КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологический холизм и индивидуализм
Ниже представлено исследование методологии институциональной теории на основе общего системного подхода. Выделенные методологические принципы традиционного институционализма и неоинституционализма, как правило, составляют пары противоположных позиций. Разработчики нового институционализма, или неоинституционализма, с самого начала занимались фундаментальным методологическим поиском. К каким результатам привел этот поиск? Метод холизма утверждает важность связей между элементами для формирования свойств самих элементов и системы в целом. Институты первичны, индивиды вторичны. Согласно принципу методологического индивидуализма в центре социальных процессов находится индивид. Институты вторичны по отношению к индивидам. Методологический индивидуализм как принцип неоинституционализма и холизм как принцип традиционного институционализма представляют две противоположные позиции. Однако большинство представителей современного (эволюционного) институционализма не противопоставляют, а разделяют принятую современной наукой точку зрения о дуалистическом характере элементов системы. Рассмотрим эти принципы на основе общего системного подхода. В теории системного анализа в самом общем виде термин "система" (от греч. systema – целое, составленное из частей) означает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную функциональную целостность, единство, предназначенную для достижения конкретных целей и задач. С точки зрения общего системного подхода, экономическая система – это система, состоящая из экономических агентов (индивидов, элементов) и связей между ними, действующим согласно определенным правилам (институтам). В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор. Основная предпосылка неоинституциональной теории состоит в том, что люди действуют в любой сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и социальной сферой или политикой. Теория общественного выбора (public choice theory) — э то теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. «Рациональные политики» поддерживают прежде всего те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Теория общественного выбора, например, последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. Существующая в философии теория номинализма утверждает, что реально существуют только отдельные единицы, а общее (общество) – это всего лишь простая сумма отдельных элементов. В центре теории лишь индивидуальный собственник и его индивидуальная (личная) выгода. Методологический индивидуализм рассматривает систему как простую совокупность элементов. Согласно этому принципу реально действующими «акторами» социального процесса признаются не группы или организации, а только индивиды. Никакие коллективные общности (например, фирма или государство) не обладают самостоятельным существованием, отдельным от существования своих членов. Поэтому они подлежат объяснению с точки зрения целенаправленного поведения индивидуальных агентов. В результате институты вторичны по отношению к индивидам. Методологической основой данной теории является индивидуализм. Вместе с тем, любая социально-экономическая система, являясь иерархической структурой, в то же время обладает особым качеством – целостностью, т.е. принципиальной не сводимостью свойств системы к сумме свойств составляющих её частных элементов. Поэтому любая экономическая система иерархична: высшими экономическими интересами являются интересы всего общества, затем реальные коллективные интересы различных общественных групп, в самом низу – частный интерес индивида. Это является отличительным признаком эмерджентности как проявлению в наиболее выразительной форме свойства целостности системы, т.е. наличия у экономической системы таких свойств, которые не присущи ни одному из составляющих систему элементов, взятому отдельно, вне системы. Таким образом, с точки зрения системного подхода система – это нечто большее, чем совокупность ее элементов (индивидов). При этом цели и задачи системы не обязательно должны совпадать с целями индивидов. Следовательно, предприятие (если оно является системой) может обладать собственными целями. Методологической основой данного подхода является холизм. Холизм в отличие от методологического индивидуализма рассматривает систему только в целом. Но с точки зрения системного подхода существование системы неотделимо от существования ее элементов. Цели, функции элементов и цели системы взаимосвязаны, оказывают друг на друга взаимное влияние. В экономической системе правила и индивиды взаимосвязаны. Индивиды осуществляют взаимодействие, руководствуясь правилами. Их поведение определяют правила (институты). С другой стороны, правила создаются индивидами. Индивиды могут формировать связи по изменению существующих правил. Принцип методологического индивидуализма отражает блок обратной связи (связи индивидов, экономических агентов по формированию, изменению правил), а холизм – прямые связи (влияние правил на индивидов).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |