КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Территории лесопарка
Проектирование мероприятий по благоустройству Мероприятия по благоустройству территории лесопарка направлены на создание условий для отдыха и защиту леса от негативного воздействия рекреационной нагрузки. В лесопарках проектируют мероприятия по устройству дорожно-тропиночной сети, созданию игровых, спортивных и детских площадок, малых архитектурных форм, пляжей, автостоянок. На проектирование мероприятий по благоустройству обращают особое внимание, так как затраты на эти работы являются основными при строительстве лесопарка Мероприятия по благоустройству позволяют принять без ущерба для леса в 10 раз больше посетителей. Дорожно-тропиночная сеть - один из основных и дорогостоящих элементов благоустройства лесопарка, поэтому ее проектированию уделяют достаточно большое внимание. Основное назначение дорожно-тропиночной сети заключается в организации движения посетителей на территории лесопарка с целью раскрытия в определенной последовательности наиболее живописных мест. Расположение дорог и тропинок должно быть тесно связано архитектурно - планировочным решением лесопарка. Архитектурно - планировочное решение включает: выбор мест для главного и второстепенных входов, определение направления потоков посетителей и, в связи с этим, планировку дорожно-тропиночной сети (Родичкин, 1972). В зависимости от функционально-целевого назначения дорожно-тропиночная сеть лесопарка может быть представлена: - аллеями массового пешеходного движения, характерными для наиболее посещаемых мест; - прогулочными дорогами и тропами (пешеходными, велосипедными, автомобильными), проложенными по наиболее живописным местам; - транзитными магистралями, направляющими к лесопарку основные потоки посетителей и переходящими на его территории в прогулочные автодороги; - дорогами хозяйственного назначения. Разрабатываемые в проекте маршруты организуют движение посетителей к определенной точке лесопарка (композиционному центру; культурно - просветительному учреждению, видовой точке и т.п.) или по кольцу рассчитываются на определенное время - 30...45 мин, 1...1.5 ч (Тюльпанов, 1975). При организации маршрутов необходимо учитывать способы передвижения. Автомобильная дорога должна проходить по крупным ландшафтным участкам, дороги или тропы пешеходного движения прокладывают по участкам с мелкими пейзажами. Учитывая, что автомобиль в лесопарке движется со скоростью 10 км/ч и более, пешеход - 1 км/ч, ландшафт вдоль автомобильной дороги должен меняться в среднем через 500 м, по пешеходной дороге и тропе - примерно через 50 м. При проектировании прогулочной автодороги необходимо учитывать, что она может нарушить единство ландшафта и поэтому при ее прокладке объемы земляных работ и лесоводственных мероприятий должны быть минимальными. Представляет интерес параллельная трассировка автомобильной и пешеходной дорог, разделенных неширокой лесной полосой или расположенных на разных уровнях. Размещение дорог во многом зависит от условий местности и, прежде всего от рельефа. В планировке дорог необходимо избегать крутых подъемов и спусков, создающих неудобства для посетителей. В лесопарке проектируют тропы: экологические, познавательные и тропы здоровья. Экологические тропы должны пересекать наиболее интересные в природном отношении участки с характерными для лесопарковой части элементами рельефа и лесными ландшафтами, а также с наиболее свойственными объекту породным и возрастным составом древостоев и типами леса. Познавательные тропы прокладывают по наиболее эстетически выразительным участкам леса, полянам, лужайкам, берегам живописных водоёмов, по местам, связанным с историей и культурой региона. Протяженность тропы не должна превышать 10 км из расчета 3...3,5 ч ходьбы, во избежание утомляемости пешеходов на маршруте Тропы здоровья намечают преимущественно по наиболее ценным в эстетическом и санитарно-гигиеническом отношениях сосновым борам и березовым рощам, вдоль рек и озер, по территории с выразительным рельефом, участкам с цветущей травянистой и древесной растительностью протяженностью 1,5, 3,0, 4,5 км из расчета передвижения по тропе соответственно не более 0.5, 1.0, 1.5 ч (в зависимости от возраста и здоровья отдыхающих). Площадь дорожно-тропиночной сети зависит от посещаемости. В зоне активно отдыха должна занимать вместе с площадкам 10... 12% общей территории, а в зоне прогулочного отдыха - 2…5%. Проектирование дорожно-тропиночной сети ведется по соответствующей схеме (рисунок 2), обычно на базе существующей сети. В нее не включают тропы, проходящие по территории 4-й и 5-й стадий рекреационной дигрессии, так как эти участки леса должны быть закрытыми для доступа посетителей, чтобы не нарушать лесовосстановительные процессы. Допуск отдыхающих на тропы, не включенные в проектируемую дорожно-тропиночную сеть, предусматривается ограничивать, устанавливая у входов в лесопарк схемы с указанием дорожно-тропиночной сети, а также запрещающие знаки непосредственно у входов на эти тропы. В этих местах высаживают кустарники и деревья. В том случае, когда площадь существующей дорожно-тропиночной сети меньше нормативной, следует, одновременно с проектированием дополнительных троп и дорожек, предусмотреть мероприятия по привлечению отдыхающих в новые места. Это может быть проектирование зон отдыха, пляжей, спортивных сооружений и т.п. При проектировании новых дорог и троп должны соблюдаться следующие требования: - прокладывать дороги и тропы следует преимущественно по ровной или слегка холмистой местности; - объединять отдельные участки, композиционные узлы в единую планировочную систему и обеспечивать передвижение посетителей по всей территории объекта; - дороги и тропы должны быть простыми по устройству, иметь живописный вид и выполнять конкретное целевое назначение (дороги, никуда не ведущие, следует закрыть).
Рисунок 2 - Схема проектирования дорожно-тропиночной сети (Артемьев, 1994)
К закрытию существующих дорог надо подходить очень осторожно и учитывать сложившиеся направления движения по ним, особенно для транзитных посетителей, с которыми следует считаться; такие дороги нужно оставлять. Необходимо также решить вопрос о типе дорог и их технических показателях (ширине, материале покрытия). B местах наибольшего скопления отдыхающих следует проектировать широкие дороги с жестким покрытием, а тропы можно делать с грунтовым покрытием. Во всех случаях надо иметь в виду, что дорожные работы ведутся с помощью механизмов, поэтому ширина проектируемых дорог должна быть увязана с габаритами современных дорожных машин. Ширина прогулочных дорог зависит от их целевого назначения и может быть от 0,75 до 3 м. Вид покрытия дорог зависит от экономических и природных условий. Большая часть дорожню-тропиночной сети - грунтовая. Покрытия дорожек могут быть простые и улучшенные различными добавками. Материалами для простых покрытий служат местные грунты, песчаные или суглинистые. Торфянистые, пылевато-песчаные и глинистые грунты для устройства таких покрытий непригодны. Чаще всего в лесопарках проектируют песчано-гравийные и щебеночно-набивные покрытия пешеходных дорог. Наиболее дешевые и простые по применению – песчано-гравийные, щебеночно-набивные покрытия более долговечны, но и более дорогостоящие. На наиболее ответственных участках возможно проектирование дорог с асфальтовым, бетонным или плиточным покрытием. После окончательного решения составляют схему и ведомость существующей и проектируемой дорожно-тропиночной сетей. Схему дорожно-тропиночной сети выполняют в масштабе 1:5000 черной тушью. Проезжие дороги изображают полоской шириной 2 мм, прогулочные - 1 мм и окрашивают в коричневый цвет, тропы - сплошной линией, рядом с которой проводят пунктирную. Дороги на схеме нумеруют. На схему также наносят входы в лесопарк, месторасположения спортивных и игровых площадок, объектов культурно-бытового назначения, чтобы показать пути следования к ним. Особым вопросом архитектурно-планировочного решения является размещение спортивных и игровых площадок в зоне активного отдыха и объектов культурно-бытового назначения в зоне тихого отдыха. Их состав, количество и объем определяются расчетной численностью посетителей, распределением их по территории, а также профилем и тематикой лесопарка, которые зависят от природных условий и положения в планировочной системе города и пригородной зоны. Спортивные площадки проектируют у мест массового посещения, водоемов, вдали от автомобильных дорог. Площадки целесообразно обсаживать высоким кустарником или деревьями. Размеры спортивных площадок приведены в таблице 10.
Таблица 10. - Размеры спортивных площадок
Детские площадки проектируют так, чтобы родители могли просматривать всю площадку около 30% ее территории должно быть затенено, для чего нужно предусмотреть с южной стороны посадку деревьев и огораживание кустарником по периметру. Оформлять детскую площадку желательно малыми архитектурными формами, изготовленными из дерева, хорошо вписывающимися в лесной ландшафт. При озеленении детских площадок запрещено использовать деревья и кустарники с колючками, ядовитыми плодами, листьями. У входов в лесопарк проектируют автостоянки. Их устраивают вблизи подъездных магистральных дорог. Площадь автостоянки должна быть не менее 200 м2, размер определяется из расчета 20 м2 на одну автомашину. Автостоянки должны обеспечивать удобство маневрирования автотранспорта и обслуживания пассажиров. На территории лесопарка следует предусмотреть установку малых форм архитектурны. Кним относятся беседки, павильоны навесы от дождя и солнца, лесопарковая мебель и т.п. (рисунок 3). Количество и наименования малых архитектурных форм, устанавливаемые на территории лесопарка, определены нормативами. Лесопарковая мебель должна быть деревянной и органично вписываться в окружающий ландшафт. Ее можно изготавливать на месте. Виды лесопарковой мебели показаны в приложении 2.
Рисунок 3 - Оборудование мест отдыха
Малые архитектурные формы не являются доминантами в лесопарке. Их расстановка и архитектура подчиняются природным факторам. Выбирать место установки малых архитектурных форм рекомендуется в два этапа. Предварительное размещение производится на основе изучения территории лесопарка по крупномасштабным аэрофотоснимкам с использованием схемы дорожно-тропиночной сети. При размещении малых архитектурных форм следует учитывать, что лесопарковую мебель размещают вдоль дорог и наиболее, посещаемых троп, у перекрестков, на видовых точках. Беседки, павильоны располагают у входов на территорию лесопарка, в местах массового отдыха, а также в наиболее живописных местах с хорошим обзором местности - на вершинах холмов, крутых склонах водоемов; навесы от дождя – вдоль дорог равномерно по их длине (Вергунов, Денисов Ожегов, 1991). Нормативы благоустройства в лесопарке приведены в таблице 11. Таблица 11. - Нормы благоустройства в лесопарке
Объекты санитарно-гигиенического назначения следует проектировать поблизости от пешеходных дорог на расстоянии не более 500 м друг от друга, декорируя кустарником (Пряхин, Николаенко, 1981). Окончательное размещение малых архитектурных форм производят при натурном осмотре местности, добиваясь, чтобы они органично вписывались в окружающий ландшафт. При расстановке лесопарковой мебели у наиболее посещаемых дорог, частично огороженных кустарником, примерно половину скамей следует устанавливать на солнце, остальные – в тени. При прочих равных условиях малые архитектурные формы размещают, в первую очередь, на участках с меньшей стадией рекреационной дигрессии леса. Пикниковые столы и очаги устанавливают вблизи водоемов в отдалении от стен леса. Колодцы размещают равномерно по территории с учетом имеющихся естественных водоисточников, специально оборудованных для питья. Большую часть проектируемых малых архитектурных форм (беседки, лесопарковая мебель) следует оформить декоративными посадками. Для этого целесообразно использовать красиво цветущие кустарники или невысокие деревья. Пляж является местом массового посещения. Он может быть песчаным (крупнозернистый песок) или гравийным (мелкозернистый гравий). В местах выхода глины или торфа проектируют искусственное покрытие пляжа с использованием песчаных, гравийных материалов или мелкой гальки. Уклон пляжа не должен превышать 1%. Для безопасности купающихся дно водоема устраивают с пологим от берега склоном - 1...1.5%. При купании используется поверхность водоема только в пределах полосы глубиной до 2 м. Расчетная площадь пляжа на одного посетителя - 6...8 м2, водной поверхности - 2... 10 м2. Пляжи необходимо благоустраивать - расчищать от кустарников, зарослей, оборудовать кабинами, малыми архитектурными формами. Хорошим композиционным решением является соседство пляжа с лугом или полуоткрытым пространством, где можно организовать игры или укрыться от солнечных лучей. При необходимости следует проектировать очистку водоема от мусора и зарослей тростника. Берега водоема не должны быть крутыми, в противном случае необходимо устраивать удобные подходы к воде. Для спуска с крутых склонов к пляжам и воде вдоль прогулочных маршрутов устраивают лестницы с перилами.
Раздел: Ведение лесопаркового хозяйства Тема: «Рубки формирования ландшафтов и уход за насаждениями»
1 Рубки формирования ландшафтов 2 Уход за подростом и подлеском 3 Санитарные рубки
Рубки ухода (осветления, прочистки, прореживания, проходные рубки) являются одним из важнейших мероприятий, проводимых в лесопарках, и направлены на формирование ландшафтов, улучшение пространственной структуры лесопарка и качества насаждений. В лесопарках чаще проводятся ландшафтные (рубки формирования ландшафтов) и санитарные рубки. Основные цели и задачи, которых заключаются в сохранении насаждений, повышении их устойчивости, эстетической и оздоровительной роли, формировании пространственной структуры лесопарка.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |