Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право и закон

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Как и в вопросе соотношения права и государства здесь преобладает два основных подхода. Первый ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права. То, что исходит от государства в форме его общеобязательных велений и является правом. Второй подход к разрешению права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства явлением. Считается даже, что право предшествует закону в качестве естественного права. Право при этом определяется как форма выражения свободы, как формальная свобода. Государство рассматривается ограниченным в своих действиях правом.

Пытаясь решить проблему соотношения закона с правом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям – справедливости, гуманизму и т.д. В этих же целях используется иногда понятие «правовой идеал», который и составляет содержание правовых законов. Таким образом, все иные законы, которые не содержат в себе «правового идеала», т.е. не соответствуют правовым принципам – не являются правовыми. Но стремление подвести под закон жесткую моральную основу не всегда соответствует предназначению права. Право не всегда является нормативно закрепленной справедливостью. Введение понятия «правовой закон» также не способствует разрешению проблемы соотношения права и закона, даже усложняет проблему. Хотя законы и можно признать не правовыми, в тоже время необходимо отметить, что «не может быть права до и вне своей формы (закона). Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантии реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не являются».[31]

В настоящее время приходится констатировать нерешенность проблемы соотношения права и закона, поэтому продолжают существование различные теории правопонимания. Кроме того, необходимо учитывать, что в каждой стране существуют свои подходы к данной проблеме. Например, в России не существует в целом проблемы противоборства права и закона, традиционно право рассматривается в единстве с законом, важным является не противопоставление естественного права позитивному, а достижение соответствия между содержанием и формой позитивного права. Но на теоретическом уровне предпринимаются значительные усилия для отграничения права от «неправового закона». Каким бы не было существо спора, закон всегда должен соответствовать праву, закрепленному в виде основополагающих принципов права, которые играют роль ориентиров, определяющих пути совершенствования правовых норм и правового регулирования общественных отношений.

 

6. Право и экономика, право и политика, государство и право.

Вопросы соотношения права и экономики, права и политики являются спорными в юридической науке. Согласно одному подходу вмешательство государства в экономику не должно быть, экономика должна развиваться по своим внутренним законам. Согласно второму походу, право наоборот должно регулировать детально экономику. Государство вмешивалось во все экономические отношения, пытаясь ими управлять на всех уровнях (плановая экономика). Жесткое воздействие государства на экономику охватывало и производство, и обращение, и потребление. Экономическая деятельность при данной модели управления жестко детерминирована государством, в том числе с помощью правовых актов. Либеральная школа экономики (Хайек, Фридмен) считали, что право, законы должны создавать своеобразную регулятивную среду для обеспечения экономики необходимыми правовыми средствами нормальной экономической конкуренции. Роль государства при этом ограничивается лишь созданием правовых условий. Сфера дозволений, диспозитивных отношений расширяется.

В настоящее время сформулированы в России основные направления использования правовой формы для обеспечения реализации модели правового государства, предполагающего рыночную модель экономики. Цели экономического развития при этом формулируются в законодательстве, четко определяется круг субъектов экономических отношений, регламентируется порядок разрешения споров о праве, устанавливаются правовые формы осуществления коммерческой деятельности, антимонопольное законодательство и способы, виды юридической ответственности (из договора, из причинения вреда и др.).

Рассматривая соотношение права и политики, необходимо учитывать, что политика появилась вместе с государством. Исторически государство является первым инструментом политического воздействия на общество. Традиционно политика рассматривается как государственное управление обществом. Распространен взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями. Некоторые представители науки считают политику средством политической борьбы. Основным объектом политики являются проблемы, нарушающие баланс общественных сил и интересов, которые можно решать путем реформ в государственно-правовой сфере. В античных государствах соотношение права и политики получило самые разнообразные формы. Здесь определилось понятие политики как светского, общественного института, выражавшего общие интересы полиса (города-государства). Получили большое признание приоритет законов перед государственной властью (Платон) и идея справедливости как главная основа политики (Аристотель). Характерной чертой политики средневековых государств являлась политическая раздробленность (сеньориальная монархия), последствием которой был партикуляризм (раздробленность) феодального права.

В условиях образования централизованных монархий, в эпоху абсолютизма право и закон все более подчиняются политике. Переворот в соотношении права и политики произошел в ходе буржуазных революций в Европе и Северной Америке, где законодательная власть постепенно перешла к органам народного представительства (парламентам). Законы, изданные парламентами, становятся обязательными для судебной и исполнительной властей. Существенный прогресс в достижении приоритета права по отношению к политике произошел после второй мировой войны. Была провозглашена Всеобщая декларация прав человека, закреплявшая свободу и достоинство человека, в том числе и как основную цель политики государств-членов ООН. Общепризнанные демократические основы права получили распространение в современных конституциях. Права человека стали главным ориентиром и средством осуществления политики и для государства, и для общественных объединений. Политика правового государства не может быть свободна от требований конституции, от норм международного права и международных договоров. Государство проводит эти принципы во внутренней и внешней политике, соблюдает в процессе принятия политических решений.

Единство государства и права проявляется в том, что они возникают и развиваются совместно, имеют одинаковые подходы к сущности и типологии, выступают средствами и инструментами власти. Различия между государством и правом состоят в том, что государство является особой организацией политической власти, а право выступает в роли социального регулятора. Государство при этом выражает силу, а право волю. Если первичным элементом системы права является норма права, то первичным элементом государства – государственный орган. Воздействие государства на право состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право в результате правотворчества, а также реализует его в процессе правоприменения. С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата и компетенцию его органов.

 

7. Типы права: различные подходы.

Типология права – это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиций формационного и цивилизационного подходов. В рамках формационного подхода главным критерием типа права являются социально-экономические признаки. Базис (тип производственных отношений) является фактором общественного развития, который определяет тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Здесь продуктивна сама идея – делить право на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество. Но формационный подход не дает возможности в должной мере учитывать культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамках цивилизационного подхода типология права выводится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков цивилизации. В соответствии с этими критериями выделяют такие принципы права: национальные правовые системы (конкретно-исторические совокупности права, юридической практики и правовой идеологии государства) и правовые семьи (совокупности правовых систем, выделяемых на основе общности правовых источников, структуры права и исторических способов формирования права). Различаются следующие правовые семьи: англосаксонская, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Назвать основные признаки права.

2. Раскрыть содержание права в объективном и субъективном смыслах.

3. Провести отличие права и закона.

4. Типы права, их характеристика.

5. Назвать характерные особенности основных концепций правопонимания.

 

Литература:

1. Алексеев С.С. К вопросу об общем понятии права // Советское государство и право. 1993. №6.

2. Емельянов С.А. Право: определения понятия. М.,1992.

3. Лившиц Р.С. Теория права. М.,1994.

4. Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. М., 1983. №3.

5. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.,1995.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные концепции правопонимания | Нормативное регулирование общественных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.