КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средства ландшафтной композиции
В процессе создания лесопарковых ландшафтов важно соблюдать единство ландшафтной композиции, создание которой требует от архитектора мастерства и вдохновения. Композиция в переводе с латинского означает составление, расположение, соединение, а также построение произведения искусства. Композиция - это соподчиненность отдельных элементов друг другу и целому, придающая объекту единство художественной формы (Гостев, Юскевич,1991). В ландшафтном искусстве композицию можно определить как расположение пространственных форм лесопарка в определенном сочетании, образующем гармоничное единство организуемого пространства. Пленительность композиции лесопарка, ее очарование находятся в прямой зависимости со степенью сохранения природных данных. При проектировании лесопарков и уходе за насаждениями, пишет С.Н. Палеентреер, знаток и теоретик паркового пейзажа, лесоводы должны глубоко любить природу и брать за образец лучшие естественные ландшафты. Самый большой эффект обеспечен там, где красота местности неоспорима и приходится лишь подчеркивать ее характерные черты. Нужно использовать естественно-природные условия, но вместе с тем учитывать ряд правил, выработанных в течение веков мастерами ландшафтного искусства, парковыми зодчими. Композиционное построение лесопарка определяет уровень его восприятия как объекта ландшафтного искусства. Лесопарк это объемно-пространственная композиция, состоящая из закрытых и открытых пространств. Соотношение между ними тесно связано с географической средой и определяет художественный облик лесопарка. В северных районах открытых пространств должно быть больше, а в южных меньше. Пространственные формы включают плоскости (поляны, лужайки, водоемы, стены леса) и объемы (древесные массивы, группы отдельных деревьев, малые архитектурные формы). Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией и выражает общие закономерности формирования парковой среды. Соотношение объемных элементов лесопарка - древесной растительности, малых архитектурных форм, полян образуют композицию объемных форм. В ландшафтном искусстве при решении композиционных задач необходимо учитывать ряд свойств, которые имеют пространственные формы. Это геометрический вид формы, величина, масса, фактура, положение в пространстве и освещенность. Соотношение пространственных форм по их свойствам представляют собой средства композиции. В ландшафтном искусстве рассматриваются соотношения форм по величине, геометрическому строению и по положению в пространстве. Соотношение форм по величине (высоте, ширине, длине). Совокупность пространственных соотношений их величин, объединенных определенной композиционной зависимостью, называется пропорцией. Пропорции в ландшафтном искусстве нельзя отождествлять с пропорциями в математике. Здесь они теснейшим образом связаны с решением конкретных задач, обусловлены художественным вкусом и композиционным опытом автора. С помощью художественных пропорций может быть выражена скромность и простота или монументальность. Пропорции в лесопарковой композиции – это их внутренняя красота. Она невидима непосредственно, всегда ощутима, подобно духовной красоте человека (Жирнов, 1977). В лесопарковом искусстве применение принятых в архитектуре правил пропорции затруднено, так как древесные насаждения, развиваясь, увеличиваются в размере. Соотношение высоты, занимаемой площади, размещение растений внутри пейзажной группы, ширина дорог должны строиться в соответствии с правилами пропорции. Соотношение форм по геометрическому строению. Этот тип соотношений возникает при сопоставлении объемных плоскостных и линейных форм. Объемные формы характеризуются равенством по трем координатам, плоскостные - по двум, линейные - преобладанием одного измерения над двумя другими. Аналогами этих форм в лесопарковом ландшафте являются лесные массивы, стены леса, поляны, линии дорог. Их соотношения определяют глубину пространства, пластичность опушек, ритмичный строй пейзажа. Соотношение форм по их положению в пространстве или положение форм по отношению друг к другу имеет решающее значение при создании глубинно-пространственной композиции, так как лесопарковое строительство это искусство больших площадей. Композиции форм бывают фронтальные, объемные и глубинно-пространственные. Фронтальные композиции характеризуются преобладанием горизонтальных и вертикальных элементов, при глубинно-пространственной композиции плоскости и объемы организуют так, чтобы виды и панорамы раскрывались постепенно, по принципу возрастающей эмоциональной нагрузки. Соотношения этого типа регулируются чередованием открытых, закрытых и полуоткрытых ландшафтов, глубинным их построением. При этом следует учитывать, что открытые пространства действуют возбуждающе, а закрытые - успокаивающе. При организации открытых, пространств следует учитывать, что ощущение открытости пространства достигается, если его линейный размер превышает 200 метров при высоте ограничивающих элементов 10-15 метров. Если рассматривать соотношение длины (Д) открытого пространства и высоты (Н) ограничивающих его элементов как 1:1, то такое пространство воспринимается как тесное и замкнутое по вертикали, при Н:Д=1:2 противоположный зрительный барьер воспринимается целиком, но без неба и лишь при соотношении Н:Д =1:6 достигается освобождение от зрительной замкнутости. На соотношение объемных форм влияют освещенность и сочетание цветов, которые зависят от состояния воздушной среды. Цветовые соотношения необычайно разнообразны и изменяются в зависимости от толщины слоя воздушного пространства. Соотношение форм по освещенности. Освещенные и затененные лесопарковые пространства необходимо гармонично комбинировать. Глубина перспективы, пространственная выразительность зеленых насаждений, соотношение объемных форм растительных групп подчеркивается игрой света и тени. Динамичная игра светотени - эффектное средство формирования лесопарка, влияющее на размещение растительных групп, и малых архитектурных форм, на соотношение высоты древостоев и площади открытых пространств. Ширина открытого пространства должна быть не менее трехкратной высоты древостоя. Соотношения по цветовому тону создаются на основе условного разделения спектра на семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Основных тонов три: красный, желтый, синий, остальные являются дополнительными. Для удобства цвета располагают в цветовом круге. Цвета, находящиеся в круге друг против друга создают контрастные, сочетания - красный с зеленым, оранжевый с синим, фиолетовый с желтым. Эти сочетания цветов эмоционально эффектны. Цвета, располагающиеся в круге через один, создают мягкие, гармоничные сочетания (красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, зеленый с фиолетовым, фиолетовый с оранжевым). Дисгармоничными являются сочетания цветов располагающихся в куге рядом (зеленый с синим, красный с оранжевым, желтый с зеленым). По эмоциональному воздействию цвета разделяют на теплые или активные (красный, оранжевый, желтый), действующие возбуждающе и холодные или пассивные (синий, зеленый, фиолетовый), оказывающие успокаивающее воздействие. Следует учитывать, что при построении пейзажей, теплые тона растительности - красный, оранжевый, желтый - уместны на хорошо освещенных участках, светло-серебристые и серебристые тона используются для смягчения слишком сильных контрастов. Белый и черный цвета являются нейтральными. Белый цвет создает сильный контраст со всеми темными окрасками, вносит свет и оживление, увеличивает объемность. Черный цвет наоборот уменьшает объемность, усиливает действие желтого и красного цветов. При создании лесопарковых пейзажей использование цветовой гаммы дает возможность создать колоритные «пятна», подчеркнуть соотношение ландшафтов. Использование средств ландшафтной композиции позволяет при создании лесопарков достичь наиболее высокохудожественного уровня сочетания природных форм в лесопарковом пейзаже.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |