Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к анализу




II. 13.10.09

ФУНКЦИИ, ФОРМЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

 

 

1.1. УРОВНИ АНАЛИЗА

Общетеоретический. Его основные направления:

— деятельность, связанная с обеспечением жизни, ее организация и формы взаимосвязи связи в процессе ее осуществления:

— деятельность, связанная с порождением социально значимой информации: наука, искусство, религия;

— деятельность, направленная на приобретение навыков взаимодействия и взаимопонимания членов общества: образование, массовая культура, институты распространения «высокой культуры».

Конкретно-исторический.

Здесь центр анализа культуры пе­ремещается с ее всеобщего характера на специфичные: историко-культурный ре­гион, страна, этнос, субкультура. Понятия «цивилизация», «культурно-исто­рический тип» раскрывают конкретную структурную и содержательную опреде­ленность культуры через набор ее устойчивых формообразующих характеристик.

Для конкретно-исторического уровня анализа характерно понимание то­го, что культура существует только в процессах непосредственных действий и взаимодействий людей. Социальным основаниям связей людей с внешним ок­ружением принадлежит определяющая роль в формировании и динамике куль­туры. Каждый исторический период существования культуры определяется свойственным ему культурным типом.

 

Культура охватывает общие черты совместной жизнедеятельности людей, связанные с установлением и осмыслением отношений с окружением и друг с другом. Поэтому в конечном счете оба подхода, каждый по-своему, изучают всеобщие, устойчивые и повторяющиеся во вре­мени формы отношения людей со своим природным и социальным окружением, которые опосредуются:

— языком,

— шире — знаковой системой, в т.ч. письменностью,

— господствующими убеждениями, религией, идеологией,

— традициями обычаями, системой воспитания, образования,

— государством,

— системой распределения и обмена результатами деятельности.

Закономерными процессами культурной динамики яв­ляются урбанизация, социальная дифференциация в обществе, экономические волны. Универсальными механизмами порождения, поддержания и изменения культурных целостностей представляются традиции при поддержании, иннова­ции при порождении и изменении.

В культуре отображается совокупность устойчивых оснований, на кото­рых базируется совместная жизнь людей в обществе на конкретных стадиях его исторического развития. Теоретическое рассмотрение таких оснований позво­ляет определить состояние культуры на глобальном или цивилизованном уров­не, т.е. изучить универсальные исторические формы и способы участия людей в социокультурной форме.

Социологические подходы учитывают как общетеоретические выводы, так и данные конкретно-исторического анализа.

Можно выделить несколько относительно самостоятельных социологических аспектов изучения культуры как целостной системы:

Ценностно-нормативный подход: культура — это метод ценностного ус­воения действительности в процессе поиска способа удовлетворения потребно­стей людей. Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей и норм, регулирующих отношения людей и объединяющих их в единую цело­стность — общество. Культура — то, что постигает человек в процессе своей деятельности, что передается от поколения к поколению, а именно: знания, на­выки, традиции. Культура — это ценностно-нормативный взгляд на мир, обще­ство через призму добра и зла.

Инструментальный подход: культура — это средство обеспечения совместной жизнедеятельности, поддержания устойчивости и преемственности развития.

Биологический подход: культура — это система потребностей человека и общества и формы их потребностей.

Культурологический подход: культура — это творчество, результат которого — общепринятые образцы, ценности, нормы.

Функциональный подход: культура — это совокупность социальных ин­ститутов. Культура — это совокупность процессов материальной и духовной при­роды, а также поведения, принятого обществом в качестве традиционных спо­собов решения отношений между своими членами.

 

1.2. ФОРМЫ АНАЛИЗА

Структуралистский. Он изучает различные виды культуры и практики. Каждый из них является са­мостоятельной системой. При этом в обобщенном виде можно принять, что:

— Все, что в природе человека имеет всеобщий характер, от­носится к природе (является стихийным).

— Все, что определяется сложившимися образами действий, нормами, ценностями общества и является предметом и результатом индивидуального обучения, относится к культуре.

Поскольку культура не наследуется генетически, а передается от общества к индивиду и от одного поколения к другому в результате научения, то ключевыми в ее освоении являются

Предметные знаки (они же объективные факторы) культуры:

орудия, средства и результаты труда;

средства организации повседневной жизни, предметы обихода;

навыки обращения с ними;

спо­собы производственной деятельности;

социально-культурные институты и их механизмы, регулирующие взаимодействия людей и распределяющие социаль­но значимые блага.

Семиотический. Для биологического существования человеку достаточно удовлетворить первичные, естественные потребности. Но существование коллектива, общества без куль­туры невозможно. Поэтому культура формирует условия и формы выживания. Все они предстают в виде знаков. Поэтому ключевым здесь является подход к культуре как к информации. В центре внимания ее формирование, хранение, передача.

Составные части содержания понятия культуры:

— язык,

— миф,

— ре­лигия,

— искусство,

— наука,

— политика.

В семиотическом плане ключевыми для освоения культуры оказываются

Символические знаки (они же субъективные факторы) культуры: знания, ритуалы, обряды, обычаи, навыки, порож­дающие, поддерживающие и изменяющие способ взаимодействия человека с природ­ным и социальным окружением.

 

Таким образом, культура делится на различные виды деятельности, которые отражают различные интересы и цели. Основное свой­ство культуры состоит в том, что она концентрирует, хранит свои средства ак­кумулирования информации, которые необходимы для поддержания жизни. Они существенно видоизменяются с момента возникновения языка. В целом, социологический анализ культуры дает возможность изучать социальное и тер­риториальное распределение в обществе форм и способов освоения, использо­вания и создания людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчи­вые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обуславливаю­щие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным уста­новить вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направление ее движения.

 

1.3. СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Сложившаяся в обществе культура не является чем-то статическим и неизменным. В результате развития практики культура развивается. В свою очередь, развитие культуры способствует совершенствованию практического освоения мира.

Предметом изучения являются формы и этапы развития практики и обусловленные им основные закономерности в развитии культуры. При этом необходимо иметь в виду как развитие во времени, так и развитие в пространстве (распространение сложившейся культуры на новые регионы, новые общности).

Можно выделить три качественных скачка в развитии культуры:

— появление письменности, позволившей сохранить многие произведения культуры и обмениваться ими;

— изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции;

— современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и др.).

Возможно, следует говорить и о четвертом, которое совершается на наших глазах — компьютерная революция.

Развитие предполагает преемственность, т.е. продолжение культурной традиции. При этом необходимо учитывать:

— продолжение культурных традиций,

— пределы возможного в отрицании прежнего культурного опыта.

— условия сохранения баланса, обеспечивающего выживание общества.

Предмет изучения обязан включать в себя:

1. Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни, ее обратное влияние на их изменение.

2. Неравномерность развития культуры, которая проявляется в 2-х аспек­тах: расцвет в одних сферах, подсистемах обществам; упадок в других.

3. Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.