КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размещение и крепление грузов на подвижном составе. Классификация грузов
Тара Классификация грузов Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе ЭЛЕМЕНТЫ ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ СРЕДСТВА ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ (ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ)
Рекомендовано учебно-методической комиссией направления 190700.62 «Технология транспортных процессов» профиля подготовки 190701.62 «Организация перевозок на автомобильном транспорте» для использования в учебном процессе
Кемерово 2012
ВВЕДЕНИЕ
Профессия специалиста по организации и управлению на автомобильном транспорте требует не только глубокого понимания вопросов организации перевозок грузов и пассажиров, но также номенклатуры, конструкции и эксплуатационных свойств автотранспортных средств (АТС), на которых перевозятся грузы и пассажиры. Правильный выбор транспортного средства для той или иной перевозки невозможен без умения самостоятельно оценить технический уровень механизмов и систем автомобилей, а также автомобиля в целом. В настоящее время подавляющая часть перевозок грузов приходится на автомобильный транспорт. Перевозка грузов связана с необходимостью выполнения погрузо-разгрузочных работ (ПРР), являющихся неотъемлемой и наиболее трудоемкой частью транспортного процесса. Важность ПРР подтверждается следующими цифрами. Затраты на выполнение ПРР составляют в среднем 25 – 30% от общих затрат на перевозку, а при небольших расстояниях перевозки – до 50% и более. При уровне механизации ~ 85% на ПРР занято 20% работающих в сфере грузовых автомобильных перевозок. В этой связи даже небольшое повышение уровня механизации ПРР влечет за собой сокращение простоев автомобилей под погрузкой-разгрузкой и приводит к существенному повышению производительности и эффективности перевозок. Поэтому специалисты, занимающиеся их организацией, должны иметь профессиональную подготовку, в том числе и по вопросам организации и механизации ПРР. Без этого нельзя грамотно и эффективно организовать перевозку грузов и обеспечить значительное повышение производительности труда на автомобильном транспорте. В связи с этим изучение основ конструкции специализированного подвижного состава (СПС) автомобильного транспорта, а также основ грузоведения и конструкций погрузо-разгрузочных машин (ПРМ) и оборудования в процессе подготовки специалистов по перевозкам является необходимым и выделено в отдельный курс.
Грузы, которые необходимо перевезти, на всех видах транспорта являются предметом труда. Номенклатура грузов, перевозимых автотранспортом, весьма велика и насчитывает десятки тысяч наименований. Вместе с тем, транспортные свойства многих грузов одинаковы. Поэтому грузы классифицируют, прежде всего, по их физическим и транспортным свойствам. Эти свойства оказывают существенное влияние на выбор не только транспортных средств, но и ПРМ, складских помещений, организации перевозок и т.п. Грузы подразделяются на следующие группы: - штучные; - навалочные; - порошкообразные; - зерновые; - наливные; - вяжущие; - опасные. К штучным грузам относятся промышленные и продовольственные товары в затаренном виде: в мешках, ящиках, бочках и др.; грузы в кипах и тюках, а также изделия в незатаренном виде или без упаковки. В связи с многочисленностью типоразмеров тары, разнообразием ее видов и сравнительно небольшой массой одного места (как правило, до 100 кг, а мелкоштучные – до 3 – 5 кг) штучные грузы характеризуются сложностью перевозки, погрузки и выгрузки и требуют укрупнения отдельных мест в пакеты и контейнеры. Среди штучных грузов, включающих более 12 тысяч наименований, выделяют следующие категории: - мелкоштучные (кирпич, мелкие блоки и детали и т.д.); - длинномерные – грузы длиной не менее 5 м (прокат, лес, трубы и др.); - тяжеловесные (станки и другое оборудование массой не менее 250 кг). В этой категории выделяют особо тяжеловесные грузы с массой в несколько десятков или даже сотен тонн (турбины, атомные реакторы и т.п.); - негабаритные (по размерам превышающие дорожные габариты). Они, как правило, являются одновременно и особо тяжеловесными и требуют для перевозки, а также погрузки-разгрузки специальных технологий; - контейнеры. К навалочным грузам относятся грунт, песок, щебень, гравий, камень, руда, уголь, силос и др. Отличительной особенностью их является то, что их перевозят и хранят навалом. В общем объеме перевозок автомобильным транспортом навалочные грузы занимают наибольший удельный вес (до 70%). Порошкообразные грузы (пылевидные материалы) – это материалы с размером частиц 0,05 – 0,5 мм. К ним относятся цемент, мука известковая, доломитовая, из зерна и т.п. Порошкообразные грузы можно перевозить как в затаренном, так и в незатаренном виде. Для перевозки в незатаренном виде применяют СПС (автоцементовозы, муковозы), а для хранения – крытые склады и элеваторы. Зерновые грузы (зерно – пшеница, рожь, овес и др.) перевозятся обычными бортовыми автомобилями, но с уплотнением и укрытием кузовов, чтобы обеспечить сохранность зерна в процессе перевозки. Наливные (бензин, керосин, вода, молоко и т.д.) и вяжущие грузы (раствор, бетон, битум и т.п.) обычно перевозятся СПС типа «цистерна». Опасные грузы – особая группа грузов, которые при транспортировке могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей или животных. К ним относятся: - взрывчатые вещества; - сжатые и сжиженные газы; - легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества; - окисляющие вещества и перекиси; - ядовитые вещества; - радиоактивные вещества; - едкие и коррозионные вещества; - прочие опасные грузы. Опасные вещества могут перевозиться как в затаренном виде (в специальной таре: кислоты – в бутылях, газы – в баллонах и т.д.), так и в незатаренном (бензин, керосин и т.п.). Грузы классифицируют по следующим признакам: - по условиям хранения; - по условиям перевозки; - по использованию грузоподъемности автомобиля. В зависимости от условий хранения грузы могут требовать закрытых помещений (складов), а могут и не нуждаться в них. По условиям перевозки на подвижном составе для одних грузов могут быть использованы автомобили общего назначения с открытым кузовом, другие нуждаются в подвижном составе с закрытым кузовом (типа «фургон» или «цистерна»), третьи (например, скоропортящиеся) – для перевозки требуют автомобили с изотермическим или рефрижераторным кузовом, четвертые (опасные грузы) – нуждаются в особых условиях перевозки. По использованию грузоподъемности автомобилей грузы делятся на 4 класса: - kгр = 1,0; - kгр = 0,7 – 0,9; - kгр = 0,5 – 0,7; - kгр = 0,4 – 0,5 (при kгр < 0,4 – особо легковесные грузы). Тара используется для упаковки перевозимого груза, обеспечения его сохранности, а также удобства ведения ПРР, перевозки, складирования и хранения. По конструкции тара может быть: - жесткой (ящики, бочки, бутылки и т.п.); - полужесткой (корзины, картонные коробки и др.); - мягкой (мешки, тюки, сетки и т.д.). Для производства тары чаще всего используются такие материалы как древесина, картон, бумага, стекло, ткани, пластмассы и др. Некоторые виды грузов перевозятся в двойной таре: одна служит для обеспечения сохранности товарного вида изделия или расфасовки с учетом потребности покупателей (первичная тара), другая является транспортной и служит только для перевозки. Затраты на тару весьма значительны, поэтому их сокращение является весьма важной задачей. Это может быть достигнуто использованием многооборотной тары, а также контейнеров и ящичных поддонов, тары-оборудования типа решетчатых стеллажей на колесах, обеспечивающих возможность применения в ряде случаев только облегченной тары, либо упаковки. Широко используется разборная, складная и разборно-складная тара. Она очень удобна, занимает мало места в разобранном или сложенном состоянии и экономична при перевозках. Тара может быть также товарообезличенной и специализированной. Первая может быть использована для упаковки разных грузов, вторая – лишь для определенного вида груза. Показателями качества перевозки грузов, как известно, является их сохранность и своевременность доставки. При перевозках грузов СПС сохранность обеспечивается размещением его в кузове специальной конструкции (цистерны, фургоны и т.д.). При перевозках автомобилями общего назначения, а иногда и в фургонах, сохранность в значительной степени зависит от размещения груза в кузове. Существуют общие и особые правила размещения грузов на подвижном составе. Общие правила размещения грузов: - груз надо распределять равномерно по площади кузова; - не допускать совместную перевозку грузов, распространяющих и поглощающих запахи, пылящих и поглощающих пыль и т.д.; - при перевозке грузов разной массы наиболее тяжелые укладывают внизу и в передней части кузова. Особые правила размещения грузов: Штучные грузы в ящиках, не требующие особых условий перевозки, укладывают плотно во избежание взаимного смещения. Грузы, возвышающиеся над бортом, должны увязываться канатами или веревками. Пакетированные грузы размещаются в зависимости от размеров кузова и пакетов в плане. Грузы в мягкой таре не на поддонах при одноярусной укладке размещают так, чтобы сшивки кулей, мешков были наверху, а при многоярусной укладке – внутри кузова. Изделия в бутылках, если это не опасные грузы, перевозят в открытых деревянных, пластмассовых или решетчатых ящиках. Обычно они укладываются в несколько ярусов и увязываются. При перевозке больших бутылей с опасными жидкостями каждое место должно быть изолировано друг от друга, поэтому бутыли помещают в супертару (плетеные корзины, ящики) и крепят, чтобы исключить смещение их в кузове. Металлические баллоны со сжатым и сжиженным газом перевозят в съемных специальных кассетах в вертикальном положении. При отсутствии кассет баллоны укладываются только горизонтально, а если в два и более рядов, то между рядами должны быть уложены прокладки. Зерновые грузы размещаются по всей площади кузова, не допуская возвышения над уровнем борта. При этом кузов уплотняют и при необходимости укрывают брезентом. Длинномерные грузы перевозятся, главным образом, на прицепах-роспусках. Во избежание смещения груза применяют распорки и деревянные прокладки. При необходимости груз дополнительно увязывается канатами. Свисающая часть при этом не должна превышать 2 м, а между задней стенкой кабины автомобиля и грузом должен быть предусмотрен зазор. Тяжеловесные грузы и контейнеры размещают в кузове с учетом их устойчивости и равномерного распределения нагрузки на ходовую часть. При необходимости они крепятся к полу кузова растяжками. Большегрузные контейнеры должны перевозиться только на контейнеровозах с креплением к грузонесущей раме или платформе. Особо тяжеловесные грузы размещаются и закрепляются на подвижном составе в соответствии с техническими проектами на их перевозку и перегрузку, разрабатываемыми специализированными организациями.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |