Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подсистемы культуры




Знаковая система коммуникации формирует образцы и эталоны действий.

Для того, чтобы люди понимали друг друга, ориентировались в конкретных ситуациях и обстоятельствах, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать выработанные обществом условия и требования. Только это обеспечивает предсказуемость поведения, общественную значимость результатов деятельности, наконец, возможность «конвертирования» результатов индивидуальных действий в предметы непосредственного потребления. Другими словами, возможность обеспечения жизнедеятельности как общества в целом, так и любого, включенного в систему его культуры индивида посредством механизмов распределения и обмена.

Образцы и эталоны реализуются в социальных ролях. Взаимодействуют не особи, но типизированные социальные и ролевые единицы (учитель-ученик, начальник-подчиненный, политический лидер-электорат и т.д.)

 

 

2.1. ПОДСИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Это совокупность жизненных идеалов, целей, средств их достижения.

Подходы к изучению.

Натуралистический психологизм (Мейног, Пери, Дьюи)

Источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых объектов.

Трансцендентализм. Идущее от Канта учение, согласно которому ценности соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым» или трансцендентальным сознанием. Будучи идеальными, они не зависят от человеческих потребностей и желаний.

Социологизм (Вебер). Ценность — норма, значимая для субъекта. Понятие ценности приобретает методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.

 

Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном об­ществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для ино­странца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с по­зиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно.

Культура — это форма, способ ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, инди­вид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматри­ваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе.

Виды со­циальных ценностей:

— экономические,

— нравственные,

— политические,

— эстетиче­ские

и др.

Всю эту систему пронизывают

— нравственные ценности; специфической формой нравственной ценности является запрет.

Классификация ценностей

В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам.

По степени общности:

— общечеловеческие («вечные», непреходящие)

— общецивилизационные,

— на­циональные,

— (локальные, субкультурные.

Общеразделяемые ценности — это ценности, признаваемые большинством членов общества: общие цели деятельности; морально-нравственные; эстетические идеи, верова­ния. Локальные ценности поддерживаются определенными социальными общ­ностями (этнос, социальный слой, группа). Нельзя понять общество, не зная ценностно-смысловых аспектов дея­тельности его членов.

По критериям соответствия объективным потребностям общества: прогрессивные ценности, антиценности, ранее созданные, но «невостребованные» ценности, которые обо­гнали свое время.

Культурную основу общества образует общеразделяемая система ценно­стей, которая видоизменяется с его развитием. Без такой системы не может нор­мально существовать ни один народ. На основе фундаментальных ценностей формируются ценностные ориентации личности: ее важнейшие потребности, цели жизнедеятельности; т.е. культура не только интегрирует личность в социальную систему, но и прививает ей определенные интересы и цели. Общепринятые цен­ности прививаются добровольно или навязываются личности, что зависит от сте­пени развитости демократии в обществе. Таким образом, ценности как регулято­ры социальных связей могут объединять и разъединять людей.

Может наблюдаться и конфликт ценностей, относящихся к разным сферам общественной жизни (политика и нравственность, эко­номика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, груп­повыми и общечеловеческими. Этот конфликт не препятствует сохранению общества (естественно, если он разрешается цивилизованными методами: не разрушаются церкви, памятники, не выбрасывают­ся из церковных зданий музеи и т.д.). Напротив, способствует его развитию.

Функции ценностей:

— критерий оценки реальной действительности,

— мотивация деятельности, поведения,

— определение смысла целенаправленной деятельности

— оптимизация форм социальных взаимодействий.

 

2.2. ПОДСИСТЕМА НОРМ

Культура, предписывающая стандарты поведения, является нормативной. Социальные нормы — это общепринятые «эталоны» поведения индивида в об­ществе. Нормы — неотъемлемый элемент культуры. Они тесно связаны с гос­подствующими в обществе ценностями, идеалами, символами, верованиями. Регулирование, контроль при помощи норм поведения, деятельности людей — это необходимое условие их свободы, оптимизации их жизненного выбора. Нормы культуры — это требования общества к человеку и ожидания от инди­вида соблюдения норм повседневного поведения до норм права и морали, до общепринятых стандартов поведения, деятельности.

Социальные нормы — это определенный набор идей, правил, утверждаю­щих или запрещающих конкретное поведение в данной ситуации, добровольно признаваемых членами общества. Эталонный образец действий ин­дивида, группы базируется на ценностях и запретах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.