить. Наряду с позитивизмом существуют либеральный, синергетический, коммуникативный подходы. У каждого подхода своя философия права.

Идейно-политические подходы:

§ коммунистическая идея

§ социалистическая идея

§ либеральная

§ демократическая

§ монархическая

§ глобалистическая идея (природоохранительное право)

Все требуют переустройства мира. Либерализм основывается на нескольких из них. В качестве основания государства и права либералисты выдвигают либеральные ценности, в первую очередь свободу как альтернативу какой-то жесткой предопределенности, в зависимости от необходимости, детерминированности. Недостатком свободы страдал советский строй, в нем многое было предопределено, было слишком много постулатов, которым следовали, не задумываясь – правильно это или нет. Гегель рассматривал путь человечества от полной несвободы до абсолютной свободы. Энгельс в своей «Диаклетике природы» говорил, что свобода – осознанная необходимость. Первобытный человек же ничего не осознавал, не представлял, отсюда несвобода. Свобода – это тогда, когда знаешь как поступать. Во время римского государства были свободны некоторые, а в германском государстве свободны – все. Была принята конституция, «свобода, равенство, братство». В.С. Нерсесянц также разделял государства по степени их свободы.

Марксистское понимание истории неоднородно. По их мнению, история – саморазвитие, общественные отношения – базис, а надстройка – политические отношения, государство и право. Для того, чтобы заниматься политикой человек должен иметь одежду, жилье, нищий человек не может заниматься политикой. Марксизм не однороден – методология одна, а результаты различные.

Философия права с позиции теории В.С. Нерсесянца.

 

28.09.2011

Философия права зародилась с появлением государства и права. Генезис теории государства и права также появилось с появлением государства и права. Появилась экономическая потребность в правовом регулировании процесса обмена, продажи, т.е. перехода права собственности, в это же время появлялись зачатки уголовного права. Зачатки теории права появились позже, уже когда появилось полицейское право. Философия права появилась, когда появились зачатки права.

Философско-правовая мысль в рамках писанного права зародилась в античности, в частности, в Древней Греции. До нас дошли записи 7 мудрецов. Они по своему определяли что такое государство, право, в чем сущность права. Философия права в Древней Индии и Китае также зародилась, но весьма своеобразная.

«Повинуйся законам», законы, написанные человеком должны соответствовать естественным законам. Солон. Природа человека такова, что он никогда не удовлетворяется достигнутым. Закон – это сочетание права и силы полиса. Рационализм как проявление разума впервые проявился в учениях Платона. От Платона нам ничего не досталось. Он жил во время правления 30 афинских деспотов. Платон считал, что всякий закон должен быть справедливым, закон и справедливость он отождествлял. Так же он считал, что знание лежит в основе человеческих поступков. Просвещение деспотов – способ отлучения их от деспотического правления. Ученик Сократа - Платон. Сократ – простолюдин, а Платон – выходец из аристократической семьи. Справедливость Платон связывал с уравниванием, он рассматривал и геометрическое и арифметическое равенство. Выравнивание в социальном плане, т.е. по распределению благ и пропорционально вкладам. Уравнительная теория в последующем была воспринята и развита основоположниками марксизма. Платон рассказал об идее Сократа, цикл статей «Диалоги Сократа» в изложении Платона. В своей концепции идеального государства Платон говорил о том, что закону должны подчиняться все без исключения, вне зависимости от социального положения. Справедливость – это когда каждый занимается своим делом. Он провозглашал равенство мужчин и женщин. Двум высшим сословиям – правителям и воинам, пока они находятся на государственной службе, нельзя иметь никакой собственности.

Субъектами права и свободы должна быть не отдельная личность, а все общество. Он связывал права с обязанности, общество должно состоять из сословий. Сословная структура общества более всего соответствовало идеальному государству, при этом он приветствовал переход из одного сословия в другое. Он также считал, что идеальное государство возможно только среди свободных греков. В конце жизни он считал, что достичь совершенства невозможно. Но по существу он не знал, как достичь справедливости.

Ученик Платона – Аристотель (энциклопедист, занимавшийся многими проблемами и науками). Аристотель также считал, что просвещением можно исправить мир. Он был наставником Александра Македонского. Право, по его мнению, опирается на свободу, на справедливость, на добродетель. Право должно быть справедливым. В справедливость ученые вкладывают заботу об обществе. Закон может носить произвольное содержание, а право – нет. Аристотель развивал платоновскую теорию о равенстве. Уравнительный и распределительный принципы. Под правом Аристотель понимал политическую справедливость. Право он подразделял на естественное (это право дается человеку природой, не требует легитимации) и право условное (человеческое право, излагаемое в законах, а быть ему правом или нет, зависит от признания гражданами того или иного закона). Если закон признается правовым, это значит справедливый закон, лишенный каких-либо пристрастий.

Значительный вклад внес известный римский философ, мыслитель, оратор – Марк Туллий Цицерон. Считал, что естественные права дается человеку природой, истинный закон – это естественный закон. Естественный закон возникает ранее, чем закон писанный. Человеческий закон должен соответствовать естественному закону, в этом случае они справедливы и не зависят от мнения отдельных лиц и усмотрения отдельных граждан. Если бы право устанавливалось велениями народа или приговорами судей, решениями первенствующих людей, то существовало бы право разбойничать, право предъявлять подложные завещания, право прелюбодействовать. Трактат «О законах» - не всякий закон имеет правовое значение. Закон вселенский – пришедший из природы и закон, появившийся по воле законодателя. Закон законодателя должен соответствовать вселенскому закону, иначе он не будет исполняться. Критерии справедлив или несправедлив закон. Несправедливые законы – это решения, принятые с общего согласия разбойниками. Это сравнение справедливого закона с решением разбойничьей шайки, воспринято в дальнейшем Гербертом Хартом.

13-17 века.

Наряду с Фомой Аквинским можно выделить Томаса Гоббса, Жана Жака Руссо, Шарля Монтескье.

Концепция Фомы Аквинского. Он выравнивал противоречия, которые возникали в католической религии с теми открытиями, которые появлялись в естественных науках, его учение – томизм, томиз – выравнивание. Фома Аквинский считает, что существует вечный закон, естественный закон (по которому живет вся планета), божественный закон (Библия, Евангелие). Зенон Косидовский, он объективно, с учетом современности излагает положения Библии и Евангелия – «Библейские сказания», «Сказания евангелистов» - 1975 г. Божественный закон и человеческий закон. Человеческий закон должен соответствовать всем трем видам законам – вселенский, божественный, естественный. Фома Аквинский излагает все с теологической позиции. И человек, и его душа и разум – есть божий промысел, человек должен в соответствии с этим поступать. Он должен относиться ко всем справедливо и по-доброму. Он выделял два вида несправедливых законов. Есть несправедливые законы, содержание которых не имеет нескольких признаков справедливости. Вместо блага общего есть благо сословия или незначительное превышение законодателем своих полномочий. Есть законы, которые противоречат естественному и божественному законам, они не должны соблюдаться. Эти законы не содержат принципов общего блага (благополучие всех членов общества). Фома Аквинский под правом понимал справедливый закон, закон, выражающий интересы всех и направленный на общее благо. Справедливость является одной из основных человеческих добродетелей, она заключается в воздаянии каждому по заслугам. В этой связи он разделял взгляды Аристотеля в части уравнивающей и разделительной справедливости. Человеческий закон тогда является законом, когда он соответствует божественному и естественному законам, тогда он может выступать в качестве позитивного, человеческого права.

Николо Макиавелли 1512 г. «Государь». ПРОЧИТАТЬ.

Томас Гоббс – государственник. Считал, что государство – это ценность, которое не до конца оценило человечество. Государство спасло человеческое общество. В его учении принципиально противопоставляется естественное состояние человечества (состояние войны, все против всех) и гражданское (состояние упорядочения, согласованности в действиях, обусловленное государством). В его понимании, в естественном состоянии каждый имеет право на все. В этом состоянии естественное право и естественная свобода. Естественное право не следует смешивать с естественным законом. Следует различать право и закон. Естественное право по Гоббсу предоставляет право и свободу делать все, что хочет человек, и в этом – его свобода, то закон всегда определяет рамки этой свободы и обязывает их соблюдать. В этой связи право и закон различаются между собой как свобода и обязанность. Такое противопоставление отрицает их возможную общность. Мы не можем говорить о правовом законе, сближать эти понятия.

В основе философско-правового учения Ж.Ж. Руссо «О праве и государстве», лежат идеи народного суверенитета. Он говорит о естественном состоянии общества, в его трактовке – это строй всеобщей свободы и равенства. С появлением частной собственности эта картина всеобщей свободы и равенства нарушается. Начинается борьба между богатыми и бедными. «Об общественном договоре или принципы политического права», он находит выход из такого положения – как согласовать интересы богатых и бедных – они должны заключить договор между властью и законом.

 

30.09.2011

В основе учения Ж.Ж. Руссо «О государстве и праве» лежит идея народного суверенитета. В основе народного суверенитета лежат принципы свободы и равенства. Люди рождаются свободными и равными, но по мере их вхождения в жизнь, где господствует неравенство, они становятся неравными. Борьба между богатыми и бедными. Соглашение государства и народа о создании государственной власти и правовой системе. Это соглашение должно лежать в основе всего. Право должно лежать в основе такого соглашения, а государственная власть – подчиняться. Он предложил создание политического союза как подлинного договора между народом и правителем. Он был в то же время представителем идеализма. Если заключить договор между правителем и народом, то общество станет единым целым, «единым я». Это единое целое будет иметь единую волю, единую жизнь, т.е. все будут уравнены в политических правах. Едва ли тут можно создать правовое государство с реальными правами и свободами личности. Руссо говорил об общей воле. Общая воля – это не воля всех, воля всех – это совокупность воль каждого субъекта или членов общества, а общая воля включает общие интересы. В чем выражается общий интерес? Руссо не дает ответа на этот вопрос. Со своих позиций Руссо рассматривает идею прав и свобод человека, он отвергает идею неотвергаемых прав и свобод. Отчуждаемые у каждого права и свободы делегируются в пользу единого целого – в пользу общества, народа, суверена, и возвращается к субъекту в виде договорно установленных, позитивных норм. Т.о. происходит обмен естественных прав человека, естественного образа жизни человека на гражданские права и на гражданский образ жизни. Суверен, т.е. государство или отдельное высшее должностное лицо, не связан собственными законами и стоит выше суда и закона. Руссо разрушает свою теорию о конструировании правовой свободы и правовой государственности. Руссо является классическим представителем утопического социализма. При социализме уравнивания не было. От каждого по способностям – каждому по труду.

 

Немецкая классическая философия в лице Канта и Гегеля.

Иммануил Кант был выдающимся человеком и не ограничивался разработками в области философских проблем государства. «Критика чистого разума» 1781 г. - написал в 57 лет. Заложил основу диалектического подхода – с одной стороны мир бесконечен, а с другой – ограничен. Считал, что атом бесконечен в своей делимости, но и можно доказать, что атом не делим. Все процессы имеют причины, но можно доказать, что процессы беспричинны.

Учение о государстве и праве. Он соотносил мораль и право. Теория о максима и категорическом. Максима – как правило, и как закон. Они выступают в виде долженствования, наделены принципам всеобщности, что делало их юридически сильными.

Принцип кантовского морального закона сопоставим с принципом формального равенства, который впоследствии разрабатывал Нерсесянц. Принцип формального равенства – всеобщность. Кантовская концепция морального права имеет правовой смысл. Реализация требований категорического императива в сфере государственности предстает у Канта как правовая организация государства. Государство – объединение множества людей, подчиненных множеству законов.

Недостатки теории Канта. Он мораль и право не соединял, а смешивал. Считал, что закон должен быть морально обоснованным, т.е. закон – разумный, отвечающий всеобщим интересам.

Достоинства подхода Канта. Его теория применима ко всем государствам. Говорил о необходимости установления всемирного гражданско-правового состояния. В отдельно взятом государстве нельзя построить общество на принципах разумности и в интересах всех членов общества.

Георг Гегель – мыслитель планетарного масштаба. Объективный идеалист, хотя в молодости отличался радикальностью своих взглядов. Он приветствовал Французскую революцию, выступал против феодальных порядков. Его философско-правовая теория изложена в «Философии права». Рассматривал само понятие права. Различал право и закон, но в то же время стремился исключить сопоставление права и закона. Закон может быть отличным от того, что есть реальное право, право в себе. Критерием правового содержания закона является то, что закономерно. Закон должен выражать закономерности. Если в законе содержится нечто случайное, то это уже не право. «Что закономерно – то естественно», «что естественно, то не безобразно». Закономерное должно составлять правовое содержание законодательства. Это закономерное составляет у Гегеля главный интерес в позитивном праве. То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементами позитивного права, являются случайными и не могут затрагивать его природу. А сущность закона составляет разумное право – закономерное – естественное. Такая трактовка отличается от прежних исследователей естественного права. Естественное право – закономерное, соответствующее потребностям.

Он также смешивал право и мораль. По Гегелю, основными формами конкретизации является абстрактное право, мораль (отношение субъективного права ко всеобщему). Частное – мораль, все, что относится к индивиду, всеобщее, относится к обществу в целом – нравственность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.