Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи, структура и функции философии




ФИЛОСОФИЯ

Литература:

Спиркин;

Канпе В.А.;

Фролова – Введение в философию.

07.02.12

Возникновение философии относится к рубежу 2-1 тысячелетия до н.э. (Древняя Индия, Древний Китай, Античный Рим).

Кангламерат древних религиозных верований, ____________ научных знаний, заблуждений и древнего фольклора.

Основная черта мифа одушествление и обожествление явлений природы и их очеловечиваний, антропоморфизм. Выражается на почве мифологии. Философия первоначально содержала все человеческое знание, затем от нее отделилась религия, как знание, основанное на вере. Затем начался процесс дифференциации науки, появились мнения, что философия:

а) потеряла собственный объект исследования;

б) перешла к роли наук, верховного судьи для любого научного знания.

Объект науки – область действительности.

Угол зрения, под которой наука рассматривает свой объект. В рамках своего объекта всего мира, философия выделяет свой предмет, рассматривая мир, как целостность. Его всеобщие законы, связи и отношения. Философия оперирует собственные категории (движение, познание, мышление и т.д.). В силу предмета философии ее категории это понятие предельной степени общности. В рамках своего предмета философия решает следующие задачи.

Проблема соотношения материального и духовного в целом мире.

Для характеристики всех существующих форм действительности используется понятие бытия. Термин впервые ввел античный философ Протогор. Но поскольку мир бесконечно многообразен бытие существует в разнообразных формах:

1. Бытие вещей и процессов в его рамках

а) бытие вещей и процессов природы (гроза). Они существуют независимо от человека. Это бытие единство вечного и бесконечного и временного приходящего. Оно есть источник человека и его духовного мира, условий его жизнедеятельности.

б) бытие произведенных человеком вещей. Оно есть единство природной, духовной, социальной реальности.

2. Бытие человека

а) бытие человека в мире вещей. Это человеческое бытие имеет предпосылки, закономерности общие для всех природных тем. Человек подвластен природным закономерностям, а его психика зависит от психических характеристик.

б) специфическое человеческое бытие. Это бытие главное, где есть единство вещественного и духовного, личного и общественного, поскольку человек не только природное, но и личность.

3. Бытие духовное

а) бытие идеализированное духовному (психика и сознание индивида). Это бытие весьма подвижно, скрыто от наблюдения, возникает и умирает вместе с отдельным человеком.

б) бытие объективно духовному. Это вне индивидуальная форма духовной культуры. Духовные ценности, воплощенные в отношении людей.

4. Бытие социальное. Это личность процесса его формировании бытия социальной группы и бытия общества.

Все эти многообразные формы, в конечном счете, сводятся взаимодействия двух видов бытия:

а) объективная реальность, которая существует вне и независимо от сознания (природа, материя (терм. ввел Платон).

б) субъективная реальность (сознание, дух).

Любая философия решает вопросы о соотношении этих форм.

В 19 веке Фридрих Хенгельс назвал эту проблему основным вопросом философии.

Основным вопросом философии называется вопрос об отношении сознания к материи духов в природе (субъективной реальности и объективной). Первая его сторона называется онтологической (от греч. бытие) и звучит так, что первично _______________.

В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяют два типа философии (направления) мировоззрения.

Одно ориентировано прежде всего, на практическое изменение действительности, считало первичной материю осознанием продуктом ее длительной эволюции и получило название материализм. В истории известны такие его формы:

- наивный, стихийный материализм древних мыслителей; Фалес, Демокрит.

- метафизический материализм нового времени; Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро.

- вульгарный материализм; Фогт Бюхнер.

- антропологический материализм; Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский.

- диалетичский материализм (марксиский); К. Маркс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

Второй тип фил. мир. Ориентировал на определенную роль человеческого духа, считал первичным союзами, а остальной мир его продуктом и получил название идеализм. Существовал в двух формах:

- объективные идеализм над человеческим сознанием, вне человеческим сознанием; бог, мировая воля и т.д. (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель) ─ неотолизм;

- субъективный идеализм первичное сознание отдельного человека или группы людей (Дж. Беркли, А. Конт) ─ постпозитивизм.

За пределами мировоззренческого вопроса материя и дух жестко не противостоят друг другу, а находятся в тесной связи и взаимодействии.

Дух

Познание практика

Материя

Вторая сторона гносеологическая (греч. теория познания) (эпистемология) (греч. знание) в вопросе философии. Звучит так познаваем мир, в зависимости от ответа на этот вопрос выделилось два направления:

- гносеологический оптимизм он опирается на (убежденность) историческую результативность человеческой нации и практики и утверждает принципиальную узнаваемость мира.

- исходит из реальных сложностей и противоречий человеческого познания, оно получило название амостицизм и отрицает познаваемость мира полностью или частично И. Кант, Д. Юм; все субъективные идеалисты и часть объективных идеалистов являются агностиками. Оптимисты – все материальная и часть объективных материалистов, решает проблемы познания. Философия допускала две крайности понимания источника и критерии знания.

- одна крайность считала источником всех или основных знаний, а так же критерий их истины, чувственный опыт; она называется эмпиризм (опыт).

- вторая крайность такую же роль отводила разуму, и получило название рационализм (лат. разум). Современная философия рассматривает чувственный опыт и абстрактное мышление, как единство двух взаимодействующих форм познания; чувственное познание дает нам факты действительности; рациональное познание их обобщает и формирует теорию, проверяет ее и внедряет в практику на основе чувственного опыта.

Философия решает проблему развития окружающей действительности. Философское направление, которое отрицает качественную и направленную изменчивость действительности, признавая в лучшем случае механическое движение, получило направление со времен Гегеля название метофизика. Теория, провозглашающая всеобщность связей между явлениями в окружающем мире всеобщую изменчивость в различных формах, всеобщее развитие источником которого выступает внутреннее противоречие в вещах получило название диалектика (всеобщее развитие) и как целостная концепция разработанная Гегелем и Марксом.

Философия решает проблемы происхождение и сущности человека выступая, как философское направление.

Решает проблемы общественного развития и его закономерности выступая, как соц. философия и другое.

Таким образом, складывается структура философского знания, в которого включают:

- онтология;

- гносеология;

- логика; (учение о человеческом мышлении);

- социальная философская антропология;

- социальная философия;

А так же так называются философские науки:

- формальная логика;

- этика (знание о морали);

- эстетика (знание о прекрасном);

- философские проблемы войны и мира;

- философские науки и другие;

Функции философии:

1. Познавательная (информативная, дает обобщенную информацию о мире).

2. Мировоззренческая; мировоззрение - обобщенное представление человека о мире, о месте в не человека и смысле его жизни. Давая знания о всеобщих законах действительности ________________

3. Методологическая; (изучает вопросы познания и мышления, философия выполняет методологическую функцию, разрабатывает учения о методах познания, способах решения научных проблем).

4. Творески-практичекая; (способна уловить, выловить возможные тенденции будущего развития).

5. Культурно-аксиологическая; (включающая в себя суть духовной культуры своей эпохи способствует формированию системы духовных ценностей человека и общества).

Таким образом, философия является наукой, имеет свой предмет и выполняет важные функции вместе с тем она выходит за пределы за пределы научного знания, выступая как форма общественного сознания, воплощающая в себя ядро научного мировоззрения, как всеобщая методология познания действительности и как квинтсенция духовной культуры своей эпохи.

 

14.02.12

Знание

 

Мировоззрение

 

 

Обычное (стихийно-эмпирическое знание) Научное знание

 

Мировоззрение – понимание человеком окружающего мира, место человека в мире, отношение между человеком и миром, смысл человеческой жизни.

Основные сферы мировоззрения:

- миропонимание – рациональное объяснение окружающего мира; национально интеллектуально познаются;

- мироощущение – чувственная эмоционально-психическая человеческая сфера.

Основные структурнее уровни мировоззрения:

- знания;

- ценности и оценки;

- идеалы и нормы;

- убеждения;

Форма мировоззрения – система взглядов, которая органически включается в жизнь человека в нормы его __________ и поступков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.