КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к анализу
II. 13.10.09 ФУНКЦИИ, ФОРМЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
1.1. УРОВНИ АНАЛИЗА Общетеоретический. Его основные направления: — деятельность, связанная с обеспечением жизни, ее организация и формы взаимосвязи связи в процессе ее осуществления: — деятельность, связанная с порождением социально значимой информации: наука, искусство, религия; — деятельность, направленная на приобретение навыков взаимодействия и взаимопонимания членов общества: образование, массовая культура, институты распространения «высокой культуры». Конкретно-исторический. Здесь центр анализа культуры перемещается с ее всеобщего характера на специфичные: историко-культурный регион, страна, этнос, субкультура. Понятия «цивилизация», «культурно-исторический тип» раскрывают конкретную структурную и содержательную определенность культуры через набор ее устойчивых формообразующих характеристик. Для конкретно-исторического уровня анализа характерно понимание того, что культура существует только в процессах непосредственных действий и взаимодействий людей. Социальным основаниям связей людей с внешним окружением принадлежит определяющая роль в формировании и динамике культуры. Каждый исторический период существования культуры определяется свойственным ему культурным типом.
Культура охватывает общие черты совместной жизнедеятельности людей, связанные с установлением и осмыслением отношений с окружением и друг с другом. Поэтому в конечном счете оба подхода, каждый по-своему, изучают всеобщие, устойчивые и повторяющиеся во времени формы отношения людей со своим природным и социальным окружением, которые опосредуются: — языком, — шире — знаковой системой, в т.ч. письменностью, — господствующими убеждениями, религией, идеологией, — традициями обычаями, системой воспитания, образования, — государством, — системой распределения и обмена результатами деятельности. Закономерными процессами культурной динамики являются урбанизация, социальная дифференциация в обществе, экономические волны. Универсальными механизмами порождения, поддержания и изменения культурных целостностей представляются традиции при поддержании, инновации при порождении и изменении. В культуре отображается совокупность устойчивых оснований, на которых базируется совместная жизнь людей в обществе на конкретных стадиях его исторического развития. Теоретическое рассмотрение таких оснований позволяет определить состояние культуры на глобальном или цивилизованном уровне, т.е. изучить универсальные исторические формы и способы участия людей в социокультурной форме. Социологические подходы учитывают как общетеоретические выводы, так и данные конкретно-исторического анализа. Можно выделить несколько относительно самостоятельных социологических аспектов изучения культуры как целостной системы: Ценностно-нормативный подход: культура — это метод ценностного усвоения действительности в процессе поиска способа удовлетворения потребностей людей. Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей и норм, регулирующих отношения людей и объединяющих их в единую целостность — общество. Культура — то, что постигает человек в процессе своей деятельности, что передается от поколения к поколению, а именно: знания, навыки, традиции. Культура — это ценностно-нормативный взгляд на мир, общество через призму добра и зла. Инструментальный подход: культура — это средство обеспечения совместной жизнедеятельности, поддержания устойчивости и преемственности развития. Биологический подход: культура — это система потребностей человека и общества и формы их потребностей. Культурологический подход: культура — это творчество, результат которого — общепринятые образцы, ценности, нормы. Функциональный подход: культура — это совокупность социальных институтов. Культура — это совокупность процессов материальной и духовной природы, а также поведения, принятого обществом в качестве традиционных способов решения отношений между своими членами.
1.2. ФОРМЫ АНАЛИЗА Структуралистский. Он изучает различные виды культуры и практики. Каждый из них является самостоятельной системой. При этом в обобщенном виде можно принять, что: — Все, что в природе человека имеет всеобщий характер, относится к природе (является стихийным). — Все, что определяется сложившимися образами действий, нормами, ценностями общества и является предметом и результатом индивидуального обучения, относится к культуре. Поскольку культура не наследуется генетически, а передается от общества к индивиду и от одного поколения к другому в результате научения, то ключевыми в ее освоении являются Предметные знаки (они же объективные факторы) культуры: орудия, средства и результаты труда; средства организации повседневной жизни, предметы обихода; навыки обращения с ними; способы производственной деятельности; социально-культурные институты и их механизмы, регулирующие взаимодействия людей и распределяющие социально значимые блага. Семиотический. Для биологического существования человеку достаточно удовлетворить первичные, естественные потребности. Но существование коллектива, общества без культуры невозможно. Поэтому культура формирует условия и формы выживания. Все они предстают в виде знаков. Поэтому ключевым здесь является подход к культуре как к информации. В центре внимания ее формирование, хранение, передача. Составные части содержания понятия культуры: — язык, — миф, — религия, — искусство, — наука, — политика. В семиотическом плане ключевыми для освоения культуры оказываются Символические знаки (они же субъективные факторы) культуры: знания, ритуалы, обряды, обычаи, навыки, порождающие, поддерживающие и изменяющие способ взаимодействия человека с природным и социальным окружением.
Таким образом, культура делится на различные виды деятельности, которые отражают различные интересы и цели. Основное свойство культуры состоит в том, что она концентрирует, хранит свои средства аккумулирования информации, которые необходимы для поддержания жизни. Они существенно видоизменяются с момента возникновения языка. В целом, социологический анализ культуры дает возможность изучать социальное и территориальное распределение в обществе форм и способов освоения, использования и создания людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обуславливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направление ее движения.
1.3. СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Сложившаяся в обществе культура не является чем-то статическим и неизменным. В результате развития практики культура развивается. В свою очередь, развитие культуры способствует совершенствованию практического освоения мира. Предметом изучения являются формы и этапы развития практики и обусловленные им основные закономерности в развитии культуры. При этом необходимо иметь в виду как развитие во времени, так и развитие в пространстве (распространение сложившейся культуры на новые регионы, новые общности). Можно выделить три качественных скачка в развитии культуры: — появление письменности, позволившей сохранить многие произведения культуры и обмениваться ими; — изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции; — современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и др.). Возможно, следует говорить и о четвертом, которое совершается на наших глазах — компьютерная революция. Развитие предполагает преемственность, т.е. продолжение культурной традиции. При этом необходимо учитывать: — продолжение культурных традиций, — пределы возможного в отрицании прежнего культурного опыта. — условия сохранения баланса, обеспечивающего выживание общества. Предмет изучения обязан включать в себя: 1. Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни, ее обратное влияние на их изменение. 2. Неравномерность развития культуры, которая проявляется в 2-х аспектах: расцвет в одних сферах, подсистемах обществам; упадок в других. 3. Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |