Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие малой группы в социальной психологии




Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения людей по общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, осознают свою принадлежность к этому образованию.

Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четко обозначить отличие своего подхода от социологического.

Если для второго характерен, прежде всего, поиск объективных критериев для различения реальных социальных групп, то для первого характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности.

Многие авторы обращались к определению группы, и как результат - бесчисленное множество определений, где в качестве основных критериев выделяются те параметры, которые отвечают позиции каждого конкретного автора. Расхождения наблюдаются даже в таком, казалось бы, бесспорном вопросе, как элементы группы. Например, Ф. Олпорт определяет группу как совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях. Однако большинство авторов сходятся в том, что группа изначально есть совокупность индивидов. Далее, опять возникает расхождение взглядов, касающееся, на этот раз, сущности группы. Р. Бейлз понимает под малой группой любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена.Но чтобы получить впечатление, необходимо как-либо провзоимодействовать с другим членом группы и так получается добавка в определении– «группа…члены которой объединены общей социальной деятельностью…» «Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом» (П. Сорокин); «регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников» (И.А.Донцов).

Важным является уточнение касательно изменений, связанных с включением индивидов в группу и их взаимовлиянием: «В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов».

М. Шоу определяет группу как двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Помимо этого, американский психолог выделяет ряд других характеристик группы, а именно:

♦ некоторая продолжителъностъ существования;

♦ наличие общей цели или целей;

♦ развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры;

♦ отличительное свойство группы, как осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Это определение окажется еще более точным, если прибавить к этому списку характеристик положение Р. Брауна о том, что важная определяющая малой группы в осознании ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы. Тем самым группа признается элементом окружающего мира со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле всевозможных влияний, взаимодействий, противодействий и т.п.

При изучении малой группы большое внимание уделяется такой ее характеристике, как наличие взаимодействия лиц, входящих в ее состав, что требует двупланового подхода к ее трактовке, а именно:

♦ со стороны социальной составляющей (прежде всего в логике Г. М. Андреевой);

♦ со стороны психологической составляющей (в логике М. Шоу).

В ходе исследования характера и специфики взаимодействия людьми в рамках малой группы было получено множество важных результатов. Так, в 1920 г. В.Меде опубликовал результаты своих эксперимен­тов с группами, которые он начал осуществлять еще в 1913 г. Эти эксперименты проводились по определенной методике: ка­ждый опыт начинался с одним испытуемым, и постепенно ко­личество участников увеличивалось. Была выявлена разница в способности выносить боль в одиночку и в группе, звукоразличении, устойчивости и силе внимания, счете и т.п. В.Меде уста­новил: 1) имеются различные типы людей относительно влия­ния на них группы (положительного, отрицательного, нейтраль­ного); 2) в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли; 3) в зависимостй от типа от­ношения к группе происходят и сдвиги в психической сфере.

Таким образом, были выявлены особенности протекания по­знавательных процессов (ощущения, внимания, мышления) в ус­ловиях изоляции и присутствия группы.

Несколько позже, уже в ином направлении, проводил свои эксперименты в группах В.М.Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым). В этих экспериментах использовались раз­личные наборы картинок, после демонстрации которых испытуемые должны были их воспроизвести, устано­вить сходство и различие в деталях, выразить свое отношение к событиям, изображенным на картинке. Кроме того, обследуе­мым необходимо было внести предложения по проекту памят­ника, а также оценить длительности временного интервала (1,5 с). В опытах сначала учитывались показатели каждого, за­тем проводились обсуждения, дискуссии, голосование и испы­туемым предлагалось внести дополнения и изменения в свои прежние ответы.

В.М.Бехтерев установил, что группа способствует увеличе­нию объема знаний своих членов, исправлению ошибок, смяг­чению отношения к проступку, позволяет выдержать более сильные раздражители, дает общие сдвиги в показателях. В ходе исследования были выявлены половые, возрастные, образова­тельные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой деятельности. При этом, в рамках групповой ди­намики малая группа чаще рассматривалась как совокупность взаи­модействий и коммуникативных актов преимущественно эмо­ционального характера.

Как система групповых процессов, групповая динамика вклю­чает в себя разнообразные изменения, происходящие в группе. К таким процессам могут быть отнесены: давление на одних участников группы, способствующее их согласию с мнением других участников (конформизму); исключение из группы и формирование ролей. Проблема описания групповых процессов включает вопросы, связанные с характером (формальная / не­формальная) группы, ее особенностями, эффективностью груп­повой деятельности и факторами, ее обусловливающими, проблемы лидерства.

Кроме этого, некоторые авторы не ограничиваются только исследованием названных групповых характеристик, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели, как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоретических и экспериментальных доказательств того, что данный подход продуктивен.

Еще одной важной характеристикой группы является ее сплоченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей оказывать более значительное влияние на своих членов.

Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности. При этом выделяют иногда межличностную сплоченность и сплоченность, связанную с задачей группы. Но сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор - группам, сплоченным на межличностной основе, иногда трудно сосредоточиться на задачах.

Классификации групп

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить прежде всего на первичные и вторичные группы, как это сделал американский социолог Ч. Кули.

Первичные — это контактные группы, в которых люди не только взаимодействуют "лицом к лицу", но и тесно объединены эмоциональной близостью. Такие группы характеризуются близкими и продолжительными отношениями небольшого числа людей. Все взаимоотношения между членами группы носят исключительно личный характер. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и обычно не преследует других целей.

Вторичные, группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции.

Группы также подразделяются на формальные и неформальные. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом. Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, — внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.

Наконец, следует отметить еще два типа групп. В 1942 г. американский социальный психолог Г. Хаймен ввел в научный оборот термин "референтная группа", применив его к такой группе, в соответствии с которой индивид оценивает свое собственное поведение или ситуацию, в которой находится. Хаймен проводил различие между группой членства, т.е. такой, к которой человек принадлежит в действительности, и группой референтной, которая используется как некоторая основа для сравнения. При этом референтная группа может быть или не быть группой членства.

Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход Г.М. Андреевой (рис.2). Здесь все группы подразделяются прежде всего на условные и реальные. Группа условная — это совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню образования, характеру деятельности и т.д.). Индивиды, входящие в состав такой группы, не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Строго говоря, такая общность не является группой в социально-психологическом смысле, уместнее называть ее социальной категорией.

Группа реальная — это общность людей, существующая в определенном общем для них пространстве и времени и объединенная реальными отношениями. Как отмечает Г.М. Андреева, социальная психология сосредоточивает свое исследование именно на реальных группах.

 

Рис. 2. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии (по Г.М.Андреевой)

Лабораторные группы, будучи группами реальными со всеми чертами подобной общности, в то же самое время являются группами искусственными, поскольку создаются в соответствии с замыслом исследователя, который предусматривает их состав по полу, возрасту, образованию и ряду других характеристик.

Естественные группы подразделяются на большие и малые. По словам Г.М. Андреевой, малые группы — "обжитое поле социальной психологии", и с этим нельзя не согласиться.

Наконец, исследуя малые группы, Г.М. Андреева подразделяет их на две разновидности: становящиеся и развитые. Первые уже обладают определенной заданностью внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью. Вторые — это группы сложившиеся, которые характеризуются более высоком уровнем развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.