КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллективное сознание
Развитие общества. Тоталитаризм, Демократия Чем более развито, т.е. чем более органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму. Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям. Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать. Здесь противоречие. Тоталитарное общество предполагает коллективное сознание, растворение индивидуального в коллективном. Но это значит отсутствие альтернативных моделей поведения. Там же, где отсутствует возможность выбора, нет нарушения. А следовательно, нет нужды в тотальном подавлении индивидуальности. Поскольку подавление все же существует, существует и выбор моделей поведения. Поэтому различие между тоталитаризмом и демократией — это не различие между стадиями (низшей и высшей) развитиями общества. Другими словами, и тоталитаризм и демократия свойственны одним и тем же этапам развития. Коллективное сознание проявляется как совокупность общих интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. Коллективное сознание — это «психический тип общества, который имеет свои свойства, свой собственный способ развития, свои условия существования». Объект коллективного сознания представляет собой особую, «отдельную реальность», он существует независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой. Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание. От степени солидарности зависит состояние общества: — нормальное — патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм. Оно возникает в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились. Патологичные формы состояния общества: — социальное неравенство, — рутинизация труда, — деградация рабочей силы, — классовые конфликты. Основной путь оздоровления общества — реформы. Здесь многое от Маркса. Патология общества — это противоречие производственных отношений производительным силам общества. Но Дюркгейм не видит опережающей динамики производительных сил и замыкает все только в общественных отношениях. (Норма — это тоже общественное отношение). Здесь многое и в полемику с Марксом. Главное — неприятие революции. Поэтому разрешение противоречий должно осуществляться только реформистским путем.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |