КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути культуры
Андрей Белый Понятие "культура" отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие "наука", "искусство", "быт"; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда соорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего "Я"; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше "Я", единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то "Я". "Я" культуры в себе мы не знаем; под "Я" разумеем обычно собрание чувственно-эгоистических импульсов нашей природы или абстрактное представление о "субъекте"; но проблемы "субъекта", "объекта" слагаются лишь в процессе сложения личности из примитивного коллектива, где нет еще личного "Я", а есть "Я" родовое; противоположение личности ("субъекта") обществу как носителю "объективных" начал культуры — субъективно; в обычном развитии субъективной культуры принимает участие сфера искусства; наука стоит же на страже критериев объективности. Культура, непосредственно связанная с "Я" (с субъектом, а не! объектом), там зрела, где наука и искусство начинают призывать друг друга; так: культура — в Гете, в Леонардо да Винчи; и нет ее в субъективациях крайнего импрессионизма или в объективациях науки: в техническом строительстве промышленной жизни. Еще мы не созрели до умения пронизать нашу науку "стилем" высокой художественности; мы или фантазеры, или инженеры жизни, а не демиурги творимой действительности; к чистой культуре мы еще только подходим; она еще, в процессе становления; и оттого-то неопределима она в технических понятиях современной науки, разлагающей организм в ряды, механизмов; между тем культура организует, связывает, восстанавливает, интегрирует: самое понятие о ней еще не интегрировано в нас. Но история становления "культуры" в положенном смысле рисует красноречивую линию образованья себя в "культурах" отживших эпох и народов, где культура в намечаемом смысле находится в зародышевом состоянии. Первый этап зародышевой жизни культуры — теогонический процесс; теогонии Китая, Индии, Персии, Иудеи, Египта рисуют нам историю высвобождения из рода, быта, народа — сперва личности, потом "Я" личности и, наконец: соединение "Я" личности с "Я" Коллектива; Коллектива; и — далее: Космоса. <…> Всемирно-исторический смысл культуры в органическом сочетании коллектива и личности, а не в смешениях того и другого; сочетание "субъективного" с "объективным" переходит в "слиянье" лишь в подлинном осознании "Я"; самосознания "Я" еще нет в нашей жизни; он в уразумении, что "Я" есть точка пересечения мира и личности, человека и Бога, коллектива и индивидуума. Борьба экономического материализма с идеализированным фетишизмом ("Человеком" с большой буквы) с материальным идолом, надевшим маску идеала; те и другие подменяют понятие "идеал" понятием "капитал"; одни, обобществляя капитал, не видят, что обобществляют "идеал", другие, спасая "идеал", спасают собственный "капитал", одни под "духом" разумеют материю; другие — под "материей разумеют дух". Материя уничтожена современной наукой, а "дух" выдохся, сморщился до "апперцепции" Канта; пора выбросить этот "дух" субъективного "Я" и понять, что материальные пункты суть центры сознаний, что мир, что природа — живой, социальный организм, что "Я", наше "Я", — организуя множества сознаний; и одновременно — атом тела Индивидуума Вселенной (личность, свободно вышедшая из своих границ, индивидуализируется в коллективе, а коллектив организуется в личностях, а не где-то между ними). Раз в истории "Я" поднимало свой подлинный голос; и это было "Я" Христа; христианство -— религия самосознающего "'Я" — противопоставлено как всем культам, так и всей "некулътурице" современного буржуазно-атеистического строя; но в истории христианства мы видим лишь "мимикри" дохристианских культур; история христианства — история детских болезней; борьба с христианством есть борьба одной половины нехристиан с другой половиною; для каждой — другая половина есть роковое "а11ег еgо". Культура есть христианство: христианство — религия самосознающего "Я". Таков взгляд на культуру Антропософии: культура есть Антроподицея, сочетающая Теодицею с Космодицеей. В уразумении этого — пути культуры.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |