Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чарльз Беббидж

Чарльз Беббидж – основоположник теории специализации и разделение умственного и физического труда. Публикация труда «Экономика машин и мануфактур» показал высокое значение оборудования, размещение предприятий для эффективности их работы, пытался применить счетные машины. Главное положение Беббиджа о разделение труда (специализации). Утверждал, что научные открытия должны предвосхищать изменения управления на предприятиях. Отмечал, что управленец должен знать, какие операции совершает рабочий и в течение, какого времени. Работа должна быть разделена на умственную и физическую. Денежное содержание должно состоять из двух составляющих:

- его личный труд

- общий успех предприятия.

Сумел доказать, что специализация увеличивает рентабельность предприятия, время на обучения при этом сокращается.

Потенциальные возможности специализации:

- уменьшает потерю материалов при обучении

- исключает время, которое тратится на переход от одного типа работа к другому.

- создает возможность достижения высокого уровня квалификации

- стимулирует инновационные процессы.

Специализация обеспечивает гармонию человека и задания. По мере специализации мастерство конкретного человека приспособить к выполнению конкретной задачи. Чем выше квалификация, тем меньше время, когда она задействована, следовательно, выше преимущества специализации. Он не останавливался на специализации физического труда, он вплотную подобрался к специализации умственного труда. Беббидж рассматривал проблему движения времени.

 

Тема.3 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ТЕЙЛОРА

Первый классический ученый, является основоположником теории управления.

Тейлор оформил более ста патентов на различные изобретения, был главным управляющим мануфактурной инвестиционной компанией, владел бумажными прессами, организовал курсы по управлению – первые в истории менеджмента, президент американского общества инженеров механиков, учредитель общества содействия научному менеджменту.

Тейлор считал, что для максимизации прибыли необходимы усилия и заинтересованность, как рабочих, так и предпринимателей. Благосостояние тех и других взаимообусловлено. Для обеспечения успеха деятельности необходимо взаимостимулирующее воздействие обеих групп.

Рабочие могут обеспечить максимальную продуктивность при выполнении своих обязанностей наилучшим образом.

Для достижения этого управленцы должны:

· Обеспечить эффективный трудовой процесс всем необходимым

· Обучить персонал должным образом

Препятствием к достижению цели служит:

1. Нежелание рабочих производить больше продукции, в силу их ошибочной убежденности, что подобное приведет к увеличению нормы выработки.

2. Предприниматели в полне естественно стремились максимизировать свою прибыль, за счет рабочих, уменьшив выплаты зарплат.

Тейлор называл менеджментом инициативы и поощрения, систему управления при которой, предусматривалось материальное поощрение при наивысших показателях в работе.

Тейлор добавил в указанную формулу управленца, увязав вознаграждение менеджера с качеством работы рабочего.

Тейлор считал, что руководители должны разделять ответственность работника за выработку, он предлагал нормы и правила, полученные в результате научных исследований и измерений.

Система Тейлора требовала от управленцев выполнения жизненно важных задач, они должны были полностью прорабатывать все элементы действия работников и на основе этого менять правила и регламенты.

Тейлор выступал за научный подход к решению проблем повышения производительности труда.

Тейлор фиксировал внимание на опасности механического применения науки в промышленности, он считал, что «механическая наука» не должна заменить «философию» управления, которая в сборе, анализе и научной обработки информации. Механический подход имел в виду:

- оплаты труда,

- инструментальные функции

- организацию рабочего времени, отдыха и т.п.

Основная книга Тейлора «Менеджмент на предприятии» 1903г.

В ней рассмотрены именно технические приемы.

1914 издается книга «Принципы научного менеджмента»

В ней содержался призыв к интеллектуальной революции.

 

Задачи интеллектуальной революции:

1. Показать потери, которые несет общество от не эффективного производства.

2. Средства, позволяющие избежать потерь – это системный менеджмент, а не в поиске какого-то особого рабочего.

3. Наилучший менеджмент – это подлинная наука, если применить его в любой человеческой деятельности, то будет, достигнут высокий результат.

Тейлор рассматривал применение научных методов, как главное условие развития менеджмента.

Главным доказательством справедливости теории Тейлора послужило то, что:

1. На его предприятиях не было ни одного соц. конфликта

2. Ни на одном из предприятий, на которых использовалась система Тейлора, так же не произошло ни одно соц. конфликта.

 

 

ГАНТТ. АВТОР КНИГИ «ТРУД, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ПРИБЫЛЬ»

Гантт считал, что для организации эффективного производства, необходимо, каждое трудовое действие подвергнуть к максимально тщательному анализу.

Менеджмент будет эффективным только в том случае, если будут устранены все риски и случайности из процесса организации и ведения производства. Достижение цели возможно только при использовании научного знания.

Гантт предлагал заменить интуитивное знание руководителя, на строго рациональный научный подход.

В отличие от Тейлора Гантт предлагал усилить материальную заинтересованность рабочего, доплачивал рабочим за строгое следование инструкциям, доплачивал за рациональные предложения.

Гантт впервые заговорил о соц. ответственности бизнеса, предавал большое значение таким понятиям, как мотивация и лидерство.

 

ГИЛБЕРТ, ПОПУЛЯЗАТОР ИДЕЙ ТЕЙЛОРА

Поддержал идею хронометража. Главной задачей Гилбертов было устранение потерь и уменьшение усталости человека на работе. Они написали книгу «Прикладные вопросы рабочих движений».

Достоинство трудов Гилбертов это ясность и четкость формулировок.

«исследование рабочих движений», «Психология менеджмента» и т.д. – работы Гилберта.

Главная мысль «самым важным, простым элементом в научном менеджменте является задание».

 

Тема. 4 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление - есть элемент и в тоже время функция, относящаяся к соц. системам, обеспечивающая их функционирование, сохранность достижения ими своих целей и выполнения поставленных задач.

Предметом управленческой науки являются - управленческие отношения, - в которых переплетаются соц., экономические, политические и др. интересы, которые находят свое выражение во влияние на общество и отдельные его элементы, с целью сохранения их специфики, развития и упорядочения.

Объектом управления могут быть:

ü соц. группы

ü государство

ü отрасли

ü аспекты производственной деятельности

ü ресурсы

ü отдельные люди

Объекты управления могут быть:

· индивидуальные

· коллективные

Субъекты управления могут быть:

· индивидуальные

· коллективные

Управление людьми в отличие от управления техническими системами, осуществляется более гибко. Особенность управления людьми заключается в том, что человек сам является активным субъектом и может принимать, либо не принимать управляющие воздействия.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

1. целепологание

2. анализ

3. прогнозирование

4. планирование

5. организация

6. координация

7. мотивация

8. обучение

9. учет

10. контроль

11. взаимодействие

12. принятие решений

Все функции управления жестко взаимно переплетены и вытекают друг из друга. Управление любой из организаций обязательно выполняет все вышеперечисленные функции.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Это способы выполнения функций управления.

Методы управление делятся:

По масштабам

1. общие

2. особенные

По сфере применения:

1. гос. управление

2. промышленность

По содержанию:

1. административные

2. экономические

3. соц. - психологические

Деление методов является очень условным.

СООТНОШЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И УПРАВЛЕНИЯ.

Слово «Менеджмент» обычно применяется по отношению к организациям, к коллективам и к людям. Существенным является то, что данный термин применим как к формальным, так и не к формальным организациям.

В русском языке три главных значения:

1. наука управления

2. процесс управления в организации

3. люди, составляющие управленческую структуру (орган управления)

главный субъект управления РУКОВОДИТЕЛЬ – это человек, который направляет деятельность других и несет ответственность за ее результаты.

Деятельность руководителя включает три направления:

1. производственно – экономическая

2. социально – психологическая

3. организационно – управленческая

Первая группа проблем определяет деятельность хозяйственного руководителя, связана с организацией решения экономических вопросов. Руководитель, воздействуя через систему управления на производственный механизм, обеспечивает его функционирование, решение долгосрочных и краткосрочных задач.

Проблемы социально – психологического характера связаны с тем, что субъект управления вынужден формировать производственный коллектив, в котором складывается (всегда) сложная социально – психологическая атмосфера.

Преодолевая организационно – управленческие проблемы руководитель выступает как организатор системы управления, руководив проектированием новой или модернизацией действующей системы.

Подобная функция управления как организация, предполагает создание системы, в которую вписываются три компонента:

1. работающий человек

2. экономические отношения

3. технические средства.

Деятельность руководителя в организационном аспекте довольно подробно рассматривается в специальной литературе и сводится к 12 основным принципам:

Ø точно поставленные идеалы и цели

Ø здравый смысл

Ø компетентная консультация

Ø дисциплина

Ø справедливое отношение к персоналу

Ø быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет

Ø диспетчирование

Ø нормы и расписание

Ø нормализация условий

Ø нормирование операций

Ø писанные стандартные инструкции

Ø вознаграждение за производительность

Среди конкретных форм организации деятельности руководителя выделяют

1. делегирование полномочий

2. создание орг. структур

3. регламентация проф. функций

4. нормирование трудозатрат

5. инструктаж работников

6. принятие управленческих решений.

В современных условиях главной задачей руководителя является обеспечение функционирование системы управления в целом, интегрирование в единое целое усилий всех работников, всех функций управления, всех подразделений аппарата управления.

Для этого необходимо:

1. Постановка задач перед организацией

2. Разработка экономического плана.

3. Разработка орг. плана.

4. Формирование системы управления.

5. Организация работы аппарата управления.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских навыках:

1. Способности по формированию коллектива

2. Исполнение роли лидера коллектива

3. Умение повышать уровень развития коллектива

4. Способности к преодолению трудностей

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подборки кадров на различные участки. В решении данной задачи главная роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные особенности и интересы людей.

Руководитель должен учитывать мотивы поведения людей. Успех руководителя во многом зависит от того, насколько эффективно он опирается на трудовой коллектив, насколько он поддерживает деловую атмосферу.

Психологический климат во многом зависит от психологической совместимости работников.

Различают два типа психологической совместимости:

1. Психофизиологический тип – предусматривающий синхронизацию психической деятельности людей.

2. Социально-психологический тип – основывающийся на общих интересах, ценностях, потребностях.

По мере развития, коллективы проходят определенный ряд, последовательных этапов:

Ø Притирка людей

Ø Расчленение коллектива на группировки

Ø Экспериментирование

Ø Этап роста эффективности

Ø Этап зрелости

Главная задача руководителя помочь своим работникам успешно пройти все стадии развития, помочь коллективу раскрыть свой потенциал и расширить границы полномочий.

ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАБОТЕ КОЛЛКТЕВА

Не пригодность руководителя

Не квалифицированные сотрудники

Не конструктивный климат

Не четкость целей

Низкие результаты работы

Неэффективность методов работы

Нехватка открытости, наличие контрактации

Не достаточная культура работников

Не конструктивные отношения с другими коллективами

 

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Стиль управления это комплекс методов, приемов и средств, применяемых руководителем, для достижения поставленной цели.

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Более сложная классификация стилей управления предложена Томом Бойделом:

1. Контрактационный

2. Поддерживающий

3. Теоретический

4. Практический

5. Планирующий

6. Оценивающий

7. Интегрирующий

Все многообразие методов используемых руководителем может быть сведено к трем группам:

1. Методы организационного воздействия

2. Методы морального и материального стимулирования

3. Методы социально-психологического воздействия

Под реализацией методов организационного воздействия предполагается решение следующих задач:

v Первая задача – постановка задания и установление критериев его выполнения.

v Вторая задача – наделение полномочиями и ресурсами.

v Третья задача – установление ответственности

v Четвертая задача – мотивация и инструктаж работников

v Пятая задача – координирование деятельности исполнителя.

v Шестая задача – контроль за исполнением задания.

Материальное стимулирование:

v обеспечение взаимосвязи материального стимулирования с результатом

v соотношение различных форм материального стимулирования

v сочетание материального и морального стимулирования

v обеспечение чистоты и четкости системы стимулирования

Тема. 5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Структура – это организационная характеристика системы (совокупность устойчивый системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементов).

Организационная структура управления – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.

Орг. структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления, при этом она должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.

Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям и коммуникациям. По содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:

1. Связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов.

2. Отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие этажность строения организации.

3. Соотношение, устанавливающие пропорциональность строения организации, и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

По ориентации связи делятся на две части:

1. Горизонтальные связи – это связи коопераций и координации равноправных звеньев управления, они носят характер согласования.

2. Вертикальные связи – это связи руководства и подчинения, иерархии и субординации.

Вертикальные связи делятся на две группы

1. Линейные связи- это связи подчинения по всему кругу вопросов. Руководитель руководит своими подчиненными по все кругу вопросов, по всем функциям управления

2. Функциональные связи – ограниченны приделами реализации определенной функции управления. Они могут носить, зависимости от принципов управления, принятых в организации, рекомендательный, совещательный или информационный характер.

3. Инвариантные связи – это те связи, которые могут оставаться неизменными при любых условиях

4. Вариабельные – это те связи, которые могут изменяться от изменения обстоятельств

В организации может быть построено множество управленческих структур:

ü Технологические – совокупность связей технологического процесса изготовления продукции

ü Организационно-управленческие – регулирующие деятельность организации по достижению ее целей

ü Экономические – экономическая связь между сотрудниками

ü Социально-психологические.

ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ

1. Целепологание

2. Приоритет функций над составом звеньев

3. Приоритет объекта над субъектом

4. Первичность миссии и целей

5. Положение во внешней среде

6. Адаптивность

7. Полная координация и минимум сложности

Существует взаимосвязь между орг. структурой и типом организации.

Организации делятся на два вида:

· Бюрократические – это линейные структуры, функциональные структуры, линейно-функциональные структуры, дивизиональные структуры

· Органические – это матричные структуры, проектные структуры и деструктивные структуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первым крупным теоретиком управленческой мысли был Роберт Оуэн (1771-1856) | Штабная линейно-функциональная структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.