Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар и деньги




ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОГО (ТОВАРНОГО) ХОЗЯЙСТВА

Лекция III. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА

 

Исторически первым возникает натуральное хозяйство хозяйство, в котором производится всё необходимое для удовлетворения собственных потребностей.

В эпоху разложения первобытно-общинного строя появляется рыночное (товарное) хозяйство. Основными условиями возникновения рыночного хозяйства являются:

- общественное разделение труда, т.е. специализация на производстве разных продуктов. Из общественного разделения труда вытекает необходимость обмена имеющимися излишками экономических благ;

- экономическая обособленность (независимость), т.е. разделение хозяйства на самостоятельные звенья, принадлежащие разным собственникам. Отсюда для каждого собственника вытекает необходимость не проиграть в сделке, т.е. стремление к равноценности (эквивалентности) обмена.

Рыночное хозяйствоозначает, что производители специализируются на определённых продуктах и услугах и обмениваются ими на рынке. Различают простое товарное хозяйство, основанное на личном труде производителей (примеры хозяйство ремесленника, крестьянина), и товарное хозяйство с использованием наёмного труда.

Основное противоречие товарного хозяйства это противоречие между частным и общественным характером труда и производства. Частный характер труда означает, что товаропроизводитель сам решает, что и как ему производить. Общественныйхарактер труда означает, что он служит для удовлетворения потребностей других людей. Противоречиезаключается в том, что независимый товаропроизводитель, желая сохранить и развивать своё дело, должен производить то, что нужно другим. Но согласование производства и потребления происходит после процесса производства, поэтому возникает проблема сбыта: рыночное хозяйство не даёт гарантий сбыта произведенного товара, следовательно, товаропроизводитель может разориться. Для того чтобы обеспечить сбыт на уровне микроэкономики товаропроизводители:

- развивают научно-технический прогресс (НТП), расширяя ассортимент продукции, снижая её себестоимость и повышая качество;

- стремятся монополизировать производство и рынок, устраняя конкурентов;

- заключают предварительные договоры с производителями на поставку продукции;

- осуществляют маркетинг и рекламу;

Чтобы решить проблему сбыта на уровне макроэкономики, необходимо государственное регулирование и планирование.

 

Товар – это благо, предназначенное для продажи. Товаром может быть как продукт труда, так и природный объект. Любой товар обладает двумя свойствами: потребительной ценностью и меновой ценностью.

Потребительная ценность (стоимость) это полезность товара, его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Примеры: потребительная ценность хлеба состоит в его способности удовлетворить чувство голода, а потребительная ценность тёплой одежды в способности защитить человека от холода.

Меновая ценность (стоимость) это способность товара обмениваться на другой товар в определенной пропорции. Пример: за 1 костюм можно выменять 3 мешка зерна.

Сначала происходил прямой обмен товара на товар, затем в результате естественно-исторического процесса дальнейшего развития общественного разделения труда и обмена появились деньги.

Деньги – это всеобщий эквивалент, т.е. особый товар, в котором все другие товары выражают свою стоимость, и который может обмениваться на любой товар.

Деньги выполняют следующие функции:

внутри страны:

- мера стоимости (при определении цены товара);

- средство обращения (при посредничестве в обмене товаров);

- средство платежа (при движении денег отдельно от товаров - в случаях выплаты стипендии, продажи товаров в кредит и т.д.);

- средство сбережения и накопления;

во внешнеэкономических связях:

- мировые деньги (раньше эту функцию выполняло золото, теперь резервные валюты).

 

3. РЫНОК: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СХЕМА, МЕХАНИЗМ, ФУНКЦИИ

Рынок – это система отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров.

Структуру рынка рассматривают с разных точек зрения, в соответствии с различными признаками.

По экономическому назначению товаров различают:

  • рынок факторов производства (включает рынки труда, земли, капитала);
  • рынок потребительских товаров (включает рынки жилья, товаров длительного и текущего пользования);
  • рынок услуг (транспорт, связь, здравоохранение, образование, бытовое обслуживание);
  • финансовый рынок (включает рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг);
  • рынок информационных ресурсов и т.д.

Структуру рынка различают также по территориальному признаку (местный, региональный, национальный, мировой), по количеству продаваемого товара (оптовый и розничный), по соответствию закону (легальный и теневой), по насыщенности товарами (равновесный, дефицитный, перенасыщенный), по уровню конкуренции (конкурентный и монополизированный)*, по отраслям (рынок машиностроительной, химической, сельскохозяйственной продукции и т.д.).

Механизм рынка включает:

  • ценообразование с учетом спроса и предложения;
  • конкуренцию.

Функции рынка можно разделить на общие и конкретные. К

общим функциям относятся следующие:

  • рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию рынок выполняет через соответствие предложения продуктов и услуг платежеспособному спросу участников рыночных отношений;
  • рынок осуществляет общественную оценку трудаобособленных товаропроизводителей. Оценка определяется тем, состоялся ли акт купли-продажи (т.е. нужен ли вообще данный товар покупателю) и по какой цене;
  • рынок (как и другие экономические системы), выполняет функции распределения ресурсов, стимулирования научно-технического прогресса и распределения доходов, т.е. решает вопросы «что, каки для кого производить?»

К конкретным функциям рынка относятся тесно связанные между собой функции:

- посредническая рынок сводит продавцов и покупателей;

- ценообразующая;

- информационная рынокдает информацию о рыночной конъюнктуре: ценах, соотношении спроса и предложения, конкурентах;

- регулирующая;

- оздоравливающая или санирующая рынок отсеивает слабых.

Побеждает тот, кто угадал изменение потребительского спроса, быстрее применил новые технологии, снизил издержки производства. Кто опаздывает, тот разоряется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.