Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операторы языка программирования C-51




В языке программирования C-51 используется два типа операторов: операторы объявления и выполняемые операторы. Все операторы C-51 заканчиваются точкой с запятой.

Операторы объявления.

Объявление является неисполняемым оператором, который объявляет некоторый объект или набор объектов, связывает с ним один или несколько идентификаторов и, если это необходимо, распределяет память микроконтроллера.

В объявлении могут быть объявлены три типа объектов: переменные, метки и функции. В программе для каждого имени допустимо только одно объявление. Метка полностью объявлена, если она стоит перед выполняемым оператором и заканчивается с двоеточием ':'. Например:

vfg: svGorit(); //Вызов подпрограммы с именем svGorit

Переменные, константы, литералы и подпрограммы должны быть объявлены раньше, чем они будут использоваться в исполняемом операторе. Объявление переменной заключается в задании типа этой переменной и ее имени. Тип переменной записывается перед именем переменной. Например:

char Rejim; //Переменная, хранящая номер режима размером в один байт

int Schet; //Переменная, использующаяся как счётчик размером в два байта

В языке программирования C-51 нет необходимости знать конкретный адрес переменной, достаточно обратиться к ней по имени Rejim или Schet.

Функция объявляется точно так же как и переменные. То есть перед именем подпрограммы-функции записывается тип переменной, которую возвращает подпрограмма после своего завершения. Так как в подпрограмму в свою очередь тоже могут передаваться переменные, которые называются параметрами подпрограммы, то эти переменные записываются в скобках после имени подпрограммы-функции. Перед каждой переменной обязательно указывается ее тип. Например:

char PrinjatByte(void); //Подпрограмма, предназначенная для приёма одного байта.

Так как подпрограмме приёма обычно не требуется никаких дополнительных переменных, то вместо переменной-параметра подпрограммы указано слово void, обозначающее, что у подпрограммы-функции нет параметров.

Исполняемые операторы.

  • Оператор присваивания:
  • Условный оператор.
  • Структурный оператор.
  • Оператор цикла for
  • Оператор цикла с проверкой условия до тела цикла
  • Оператор цикла с проверкой условия после тела цикла
  • Оператор continue
  • Оператор выбора
  • Оператор безусловного перехода
  • Оператор выражение
  • Оператор возвращения из подпрограммы
  • Пустой оператор

При вычислении операторов используются выражения, в состав которых входят одноместные, двухместные и трёхместные операции.

Оператор присваивания.

Оператор присваивания записывается в виде:

Переменная=выражение;

Выражение вычисляется, и полученное значение присваивается переменной. Например:

P0=2; //Установить начальные потенциалы на ножках второго порта микроконтроллера

a=cos(b*5); //Этот оператор присваивания осуществляет вызов подпрограммы-функции.

Достаточно часто требуется изменять значение какой-либо переменной. То есть и источником и приёмником данных служит одна и та же переменная. В этом случае можно воспользоваться составным оператором присваивания. Использование составного оператора сокращает исходный текст программы. Например:

sum+=3; //Оператор эквивалентен оператору sum=sum+3;

Umensh-=5; //Оператор эквивалентен оператору Umensh=Umensh-5;

a*=10; //Оператор эквивалентен оператору a=a*5;

mask&=0x10;//Оператор эквивалентен оператору mask=mask&5; Обычно используется для записи нулей в определённые биты переменной

Условный оператор.

Оператор if обеспечивает условное выполнение операторов. Он записывается в следующей форме:

if(<выражение>)

<operator-1>;

[else

<operator-2>;]

При этом ключевое слово else со следующим за ним исполняемым оператором представляют собой необязательную часть условного оператора. Если результат вычисления выражения равен 1 (истина), то выполняется operator-1. Если результат вычисления выражения равен 0 (ложь), то выполняется operator-2. Если выражение ложно и отсутствует оператор-2, то выполняется оператор, следующий за условным. Пример записи условного оператора:

if(Wes<Min) /*Условная операция*/

Schetch=Schetch+1; /*Плечо 1*/

else

Schetch=0; /*Плечо 2*/

В качестве условия могут быть использованы не только операции отношения. Напомню, что операции отношения вычисляют битовую величину. Поэтому в условном операторе могут быть использованы любые битовые переменные, в том числе ножки портов и подпрограммы-функции, возвращающие битовое значение. Использование битовых переменных и подпрограмм позволяет увеличить читаемость исходного текста программы. Примеры использования битовых переменных и подпрограмм-функций в условном операторе:

if(P1.5)fnKn5Naj(); //В этом примере предполагается, что к пятой ножке порта P1 подключена кнопка с надписью "5"

if(Kn5Naj)fnKn5Naj(); //Этот пример эквивалентен предыдущему, но ножке P1.5 поставлена в соответствие переменная Kn5Naj

if(PrinjatByte())DecodCmd(); //Предполагается, что функция PrinjatByte возвращает значение '1', если байт принят

В приведённом примере использована подпрограмма-функция, осуществляющая приём байта из последовательного порта. В названиях подпрограмм отображены действия, выполняемые этими подпрограммами.

Структурный оператор {}

Существует два основных способа использования структурного оператора:

  1. Структурный оператор может рассматриваться в качестве отдельного оператора языка С-51 и использоваться в программе везде, где может встречаться отдельный исполняемый оператор. Это используется в операторах for, while, do while, switch of и if;
  2. Структурный оператор ограничивает область действия локальных переменных.

Каждый оператор внутри структурного оператора может являться любым оператором языка C-51, в том числе и объявлением, при условии, что все объявления внутри структурного оператора должны быть выполнены до первого исполняемого оператора.

Структурный оператор начинается с открывающей скобки '{' и записывается в следующем виде:

{<operator-1>; //Здесь могут быть объявления переменных

<operator-2>;

...

<operator-n>;

}

Заметим, что в конце составного оператора точка с запятой не ставится. Пример использования структурного оператора:

if(Wes<Min) /*Условная операция*/

{incr=incr*2; /*Структурный оператор*/

Schetch=Schetch+1; /*Содержит два оператора*/

}

Структурные операторы могут вкладываться друг в друга:

{<operator-1>;

<operator-2>;

{<operator-A>;

<operator-B>

<operator-C>;

}

<operator-3>;

<operator-4>;

}

Пример использования объявлений внутри вложенного структурного оператора:

int main ()

{int q,b;

float t,d;

...

if(...)

{int e,g;

float f,q;

...

}

...

return (0);

}

Переменные e,g,f,q будут уничтожены после выполнения составного оператора. Отметим, что переменная q является локальной в составном операторе, т.е. она никоим образом не связана с переменной q объявленной в начале функции main с типом int. Отметим также, что выражение стоящее после return может быть заключено в круглые скобки, хотя наличие последних необязательно.

Оператор цикла for

Оператор for - это наиболее общий способ организации цикла. Оператор цикла for записывается в следующей форме:

for (выражение 1; выражение 2; выражение 3) тело цикла;

Выражение 1 обычно используется для установления начального значения переменных, управляющих циклом. Выражение 2 - это выражение, определяющее условие, при котором тело цикла будет выполняться. Выражение 3 определяет изменение переменных, управляющих циклом после каждого выполнения тела цикла. В качестве тела цикла может служить любой исполняемый оператор языка C-51, в том числе и составной оператор. Внутри составного оператора может быть заключено любое количество исполняемых операторов.

Схема выполнения оператора for:

  1. Вычисляется выражение 1.
  2. Вычисляется выражение 2.
  3. Если значения выражения 2 отлично от нуля (истина), выполняется тело цикла, вычисляется выражение 3 и осуществляется переход к пункту 2, если выражение 2 равно нулю (ложь), то управление передается на оператор, следующий за оператором for.

Обратите внимание, что проверка условия всегда выполняется в начале цикла. Это значит, что тело цикла может ни разу не выполниться, если условие выполнения сразу будет ложным.

Пример использования оператора for:

for(i=1;i<10;i++) //от i равного 1 до 10 с шагом 1 выполнить

b=i*i;

В этом примере вычисляются квадраты чисел от 1 до 9.

Некоторые варианты использования оператора for повышают его гибкость за счет возможности использования нескольких переменных, управляющих циклом.

Пример:

int main()

{int top,bot;

char string[100],temp;

for(top=0,bot=100;top<bot;top++,bot--)

{temp=string[top];

string[bot]=temp;

}

return 0;

}

В этом примере, реализующем запись строки символов в обратном порядке, для управления циклом используются две переменные top и bot. Отметим, что на месте выражение 1 и выражение 3 здесь используются несколько выражений, записанных через запятую, и выполняемых последовательно.

Так как согласно синтаксису языка Си оператор может быть пустым, тело оператора for также может быть пустым. Такая форма оператора может быть использована для организации поиска.

Пример:

for(i=0;t[i]<10;i++);

В данном примере переменная цикла i принимает значение номера первого элемента массива t, значение которого больше 10.

При написании программ для микроконтроллеров достаточно часто требуется реализовать бесконечный цикл. В этом случае оператор цикла for принимает следующий вид:

for(;;) //Постоянно

{Knop=P2; //опрашивать порт P2

ObrabSobyt(); //и обрабатывать нажатие кнопок

}

Оператор цикла for - это универсальный оператор, поэтому его реализация в машинных командах достаточно сложна. Для написания программ часто достаточно более простых операторов цикла. Использование таких операторов приводит к более компактным и быстродействующим программам.

Оператор цикла с проверкой условия до тела цикла while

Оператор цикла while называется циклом с предусловием и имеет следующий формат:

while (выражение) тело цикла;

Оператор while содержит условную операцию (такую же, как в операторе if), и вызывает исполнение операторов в этом блоке до тех пор, пока условие верно. Проверка условия производится до выполнения тела цикла, поэтому оператор тела цикла может быть не выполнен ни разу. В качестве выражения допускается использовать любое выражение языка Си, а в качестве тела любой оператор, в том числе пустой или составной. Схема выполнения оператора while следующая:

  1. Вычисляется выражение.
  2. Если выражение ложно, то выполнение оператора while заканчивается и выполняется следующий по порядку оператор. Если выражение истинно, то выполняется тело цикла (которое может быть составным оператором)
  3. Процесс повторяется с пункта 1.

Оператор while может быть полезен для ожидания срабатывания какого-либо устройства микроконтроллера, например таймера:

...

while(!TF0); //Программа ожидает переполнения таймера T0

TF0=0;

TL0=time; //Настроить таймер T0

TН0=time>>8; //на очередной интервал времени

...

В следующем примере оператор while используется для пошагового прохождения по элементам массива Table до тех пор, пока очередной элемент не превысит значение скалярной переменной с именем Level (уровень англ.):

i = 0;

while(table(i)<=Level)i++;

В приведённом примере Table - это предварительно объявленный массив. Переменные Level и i тоже должны быть предварительно объявлены.

Переменной i первоначально присваивается значение 0, затем она используется как индекс для массива Table. Так как i увеличивается при каждом проходе цикла while, то каждый раз, когда выполняется оператор внутри блока while, с переменной Level сравнивается следующий элемент массива Table. Когда найден элемент, превышающий значение переменной Level, то условие в операторе while больше неверно, выполнение блока не повторяется и управление передается следующему за циклом while оператору. С этого момента переменная i является индексом первого элемента массива Table, который превышает значение переменной Level.

Оператор цикла с проверкой условия после тела цикла do while

Оператор цикла while называется циклом с постусловием и имеет следующий формат:

do тело цикла while (выражение);

Оператор do while содержит условную операцию (такую же, как в операторе if), и вызывает исполнение операторов в этом блоке до тех пор, пока условие верно. Проверка условия производится после выполнения тела цикла, поэтому оператор тела цикла будет выполнен хотя бы один раз. В качестве выражения допускается использовать любое выражение языка Си, а в качестве тела любой оператор, в том числе пустой или составной. Схема выполнения оператора do while следующая:

  1. Выполняется тело цикла (которое может быть составным оператором)
  2. Вычисляется выражение.
  3. Если выражение ложно, то выполнение оператора do while заканчивается и выполняется следующий по порядку оператор. Если выражение истинно, то выполнение оператора продолжается с пункта 1.

Чтобы прервать выполнение цикла до того, как условие станет ложным, можно использовать оператор break.

Оператор do while в большинстве случаев соответствует одной машинной команде, поэтому может быть использован для написания эффективных по коду и быстродействию программ. Например:

i=10

do тело цикла; while(--i<0);

Однако, конкретно в реализации компилятора C-51, намного эффективнее следующая конструкция:

for(i=10;i>0;i--) тело цикла;

Операторы while и do while могут быть вложенными.

Пример использования вложенных операторов цикла:

int i,j,k;

...

i=0;j=0;k=0;

do{i++;j--;

while (a[k]<i)k++;

}

while(i<30&&j<-30);

Оператор break

Оператор break обеспечивает прекращение выполнения самого внутреннего из объединяющих его операторов switch, do, for,while. После выполнения оператора break управление передается оператору, следующему за прерванным оператором цикла или выбора.

Оператор continue

Оператор continue, как и оператор break, используется только внутри операторов цикла, но в отличие от него выполнение цикла не прерывается, а начинается следующая итерация цикла. Формат записи оператора:

continue;

Пример:

int main()

{int a,b;

for(a=1,b=0;a<100;b+=a,a++)

{if(b%2)continue;

... /* обработка четных сумм */

}

return 0;

}

Когда сумма чисел от 1 до а становится нечетной, оператор continue передает управление на очередную итерацию цикла for, не выполняя операторы обработки четных сумм.

Оператор continue, как и оператор break, прерывает самый внутренний из объемлющих его циклов.

Оператор выбора switch

Оператор switch предназначен для организации выбора из множества различных вариантов. Формат оператора следующий:

switch (выражение)

{[объявление]

...

[ case константное-выражение1]: [ список-операторов1]

[ case константное-выражение2]: [ список-операторов2]

...

...

[ default: [ список операторов ]]

}

Выражение, следующее за ключевым словом switch в круглых скобках, может быть любым выражением, допустимыми в языке СИ, значение которого должно быть целым. Отметим, что можно использовать явное приведение к целому типу.

Значение этого выражения является ключевым для выбора из нескольких вариантов. Тело оператора smitch состоит из нескольких операторов, помеченных ключевым словом case с последующим константным выражением.

Так как константное выражение вычисляется во время трансляции, оно не может содержать переменные или вызовы функций. Обычно в качестве константного выражения используются целые или символьные константы.

Все константные выражения в операторе switch должны быть уникальны. Кроме операторов, помеченных ключевым словом case, может быть, но обязательно один, фрагмент помеченный ключевым словом default.

Список операторов может быть пустым, либо содержать один или более операторов. Причем в операторе switch не требуется заключать последовательность операторов в фигурные скобки.

Отметим также, что в операторе switch можно использовать свои локальные переменные, объявления которых находятся перед первым ключевым словом case, однако в объявлениях не должна использоваться инициализация.

Схема выполнения оператора switch следующая:

  • вычисляется выражение в круглых скобках;
  • вычисленные значения последовательно сравниваются с константными выражениями, следующими за ключевыми словами case;
  • если одно из константных выражений совпадает со значением выражения, то управление передается на оператор, помеченный соответствующим ключевым словом case;
  • если ни одно из константных выражений не равно выражению, то управление передается на оператор, помеченный ключевым словом default, а в случае его отсутствия управление передается на следующий после switch оператор.

Отметим интересную особенность использования оператора switch: конструкция со словом default может быть не последней в теле оператора switch. Ключевые слова case и default в теле оператора switch существенны только при начальной проверке, когда определяется начальная точка выполнения тела оператора switch. Все операторы, между начальным оператором и концом тела, выполняются вне зависимости от ключевых слов, если только какой-то из операторов не передаст управления из тела оператора switch. Таким образом, программист должен сам позаботится о выходе из case, если это необходимо. Чаще всего для этого используется оператор break.

Для того, чтобы выполнить одни и те же действия для различных значений выражения, можно пометить один и тот же оператор несколькими ключевыми словами case.

Если значение выражения равно 0, то выполняется только первый оператор присваивания, и 0 будет присвоен переменной red (красный англ). Если значение выражения равно 1, то будет выполнен только второй оператор присваивания и переменной blue (голубой англ) будет присвоен 0. Значения выражения 2 и 3 вызовет присваивание 0 переменным green (зеленый англ) и gray (серый англ) соответственно.

Следует отметить, что с точки зрения программиста этот оператор выглядит очень эффектно. Однако при рассмотрении машинного кода получается довольно страшная конструкция с использованием таблиц переходов. Использование нескольких условных операторов if несмотря на то, что они не очень красиво выглядят в исходном тексте программы, приводит к короткому и быстродействующему машинному коду программы.

Оператор безусловного перехода goto.

Оператор goto изменяет порядок выполнения программы при помощи передачи управления на оператор, метка которого указана в операторе goto. Оператор goto записывается в следующем виде:

goto имя-метки;

...

имя-метки: оператор;

Оператор goto передает управление на оператор, помеченный меткой имя-метки. Помеченный оператор должен находиться в той же функции, что и оператор goto, а используемая метка должна быть уникальной, т.е. одно имя-метки не может быть использовано для разных операторов программы. Имя-метки - это идентификатор.

Любой оператор в составном операторе может иметь свою метку. Используя оператор goto, можно передавать управление внутрь составного оператора. Но нужно быть осторожным при входе в составной оператор, содержащий объявления переменных с инициализацией, так как объявления располагаются перед выполняемыми операторами и значения объявленных переменных при таком переходе будут не определены.

Использование операторов goto является неизбежным при некоторых ситуациях, однако в большинстве случаев там, где должна быть предусмотрена передача управления, более предпочтительным является использование итеративного оператора while, do while, DO CASE, if или вызова процедуры. Неограниченное использование операторов goto в программе приводит к тому, что программу становится трудно понимать, модифицировать и сопровождать. Реальная практика использования языка C-51 показывает, что в большинстве случаев программные модули могут не содержать оператор goto без ухудшения их эффективности.

Оператор выражение

Любое выражение, которое заканчивается точкой с запятой, является оператором.

Выполнение оператора выражение заключается в вычислении выражения. Полученное значение выражения никак не используется, поэтому, как правило, такие выражения вызывают побочные эффекты. Заметим, что вызвать подпрограмму-процедуру, можно только при помощи оператора выражения.

Примеры записи операторов-выражений:

++ i; //Этот оператор представляет выражение, которое увеличивает значение переменной i на единицу.

a(x,y); //Этот оператор представляет выражение состоящее из вызова подпрограммы-процедуры.

Оператор возвращения из подпрограммы return.

Оператор return завершает выполнение функции, в которой он задан, и возвращает управление в вызывающую функцию, в точку, непосредственно следующую за вызовом. Формат оператора:

return [выражение];

Значение выражения, если оно задано, возвращается в вызывающую функцию в качестве значения вызываемой функции. Если выражение опущено, то возвращаемое значение не определено. Выражение может быть заключено в круглые скобки, хотя их наличие не обязательно.

Если в какой-либо функции отсутствует оператор return, то передача управления в вызывающую функцию происходит после выполнения последнего оператора вызываемой функции. При этом возвращаемое значение не определено. Если функция не должна иметь возвращаемого значения, то ее нужно объявлять с типом void.

Таким образом, использование оператора return необходимо либо для немедленного выхода из функции, либо для передачи возвращаемого значения.

Пример:

int sum(int a,int b)

{return(a+b);

}

Функция sum имеет два формальных параметра a и b типа int, и возвращает значение типа int, о чем говорит описатель, стоящий перед именем функции. Возвращаемое оператором return значение равно сумме фактических параметров.

Пример:

void prov (int a, double b)

{float c;

if(a<3)

return;

else if(b>10)

return;

else

{c=a+b;

if((2*c-b)==11)return;

}

}

В этом примере оператор return используется для выхода из функции в случае выполнения одного из проверяемых условий.

Пустой оператор.

Пустой оператор состоит только из точки с запятой. У пустого оператора может быть метка. Пустой оператор не содержит ничего, кроме пробелов и комментариев. При выполнении этого оператора ничего не происходит. Он обычно используется в следующих случаях:

  • в операторах цикла do, for, while при использовании их в качестве элементов задержки, в операторе if в строках, когда место оператора не требуется, но по синтаксису требуется хотя бы один оператор;
  • при необходимости пометить структурный оператор.

Синтаксис языка СИ требует, чтобы после метки обязательно следовал оператор. Фигурная же скобка оператором не является. Поэтому, если надо передать управление на фигурную скобку, необходимо использовать пустой оператор.

Пример:

int main ()

{

...

{ if (...) goto a; /* переход на скобку */

{...

}

a:; }

return 0;

}

* Для тех читателей что вышли на эту страницу по поиску прошу обратить внимание, что здесь рассматривается не стандартный язык программирования С, а язык, адаптированный к микроконтроллерам серии MCS-51. Имеются отличия!

[Пред. страница] [ Содержание ] [След. страница]

Объявление переменных в языке программирования C-51*

Описание переменных в языке программирования C имеет огромнейшее значение, так как именно оно в большинстве случаев определяет объем программы. Обычно большой объем загрузочного модуля программы вызван неправильным объявлением переменных в исходном тексте программы. Обращение к внутренним регистрам микроконтроллеров и внешним ресурсам разрабатываемого устройства тоже производится при помощи заранее объявленных переменных.

В языке программирования C51 любая переменная должна быть объявлена до первого использования этой переменной. Как уже говорилось ранее, этот язык программирования предназначен для написания программ для микроконтроллеров семейства MCS-51, поэтому в составе языка должна отображаться внутренняя структура этого семейства микроконтроллеров. Эти особенности отражены во введении новых типов данных. В остальном язык программирования C-51 не отличается от стандарта ANSI.

Объявление переменной в языке программирования C51 представляется в следующем виде:

[спецификатор класса памяти] спецификатор типа [спецификатор типа памяти] описатель [=инициатор] [,описатель [= инициатор] ]...

Описатель - идентификатор простой переменной либо более сложная конструкция с квадратными скобками, круглыми скобками или звездочкой (набором звездочек).

Спецификатор типа - одно или несколько ключевых слов, определяющие тип объявляемой переменной. В языке СИ имеется стандартный набор типов данных, используя который можно сконструировать новые (уникальные) типы данных.

Инициатор - задает начальное значение или список начальных значений, которые (которое) присваивается переменной при объявлении.

Спецификатор класса памяти - определяется одним из четырех ключевых слов языка С: auto, bit, extern, register, sbit, sfr, sfr16 static auto, extern, register, static, и указывает, каким образом будет распределяться память под объявляемую переменную, с одной стороны, а с другой, область видимости этой переменной, т.е., из каких частей программы можно к ней обратиться.

Спецификатор типа памяти - определяется одним из шести ключевых слов языка С-51: code, data, idata, bdata, xdata, pdata и указывает, в какой области памяти микроконтроллера будет размещена переменная.

Категории типов данных

Ключевые слова для определения основных типов данных

Целые типы данных: Типы данных с плавающей запятой:

bit float

sbit

char

int

short

long

signed

unsigned

sfr

sfr16

Переменная любого типа может быть объявлена как неизменяемая. Это достигается добавлением ключевого слова const к спецификатору типа. Объекты с типом const представляют собой данные, используемые только для чтения, т.е. этой переменной не может быть присвоено новое значение. Отметим, что если после слова const отсутствует спецификатор типа, то подразумевается спецификатор типа int. Если ключевое слово const стоит перед объявлением составных типов (массив, структура, смесь, перечисление), то это приводит к тому, что каждый элемент также должен являться немодифицируемым, т.е. значение ему может быть присвоено только один раз.

Примеры использования ключевого слова const:

const float A=2.128E-2;

const B=286; //подразумевается const int B=286

Отметим, что переменные с спецификатором класса памяти размещаются во внутреннем ОЗУ. Неизменяемость контролируется только на этапе трансляции. Для размещения переменной в ПЗУ лучше воспользоваться спецификатором типа памяти code

Целые типы данных

Для определения данных целого типа используются различные ключевые слова, которые определяют диапазон значений и размер области памяти, выделяемой под переменные (табл. 6).

Таблица 6

Тип Размер памяти в битах Размер памяти в байтах Диапазон значений
bit     от 0 до 1
char     от -128 до 127
unsigned shar     oт 0 до 255
int, short     от -32768 до 32767
long     от -2 147 483 648 до 2 147 483 647
unsigned int, unsigned short     от 0 до 65535
unsigned long     от 0 до 4 294 967 295
sbit     0 или 1
sfr     oт 0 до 255
sfr16     от 0 до 65535

Отметим, что ключевые слова signed и unsigned необязательны. Они указывают, как интерпретируется нулевой бит объявляемой переменной, т.е., если указано ключевое слово unsigned, то нулевой бит интерпретируется как часть числа, в противном случае нулевой бит интерпретируется как знаковый. В случае отсутствия ключевого слова unsigned целая переменная считается знаковой. В том случае, если спецификатор типа состоит из ключевого типа signed или unsigned и далее следует идентификатор переменной, то она будет рассматриваться как переменная типа int. Например:

unsigned int n; //Беззнаковое шестнадцатиразрядное число n

unsigned int b;

int c; //подразумевается signed int c

unsigned d; //подразумевается unsigned int d

signed f; //подразумевается signed int f

Отметим, что модификатор типа char используется для представления одиночного символа или для объявления литеральных строк. Значением объекта типа char является код (размером 1 байт), соответствующий представляемому символу.

Отметим также, что восьмеричные и шестнадцатеричные константы также могут иметь модификатор unsigned. Это достигается указанием суффикса u или U после константы, константа без этого префикса считается знаковой.

Например:

0xA8C //int signed

01786l //long signed

0xF7u //int unsigned

Числа с плавающей запятой

Для переменных, представляющих число с плавающей запятой используется модификатор типа float. Модификатор double тоже допустим в языке программирования C51, но он не приводит к увеличению точности результата.

Величина с модификатором типа float занимает 4 байта. Из них 1 бит отводится для знака, 8 бит для избыточной экспоненты и 23 бита для мантиссы. Отметим, что старший бит мантиссы всегда равен 1, поэтому он не заполняется, в связи с этим диапазон значений переменной с плавающей точкой равен от ±1.175494E-38 до ±3.402823E+38.

Пример объявления переменной с плавающей запятой:

float f, a, b;

Переменные перечислимого типа

Переменная, которая может принимать значение из некоторого списка значений, называется переменной перечислимого типа или перечислением.

Использование такого вида переменной эквивалентно применению целой знаковой переменной char или int. Это означает, что для переменной перечислимого вида будет выделен один или два байта в зависимости от максимального значения используемых этой переменной констант. В отличие от переменных целого типа, переменные перечислимого типа позволяют вместо безликих чисел использовать имена констант, которые более понятны и легче запоминаются человеком.

Например, вместо использования чисел 1,2,3,4,5,6,7 можно использовать названия дней недели: Poned, Vtorn, Sreda, Chetv, Pjatn, Subb, Voskr. При этом каждой константе будет соответствовать свое конкретное число. Однако использование имен констант приведет к более понятной программе. Более того, транслятор сам позволяет отслеживать правильность использования констант и при попытке использования константы, не входящей в объявленный заранее список, выдает сообщение об ошибке.

Переменные enum типа могут использоваться в индексных выражениях и как операнды в арифметических операциях и в операциях отношения. Например:

if(rab_ned == SUB) dejstvie = rabota [rab_ned];

При объявлении перечисления определяется тип переменной перечисления и определяется список именованных констант, называемый списком перечисления. Значением каждого имени этого списка является целое число. Объявление перечислимой переменной начинается с ключевого слова enum и может быть представлено в двух форматах:

  1. enum [имя типа перечисления] {список констант} имя1 [,имя2...];
  2. enum имя перечисления описатель [,описатель..];

В первом формате имена и значения констант задаются в списке констант. Необязательное имя типа объявляемой переменной - это идентификатор, который представляет собой тип переменной, соответствующий списку констант. За списком констант записывается имя одной или нескольких переменных.

Список констант содержит одну или несколько конструкций вида:

идентификатор [= константное выражение]

Каждый идентификатор - это имя константы. Все идентификаторы в списке enum должны быть уникальными. В случае если константе явным образом не задается число, то первому идентификатору присваивается значение 0, следующему идентификатору - значение 1 и т.д.

Пример объявления переменной rab_ned и типа переменных, совместимых с этой переменной, week выглядит следующим образом:

enum week {SUB = 0, /* константе SUB присвоено значение 0 */

VOS = 0, /* константе VOS присвоено значение 0 */

POND, /* константе POND присвоено значение 1 */

VTOR, /* константе VTOR присвоено значение 2 */

SRED, /* константе SRED присвоено значение 3 */

HETV, /* константе HETV присвоено значение 4 */

PJAT /* константе PJAT присвоено значение 5 */

} rab_ned;

Идентификатор, связанный с константным выражением, принимает значение, задаваемое этим константным выражением. Результат вычисления константного выражения должен иметь тип int и может быть как положительным, так и отрицательным. Следующему идентификатору в списке, если этот идентификатор не имеет своего константного выражения, присваивается значение, равное константному выражению предыдущего идентификатора плюс 1. Использование констант должно подчиняться следующим правилам:

  1. Объявляемая переменная может содержать повторяющиеся значения констант.
  2. Идентификаторы в списке констант должны быть отличны от всех других идентификаторов в той же области видимости, включая имена обычных переменных и идентификаторы из других списков констант.
  3. Имена типов перечислений должны быть отличны от других имен типов перечислений, структур и смесей в этой же области видимости.
  4. Значение может следовать за последним элементом списка перечисления.

Во втором формате для объявления переменной перечислимого типа используется уже готовый тип переменной уже объявленный ранее. Например:

enum week rab1;

К переменной перечислимого типа можно обращаться при помощи указателей. При этом необходимо заранее определить тип переменной, на которую будет ссылаться указатель. Это может быть сделано, как описывалось выше или при помощи оператора typedef. Например:

Typedef enum {SUB = 0, /* константе SUB присвоено значение 0 */

VOS = 0, /* константе VOS присвоено значение 0 */

POND, /* константе POND присвоено значение 1 */

VTOR, /* константе VTOR присвоено значение 2 */

SRED, /* константе SRED присвоено значение 3 */

HETV, /* константе HETV присвоено значение 4 */

PJAT /* константе PJAT присвоено значение 5 */

} week;

Этот оператор не объявляет переменную, а только определяет тип переменной, отличающийся от стандартного. В дальнейшем этот тип может быть использован для объявления переменных и указателей на переменные.

* Для тех читателей что вышли на эту страницу по поиску прошу обратить внимание, что здесь рассматривается не стандартный язык программирования С, а язык, адаптированный к микроконтроллерам серии MCS-51. Имеются отличия!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.