Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль экономического анализа в управлении предприятием

Методические рекомендации.

Лекция 2. Комплексный экономический анализ в системе управления

После изучения данной темы студент должен знать:

- место, роль и значение экономического анализа в системе управления предприятием;

- этапы проведения экономического анализа, их содержание;

- понятие и значение информационного обеспечения при проведении аналитической работы;

- классификацию аналитической информации;

- признаки классификации и виды показателей, используемых при проведении комплексного экономического анализа.

 

ВОПРОСЫ:

Экономический анализ важнейшая функция управления: только на основе аналитической информации возможно принятие обоснованного управленческого решения (рис. 2).

 
 

 


Рис. 2 Роль информации в процессе принятия решений

 

Предприятие представляет собой сложную, развивающуюся систему. Эта система включает ряд подсистем (рис. 3):

 

 
 


Рис 3. Структура системы хозяйствующего субъекта

Охарактеризуем систему хозяйствующего субъекта по составляющим ее элементам (табл. 3):

Таблица 3

Система Элементы системы Цель функционирования
Система предприятия Управляющая система – Управляемая система Достижение желаемого (запланированного) состояния хозяйствующего субъекта
Управляющая система Планирование – Организация – Учет – Контроль – Анализ – Принятие решений Способствование оптимизации деятельности управляющей системы
Система анализа Технологический анализ – Анализ производственной деятельности – Анализ коммерческой деятельности – Финансовый анализ Обоснованность реализации такой функции управления, как регулирование

 

Содержание экономического анализа (ЭА) определяется выполняемыми им функциями в системе управления предприятием, где он занимает одно из центральных мест. Система управления предприятием включает планирование, учет, анализ, принятие управленческих решений и контроль производственно – хозяйственной деятельности предприятия.

Экономический анализ тесно связан с планированием и является его составной частью и его основой. Планирование начинается и заканчивается анализом деятельности предприятия, который и обусловливает обоснованную оценку его работы. Научная обоснованность планов требует расширения и углубления приемов анализа использованием экономико-математических методов, методов системного, функционально-стоимостного анализа, комплексного подхода к изучению всех факторов производства.

Разработка внутрифирменных планов и бизнес-планов неразрывно связана с разработкой приемов предварительного анализа, прогнозированием производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики предприятия (включая и государственные) сами должны экономически обосновывать технические решения и планы как в коротком, так и длительном периодах, что резко повышает роль и значение анализа, без которого невозможно объективно оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.

 

Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка в России необходимость в бизнес-планах стало очевидной. Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:

- подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;

- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

- открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

- перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов направлений и способов осуществления предпринимательской деятельности;

- составление проспектов эмиссий ценных бумаг;

- выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Заказчиками бизнес-планов являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.

В России выделяют четыре типа бизнес-планов:

- внутренний бизнес-план;

- бизнес-план для получения кредитов;

- бизнес-план для привлечения инвесторов;

- бизнес-план финансового оздоровления,

Бизнес-план - документ перспективный, рассчитанный на 4-5 лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а по возможности, даже в месячном разрезе.

Вопросы по бизнес-планированию рассмотрены как в зарубежной, так и в отечественной литературе в достаточно большом количестве, однако при этом не существует каких-то единых жестких стандартов и методик. Процесс планирования требует высокой компетентности и творческого подхода от его разработчиков. Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью его составления. Ниже приводится примерная структура бизнес – плана.

Структура бизнес-плана:

- резюме

- история предприятия

- описание продукта

- конкуренты, стратегии

- производственный план

- план маркетинга

- организационный план

- финансовый план и оценка риска

- приложения.

 

Сметное планирование включает два этапа: планирование и мониторинг Экономический анализ – это не только обоснование планов, но и контроль за их выполнением. Непрерывный контроль за выполнением плана называют мониторингом плановых показателей.

Количественное выражение плана, контроль над его выполнением осуществляются через особый инструмент финансового планирования - бюджетирование, который является методом управления результатов деятельности и совершенствования процесса производства, калькулирования и внесения коррективов. Бюджетирование – это совокупность управленческих процессов, обеспечивающих жизненный цикл бюджета предприятия: разработка бюджета, контроль за его исполнением, анализ причин отклонений фактических показателей от плановых Методы экономического анализа играют важную роль в системе бюджетирования.

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является составлением бюджета, размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета о прибыли и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизованных форм, которые следует строго соблюдать.

ЭА является связующим звеном между учетом, контролем и принятием управленческих решений в рамках которого:

• учетная информация проходит аналитическую обработку - проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми;

• определяется влияние разнообразных факторов на результаты производственно-хозяйственной деятельности;

• выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы.

В условиях рыночной экономики экономический анализ является важнейшей исходной предпосылкой для подготовки и обоснования управленческих решений. Управленческие решения касаются как совершенствования процессов производства в целом и их отдельных элементов, так и улучшения условий труда и жизни работников. В системе управления производством анализ хозяйственной деятельности представляет связующее звено между сбором информации и принятием управленческих решений. Его значение состоит в том, что он является главным средством выявления резервов повышения эффективности производства и качества продукции, совершенствования механизма хозяйствования.

 

Значимость экономического анализа в управлении организацией, сложность исследуемых явлений и процессов предопределяют разнообразие научного аппарата. Анализ теории и практики экономического анализа позволил установить множество используемых научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, предметного, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного и др. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует только один из аспектов экономического анализа.

Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления предприятием, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономический управленческий и финансовый анализ | Этапы проведения комплексного экономического анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.