КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позитивное знание. Позитивизм
Классификация наук Конт о началах социологии УЧЕНИЕ ОГЮСТА КОНТА (1798-1857 Фаза регенерации Фаза возможного восстановления этнической системы после фазы обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. Иногда под термином «регенерация» понимается любое восстановление этнических структур после внутренних катаклизмов и вторжений извне. Огюст Конт (1798-1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42), «Система позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54) Социология начинается с Огюста Конта. Его считают родоначальником этой науки. Конт считал жизнь общества естественным и объективно закономерным процессом. Наука об обществе, по его мнению, венчает классификационную пирамиду естественных наук, следуя за математикой, астрономией, физикой, химией и биологией. Но при этом он не уставал повторять, что человеческое общество — это прежде всего общность духа. «Идеи управляют и переворачивают мир... весь социальный механизм покоится в конце концов на мнениях». Органическое единство человечества или его части гарантируется «всеобщим согласием», зиждущемся прежде всего на связях морально-эмоционального характера. Социальные институты являются гарантами согласия. Таково прежде всего государство, главная задача которого — предупреждать «фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Основным содержанием процесса развития общества является прогресс форм человеческого познания мира, или, как говорил Конт, прогресс человеческого разума. Таких форм три (знаменитый контовский закон трех стадий): — теологическая, — метафизическая и — научная. Их можно считать определяющими в общественном развитии, ибо, изменяясь сами по себе, они заставляют изменяться все прочие стороны общественной жизни. Каждому этапу развития разума соответствуют определенные формы хозяйства, политики, общественной организации.
Общественное развитие и прогресс обусловливаются в первую очередь развитием знания. Прогресс не может быть ни объяснен, ни тем более обеспечен отдельными науками. Каждая из них, имеет свой специальный предмет, и потому не в состоянии решить общую задачу. Разрешить ее в состоянии только такая система знаний, которая соединила бы в себе с всеобъемлющий характер теологии и метафизики со строгостью и достоверностью точной науки. Самым ценным видом знания является позитивное, т.е. достоверное, точное, полезное. Классическая философия, напротив, являет пример неточного, недостоверного, бесполезного. Любые положения, которые не поддаются точному сопоставлению с фактами, являются «тщетными и бесплодными» и должны быть отброшены. В этой связи постановка вопросов о сущности вещей, первопричинах явлений, что характерно для «теологии» и «метафизики», «безусловно недопустима и бессмысленна». Конт отвергал материализм и идеализм, теизм и атеизм, фатализм и волюнтаризм, эмпиризм и мистицизм, словом, всё, неподдающееся строгой верификации. Выступил за радикальное отделение науки от «теологии и метафизики» и последовательную эмансипацию от них всех сфер общества. В общественных науках, по его убеждению, необходимо отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Поэтому задачей позитивной философии он считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и точных выводов строго научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит. «Почему?» и «Как?» Это тоже дань позитивизму. Дело в том, что еще Галилей изменил парадигму науки. До него физика отвечала именно на вопрос: «почему?». Он же во главу угла поставил вопрос: «как?». Отсюда ответ на вопрос: «почему?» — это признак научной отсталости. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма. Система знаний, опирающихся на строгие факты и безупречную методологию, должна сформировать положительную философию. Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками. Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. Конт располагает все области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: — математика, — астрономия, — физика, — химия, — биология и — социология. Позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании. Французский теоретик предпринял попытку классифицировать науки для обоснования места и значимости социологии в их общем ряду. Все науки, по его мнению, составляют непрерывную шеренгу, в которой прогрессивно уменьшающейся общности и абстрактности соответствует прогрессивно возрастающая сложность и конкретность. Из предложенной иерархии следует, что развитие конкретных наук невозможно без предыдущего изучения положений, установленных более абстрактными науками. Социология появляется в арсенале человеческого знания, когда другие его сферы уже достаточно развиты. Создание всеобъемлющей системы наук было необходимо основателю социологии для изложения «позитивной философии», то есть того, что есть наукой в науках, и отделение ее от метафизики и религии. Социология завершала приход позитивной стадии развития человеческого познания, победу над схоластикой и мистицизмом прошлого.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |