КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции семьи
ИНСТИТУТ СЕМЬИ Функции социальных институтов Признаки социальнеого института Разделение труда и дифференциация социальных институтов Институционализация Социальный институт как над-индивидуальное образование Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят над-индивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. Процесс образования институтов — институционализация — подразумевает замену спонтанного стихийного поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают: — возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. — появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил; принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания. Эти нормы гарантируют сходное поведение людей, согласовывают и направляют в русло их определенные стремления, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. — создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Основой институционализации является разделение труда и дифференциация общественной жизни. Сегодня различают следующие сферы жизнедеятельности: Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечения социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга. Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии. Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, культуры (театры, кино, издательства, и т.п.). К числу общих признаков социального института можно отнести: — выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер; — определенную (формализованную) организацию: — наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института; — наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней. Эти признаки не являются нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (формальных — армия, суд и т. п.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других (неформальных либо только возникающих) — менее отчетливо. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институционализации социальных образований.
К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся: — регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; стандартизация поведения в определенных сферах, стандартизация социальных связей; — создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; — обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; — социализация индивидов, передача социального опыта; — коммуникативная функция: распространение информации внутри института и между институтами. Институционализация семьи начинается с запрета на кровосмешения (половых отношений между кровными родственниками). Семья — это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. — репродуктивная функция — функция воспитания и социализации (передача опыта из поколения в поколение) — функция передачи статуса (сословных имуществ) — экономическая функция (совместное ведение хозяйства)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |