Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акты применения правовых норм

Вынесение решения по делу и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, в котором в итоговой (резолютивной) части излагаются выводы решения. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного характера (имеющего официальное значение) проявляется сущность применения права, тогда как предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения дела. Перед вынесением решения по делу необходимо исследовать обстоятельства дела правильно и с достаточной полнотой. Вынесение решения по конкретному делу не может ограничиваться чисто формальным подведением фактических обстоятельств дела под требования нормы (зафиксированные в гипотезах норм права). В некоторых случаях, кроме установления фактических обстоятельств дела необходимо, устанавливать и другие данные, которые не являются юридическими фактами, но влияют на правовую оценку рассматриваемых случаев (например, в процессе привлечения лица к уголовной ответственности исследуется не только состав преступления, но и социальные свойства личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, особенности личности и психологических качеств, социальная среда и др.).

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц осуществляется или сразу после вынесения решения или по истечении установленного процессуальными нормами срока. На этой стадии процесс применения норм права завершается и начинается реализация акта применения нормы права (исполнительное производство, которое детально регулируется процессуальным законодательством, отдельными законами). Решения должны быть в обязательном порядке исполнены, кроме случаев, когда исполнение решения приостанавливается, откладывается или прекращается в связи с наступлением определенных обстоятельств, изменением обстановки, принятием нового законодательства, которое устраняет наказуемость действия (бездействия) и т.д. В любом случае, контроль за исполнением решений ложится на компетентные государственные органы (суд, прокуратуру и др.).

 

Актом применения права называется официальный правовой документ (акт), который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Признаками акта применения права являются следующие:

– акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства (в нем олицетворяется авторитет и сила государства);

– исходит от компетентных органов;

– носит индивидуальный (персонифицированный) характер, а не нормативный характер, так как адресован конкретным субъектам, указывая в конкретном случае, кто и в каком объеме обладает определенными правами и несет корреспондирующие правам обязанности. Правоприменительный акт имеет силу только для конкретного случая и на сходные случаи (аналогия) не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат нормы права для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат норм права, а лишь конкретизируют общие предписания применительно к отдельным случаям. Акты применения права не являются источниками права и в сборники законодательства не включаются;

– имеет определенную установленную законом форму. Законом строго определен порядок издания и оформления индивидуальных актов (необходимые реквизиты акта).

Акт применения права оформляется в письменном виде (или протокольная форма устного решения). Акты применения органов судебной власти состоят из вводной, описательной, мотивировочной (или описательно-мотивировочной) и резолютивной частей. Акты применения органов предварительного следствия состоят из вводной (обвинительной), доказательственной и справочной части. Актами применения права не являются те официальные документы, которое хотя и имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (дипломы, официальные справки и др.).

В зависимости от субъектов правоприменительной деятельности индивидуальные правовые акты делятся на акты представительных органов государственной власти, акты исполнительных, правоохранительных органов, акты органов государственного контроля.

В зависимости от содержания правоприменительные акты подразделяются на регулятивные (определяющие конкретные юридические права и обязанности в связи с осуществлением правомерной реализации права), и охранительные (издаваемые в связи с совершением правонарушения).

Правоприменительные акты можно классифицировать также – по форме (приговоры, решения), по субъектам (акты государственных и негосударственных органов), по юридической природе (основные, связанные с окончательным разрешением дела); вспомогательные (имеющие промежуточное значение по делу), по характеру (материальные и процессуальные), по предмету правового регулирования (гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые и др.).

Общее между правовым актом и актом применения права состоит в том, что они являются правовыми актами, которые принимаются и обеспечиваются компетентными органами и являются властными по своему характеру документами. Основные отличия между ними состоят в следующем: индивидуальный акт применяется на основе нормативного акта, он конкретизирует норму права применительно к отдельному случаю, отношению, носит индивидуальный характер и рассчитан на однократное применение, выступая юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения определенного правоотношения.

 

5. Пробелы в праве: понятие и способы их преодоления.

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие правовой нормы в действующем законодательстве при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Необходимо учитывать два основных условия пробельности:

1. фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2. должна отсутствовать конкретная правовая норма, призванная урегулировать определенные фактические обстоятельства.

Пробелы в праве рассматриваются со следующих позиций:

– пробел в позитивном праве (в законодательстве), когда нет каких-либо форм права, которые могли бы урегулировать данные фактические обстоятельства (ни закона, ни подзаконного акта, ни прецедента, ни правового обычая);

– пробел в нормативно-правовом регулировании, когда отсутствуют и нормы закона, и нормы подзаконного акта;

– пробел в законе, когда имеется неполное урегулирование вопроса в конкретном законе.

Правомерно также говорить о пробелах и в иных источниках права. Отсутствие или неполнота нормы в определенном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

Установление пробела связано прежде всего с правотворчеством. В процессе правотворческой деятельности проверяется необходимость урегулирования определенных отношений, констатируется наличие пробела, вырабатывается проект нормативного акта, принимается соответствующий акт, означающий положительное и окончательное установление и устранение пробела.

Для того чтобы устранить наличие пробела, исследуются материальные общественные отношения, подлежащие урегулированию, состояние действующего по этому вопросу законодательства, компетенция правотворческих органов или иных государственных органов, призванных устранить пробел, правоприменительная практика и другие моменты.

Наличие пробелов всегда является свидетельством несовершенства законодательства, объясняется недостатками системных связей и его систематизации, доказательством отставания законодательного регулирования определенных, особенно новых отношений, изъянами законодательной техники. В тоже время пробелы в праве объективно возможны, иногда неизбежны, потому что даже самое совершенное законодательство не в состоянии охватить все видоизменения юридической практики. Иногда приходится разрешать дела при отсутствии конкретных норм права.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. В случаях, когда правотворческий орган не устранил пробел, необходимо найти нормы права, регулирующие однородное отношение. Другими словами, преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, когда не создается новых норм права, но применяется аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не данный, а на сходные случаи в соответствии с общими принципами законодательства. «Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу».[99] Если при наличии пробела аналогичной нормы права не найдено, то применяется аналогия права.

Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права, если отсутствует норма, регулирующая сходные правоотношения. Особое значение в данном регулировании приобретают принципы права, закрепляемые в конституции и общих положениях (Общей части) отраслевого законодательства. Аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.

Для применения аналогии закона необходимы следующие условия:

– имеет место общественное отношение, которое по своим признакам входит в предмет правового регулирования;

– данное общественное отношение не урегулировано нормами права, соглашением сторон или обычаем делового оборота;

– имеется норма права, регулирующая сходное общественное отношение;

– отсутствует противоречие между применяемой нормой и существом отношения, подлежащего урегулированию. Например, жилищное законодательство допускает перевод пригодных для проживания жилых помещений в категорию нежилых только на условиях и в порядке, установленных Жилищным кодексом. Однако эти вопросы решаются только применительно к государственному и муниципальному жилищным фондам. Применительно к частному жилищному фонду эти же вопросы могут решаться с использованием аналогии закона.

Аналогия права допустима только при наличии пробела в законе, который не может быть восполнен с помощью аналогии закона.

В уголовном и административном праве аналогия исключается. В зарубежных странах применение аналогии также жестко ограничено. Отсутствие применения аналогии при привлечении к карательной (штрафной) ответственности – гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования. Необходимо также, чтобы применение права по аналогии специально предусматривалось законодательством. Таким образом, применение аналогии в целом не восполняет пробела в праве, восполнение пробелов в праве относится к компетенции правотворческих органов. В связи с процессом постоянного совершенствования законодательства применение права по аналогии становится редким исключением.

Специальный юридический анализ пробелов в праве должен опираться на учет социальных факторов, потребностей общества. В современных условиях чаще всего встречаются пробелы, связанные с незавершенностью правотворчества, недостатками законодательной техники, развитием юридической практики. Наличие пробелов – не всегда есть свидетельство недостатков права, а чаще свидетельствует о динамике права (конструктивные пробелы). Пробелы в праве в итоге обязательно должны быть ликвидированы правотворческим органом, но до этого момента они могут быть восполнены путем аналогии на основе прямых указаний закона, во избежание правоприменительного произвола. Особым способом применения аналогии является субсидиарное применение закона (применение норм одних отраслей и институтов права к отношениям, регулируемым другими отраслями и институтами). В любом случае в процессе применения аналогии необходимо учитывать системные связи права.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Реализация права: понятие и формы.

2. Применение как особая форма реализации права, стадии применения права.

3. Акты применения правовых норм: их отличие от нормативно-правовых актов.

4. Пробелы в праве: понятие и способы их преодоления.

Литература:

1. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.,1995.

2. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.

3. Осипов А.В. Понятие и характерные черты соблюдения норм права // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1988.

4. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы правореализации. Саратов, 1995.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стадии применения права. | Понятие толкования норм права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.