КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы управления
Понятие, характеристика, классификация методов управления. Особенности и характерные черты экономических методов. Организационно-распорядительные (административные) методы. Характерные черты социально-психологических методов управления.
Метод – это прием практической реализации задач и функций органов управления на основе, закрепленной за ним компетенции в установленной форме и в соответствующих границах.
Основные характеристики методов управления: 1) Направленность (ориентация на систему управления). 2) Содержание метода (специфика приемов и способов воздействия). 3) Организационная форма (воздействие прямое или косвенное на конкретно сложившуюся ситуацию). Классификация методов управления: I) По отраслям знания: общенаучные, исторические, системные, комплексные, то есть методы, которые используются в различных отраслях знаний. II) Специфические (частные) методы включают множество методов, которые можно классифицировать по разным основаниям: I) Содержание: экономические (основываются на правильном использовании экономических законов развития общества), организационно-распорядительные или административные (базируются на власти, дисциплине, наказаниях), социально-психологические (в их основе лежит мотивация и моральное воздействие, называют методами принуждения). II) Организационная форма: индивидуальные (применяются к отдельно взятому человеку), коллективные (применяются к определенным группам людей, коллективам), коллегиальные (применяются к большим группам людей). III) Мотивационное воздействие: морального стимулирования, материального, убеждения, принуждения. IV) Сфера применения: общие (применяются ко всей системе управления) и локальные (к отдельным частям управления). V) Объект управления: методы управления производством, методы управления кадрами и т.д.
Особенности проявления методов управления: 1) Выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты управления. 2) Используются субъектами управления в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции. 3) Имеют к своим адресатам соответствующие объекты управления. 4) Органически связаны с целями управления. 5) Выбор конкретных методов управления зависит от организационно-правового статуса субъекта управления и характеристик управляющей подсистемы.
Взаимосвязь методов управления: 1) используется одними и теми же субъектами управления. 2) Реализуют единую конечную цель управления – достижение определенных результатов. 3) Используются в отношении одних и тех же объектов управления. 4) Реализуются в рамках единой правовой формы. Все методы воздействия в рамках одной организации закрепляются соответствующим правовым актом.
Экономические методы управления – это совокупность способов и средств экономического (косвенного воздействия) со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.
Специфика экономических методов управления заключается в их воздействии на материальные интересы людей (материальная мотивация, ориентированная на выполнение определенных заданий и на получение за это вознаграждения).
Методы экономического воздействия: I) Применяемые на макро уровнях: методы национальной программы, государственные заказы, налоговая политика и т.д. II) Применяемые на уровне организации: планирование, самофинансирование и т.д. III) Применяемые в отношении отдельного работника: заработная плата, премирование, субсидии, ссуды и т.д.
Организационно-распорядительные (административные) – это совокупность способов и средств прямого (не экономического) воздействия на объекты управления не зависимо от конкретной области общественной жизни. Базируются на: 1) Нормативно-правовые акты государства. 2) Локально-нормативные правовые акты вышестоящих органов управления. 3) Документы нормативно-распорядительного характера самой организации. 4) Документы оперативного управления.
Формы проявления: 1) Обязательные предписания (приказы, инструкции, стандарты, регламенты). 2) Согласительные процедуры (консультации, компромиссы). 3) Рекомендации и пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.)
Организационно-распорядительные методы это не обязательно какой-нибудь нормативно-правовой акт.
С методом принуждения рассматривают 3 типа подчинения: 1) Вынужденная (внешне навязанная). 2) Пассивное подчинение. 3) Осознанное (внутренне обоснованное).
Социально-психологические методов управления – это совокупность способов и средств воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления в целях создания в организации благоприятного морально-психологического климата, способствующего наиболее эффективному решению поставленной задачи. Объектом воздействия являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам производства и к окружающей среде. Деление таких методов: 1) Методы управления социально-массовыми процессами. 2) Методы управления группами людей. Метод воздействия через коллектив или на коллектив. 3) Методы управления внутригрупповыми явлениями. 4) Методы управления индивидуально-личностным поведением.
Масштаб и способ воздействия таких методов позволяет выделить среди них 2 класса этих методов: 1) Социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействие в процессе совместной деятельности. Внешний вид человека. 2) Психологические методы, которые направлены на личность конкретного сотрудника.
Социологические методы управления позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию сотрудников с конечными результатами деятельности организации, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Существующие методы: 1) Анкетирование. 2) Интервьюирование. 3) Социометрия. 3) Наблюдение. 4) Собеседование. Что можно регулировать социологическими методами: 1) Личностные качества сотрудника. Деловые, моральные, достоинства, недостатки. 2) Готовность личности к партнерству. 3) Нацеленность личности на соревновательность. 4) Способность личности к общению. 5) Способность личности к ведению переговоров. 6) Конфликтность личности.
Психологические методы – это методы, которые обращены к внутреннему миру человека (личности, интеллекту, чувству и т.д.) в целях направления его внутреннего потенциала на решение конкретных задач, стоящих перед организацией. Основные психологические методы: 1) Убеждение. 2) Подражание. 3) Вовлечение. 4) Побуждение. 5) Принуждение. 6) Осуждение. 7) Требование. 8) Запрещение. 9) Плацебо. 10) Порицание. 11) Команды. 12) Обманутые ожидания. 13) Взрыв. Когда человек испытывает сильные эмоциональные переживания, говорят, что он «взорвался». Это проявляется во многих движениях. 14) Метод Сократа. Когда человек говорит нет, его трудно в чем-то переубедить. Надо, чтобы собеседник говорил всегда да. 15) Намек. 16) Комплимент. 17) Совет. Что регулируется психологическими методами: 1) Тип личности (внутренний потенциал человека и его направленность на выполнение определенных видов работ в определенной сфере деятельности). Например, организаторский, инженерский. 2) Темперамент. 3) Характер. 4) Определяет направленность человека и уровень его потребностей в общении. 5) Направленность личности (потребности, интересы, мотивы, убеждения). 6) Интеллектуальные способности. 7) Поведение (совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде). 8) Чувства и эмоции. 9) Стрессоустойчивость. 10) Коммуникационная компетентность. 11) Разработка психологических нормативов, а также методов планирования психологического климата и достижения экономических результатов.
Результатом психологического планирования являются: 1) Формирование команд на основе психологической совместимости. 2) Комфортный психологический климат в коллективе. 3) Формирование личной мотивации людей. 4) Минимизация психологических конфликтов. 5) Разработка планов служебной карьеры. 6) Рост интеллектуальных способностей сотрудника и уровня их образования. 7) Формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и представлений об образе идеального сотрудника.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |