Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования




Развитие современной системы непрерывного профессионального образования

Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

Для того, чтобы обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке, необходимо создать инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности.

Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:

- обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

- создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

- повысить роль общественных институтов в управлении образованием;

- сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

- создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

 

Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.

Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что безусловно позитивно повлияет на качество образовательного процесса.

Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.

Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:

- создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

- создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;

- обеспечить введение новых принципов финансирования учреждений профессионального образования и школ;

- обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

- создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.

Значительную роль в развитии системы образования играет решение следующих задач, сопровождающих реализацию приоритетных направлений развития образования:

1. Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационной компетенции работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий.

2. Оснащение современным научным оборудованием высших учебных заведений через центры коллективного пользования совместно с Российской академией наук.

3. Создание институциональных механизмов совершенствования системы оказания образовательных услуг на территории России для иностранных учащихся, в первую очередь из стран СНГ и Балтии.

4. Создание современной системы мониторинга и статистики образования в соответствии с международными стандартами.

5. Развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. В свете присоединения Российской Федерации к Болонскому соглашению развитие студенческого самоуправления будет способствовать интеграции высшего и среднего профессионального образования в Европейское образовательное пространство, международной мобильности российской молодежи.

6. Особую роль при решении вопросов развития специального образования, защиты прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий, нуждающихся в социально-правовой поддержке, должны сыграть попечительские советы, включающие представителей общественности, органов власти и бизнес-сообщества, региональные и муниципальные советы родительской общественности.

7. Создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников.

Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Современные тенденции развития образования:

1. Гуманизация образования включает в себя:

- очеловечивание образования; учет интересов, возможностей, индивидуальных особенностей учащихся; создание оптимальных условий для всестороннего развития личности; формирование базовой культуры личности; субъект-субъектные отношения; приоритет развития над обучением, включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.

2. Интеграция образования предполагает взаимопроникновение компонентов содержания образования (внутренняя интеграция); сближение систем образования различных стран и формирование общего образовательного пространства (внешняя интеграция).

3. Стандартизация образования связана с введением системы основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Государственный стандарт нормирует обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Определение содержания образования сверх обязательного минимума в пределах установленной нагрузки находится в компетенции образовательных учреждений. Государственный стандарт имеет два компонента – федеральный и национально-региональный. Кроме того, госстандартом устанавливается объем компонента образовательных учреждений, отражающего их специфику, способствующий сохранению единого образовательного пространства страны.

4. Демократизация образования предполагает предоставление больших прав и академических свобод образовательным учреждениям и обучающимся в них с целью реализации права каждого человека на образование и предоставление образовательным учреждениям самостоятельности и автономности.

5. Информатизация и компьютеризация образования включают в себя внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения, полифункционным средством которых является компьютер. Компьютер в образовании является объектом изучения, средством повышения эффективности педагогической деятельности и научно-исследовательской работы, компонентом системы управления образованием. В 1990 году в РФ была принята Концепция информатизации образования. В 2000 году утверждена Доктрина информационной безопасности РФ.

6. Фундаментализация образования предполагает углубление и обеспечение единства методологической, теоретической, технологической и практической подготовки обучающихся.

7. Технологизация образования включает овладение обучающимися технологической культурой современного общества и производства, развитие их как субъектов продуктивной и безопасной преобразовательной деятельности с использованием новейших технологий, формирование у молодежи технологической грамотности, компетенции, этики и эстетики.

8. Ориентация на опережающее и непрерывное образование связана с опережением уровня образования уровней развития производства и общества, стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Лозунг «Образование на всю жизнь» заменяется установкой «Образование через всю жизнь».

Эти тенденции развития присущи как отечественному, так и мировому образовательному процессу.

Правительство Российской Федерации одобрило модернизацию российского образования на период до 2020 года, которая преследует цель – создание механизмов устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться следующие задачи:

· обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

· достижение современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

· формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

· повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

· развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, фактором национальной безопасности, благосостояния страны и благополучия каждого гражданина. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных и личных интересов.

Мудрость жителей пустынь гласит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться».

Эта мудрость отражает основной принцип обучения – можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик захочет познавать.

Таков другой принцип обучения – собственная активность. Казалось бы, что здесь нового? Сколько существует наука об обучении и воспитании, столько внимание педагогов привлекается к этим основным принципам. Проблема же вечная заключается в том, как это сделать наиболее эффективно? Для этого необходимо на каждом этапе развития человеческого общества знать ответ на два вопроса:

1. Что мы хотим от человека сейчас и в обозримом будущем, т. е. каковы приоритеты его социальной и духовной деятельности?

2. Какими средствами мы располагаем, чтобы добиться нужного результата? Что мы можем и чего мы еще не можем?

Педагогика – наука социальная, она является в большой мере гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ. Будут они достаточно подготовлены интеллектуально и нравственно к реализации этих задач, задуманные программы могут оказаться выполненными, не будут – жди очередных революций, перестроек, катаклизмов.

Желание учиться – это прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучие от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно потребность в них.

Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью.

Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в мировой педагогике. Эти приоритеты обусловлены двумя социальными и экономическими факторами:

- лавинообразным потоком информации во всех областях знания;

- осознанной потребностью современного цивилизованного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

Поэтому практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.

Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Педагогические системы не могут в современных условиях, как на заре нашего столетия, позволить себе строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знаний, добытых человечеством, на переливании опыта цивилизаций из старого сосуда в новый.

Цель системы образования в современных обществах –интеллектуальное и нравственное развитие человека, чтобы человек не был бездумным винтиком той или иной политической, идеологической, любой другой машины. Современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Анализ влияния промышленной революции на системы образования и влияние НИТ позволяет понять, что технологии промышленной революции привнесли перемены, которые имели вполне определенное, социальное, политическое и экономическое влияние на образовательные системы, но сами по себе они не смогли кардинально повлиять на собственно педагогические технологии. Процесс обучения, его теоретическое осмысление и практическая реализация не претерпели заметных изменений под влиянием промышленной революции. Что касается НИТ, то здесь положение совершенно иное. Эти технологии по самой своей сути несут огромный дидактический потенциал, потому что это информационные технологии. Овладев умением пользоваться информацией, осмысливать ее, манипулировать ею, хранить, передавать на далекие расстояния, систематизировать ее в те или иные системы, способные делать заключения и давать необходимые пояснения, ученик становится не просто субъектом педагогического процесса, но исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей выявлять и решать достаточно широкий круг задач гуманитарного и научно-естественного цикла. При сравнении влияния промышленной революции и НИТ на систему образования становится очевидным, что там, где промышленная революция предлагала замену мускульных усилий человека, расширяя таким образом эти его возможности, НИТ предлагают расширение (не замену) умственной, интеллектуальной потенции человека на основе овладения информацией и превращения ее в знание.

Таким образом, стратегические направления развития образовательных систем в современном обществе очевидны:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЕГО В РАЗНООБРАЗНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ.

В ходе реформ образования в ведущих странах мира (США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, др.) именно это направление признано главным. При этом выделяются три основные задачи:

- перестройка школьной системы образования;

- рассмотрение принципов самостоятельной активности и осознанности познания в качестве ведущих принципов обучения и воспитания;

- интеграция средств информационных технологий в образовательный процесс.

Однако важно иметь в виду, что каждая из этих задач не может рассматриваться в качестве самостоятельной. Только глубокая интеграция всех трех направлений, их взаимодействие и взаимообусловленность создают верный стратегический курс для современных систем образования.

Важно также иметь в виду еще один фактор, который не может не отразиться на общей стратегии образования любой страны современного мира.

Дело в том, что период изоляции отдельных регионов, их самодостаточности в развитии прошел. Уровень современных промышленных, информационных, экологических технологий настолько сложен, что ни один регион, ни одно государство не в состоянии решать связанные с ними проблемы самостоятельно. Требуется глубокая интеграция различных государств, регионов. Отсюда заинтересованность всех в достаточно высоком уровне развития каждого. Если один из членов сообщества оказывается на низком уровне развития технологий, он несет угрозу всему сообществу. Высокий уровень технологий требует и высокого профессионального уровня людей, которые вовлечены в технологический процесс, их высокого интеллектуального развития, критического, аналитического мышления, умения принятия верных решений. Мы оказались в чрезвычайно интегрированном мире. Поэтому выпускники школ помимо прочего должны обладать потенцией глобального мышления, знанием и пониманием процессов, происходящих не только в его регионе, в его стране, но и во всем мире. Это качественно новый взгляд на сущность образования.

Каковы же тактические пути реформирования школьного образования? Естественно, в кратком изложении невозможно остановиться на всех направлениях реформы даже в наиболее развитых странах. Обратим наше внимание только на два вопроса, касающихся дидактических проблем образования: методические подходы и средства обучения.

В таком интегрированном сообществе, каким становится человечество, учащиеся не могут далее учиться изолированно, ограничиваясь достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникационные проекты распахивают окна в широкий мир. Обучающиеся могут иметь доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, могут работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций – обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Подобная совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Педагог становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют обучающимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюции развития. Глобальная интеграция в образовании на основе телекоммуникационных проектов и телеконференций – новый подход в системах образования, еще не достаточно изученный, но несомненно несущий в себе огромный педагогический потенциал.

По наблюдениям английских и шведских педагогов телекоммуникации способствуют познанию собственной значимости каждого в коллективе. Благодаря тому, что общение на расстоянии сокращает до минимума личные контакты, уменьшается и психологическое воздействие отдельных личностей и групп. На первый план выходят идеи, интеллект, совместное творчество. Это заставляет как учеников, так и учителей совершенно по-иному относиться к формулированию собственных предложений, заключений.

Глобальные телекоммуникации способствуют развитию критического мышления, лаконичности и логики в выражении точек зрения. Школьные сочинения, написанные учениками совместно по сети, оценивались независимыми экспертами значительно выше, чем написанные для учителя как по содержанию, граммотности, так и по композиции, стилистике языка. Результаты многих совместных экологических, естественно-научных телекоммуникационных проектов используются серьезными научными центрами, социологическими службами в разных странах мира.

Наши обучающиеся завтра – это люди, призванные принимать важные решения. Они должны осознавать все сходства и различия в их взглядах на проблемы войны и мира, загрязнение окружающей среды и прочие глобальные проблемы. Мы хотим, чтобы выпускники во всех странах изучали мир не только по телевизору, чтобы они могли общаться друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах, исследованиях, творческих работах.

Изучение и анализ зарубежного опыта проводится не сам по себе, а с целью посмотреть, что ценного можно перенести на нашу отечественную почву.

Наше образование, как и все общество находится в кризисном состоянии. Даже если отвлечься от экономических проблем, которые нам, педагогам, неподвластны, есть чисто педагогические проблемы концептуального плана, решение которых действительно зависит от нас.

Это касается:

1. МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. До сих пор в наших школах в условиях классно-урочной системы приоритет остается за объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами, которые адекватно соотносятся со структурой деятельности обучения на уроке: введение нового материала (учителем), его закрепление (под руководством учителя), воспроизведение (запоминание) и применение. Такое соотношение видов деятельности было адекватно целям формирования послушных исполнителей. В соответствии с определившейся в современной дидактике тенденцией, направленной на реализацию задачи формирования свободной творческой личности, на учебный процесс, в котором ученик является не объектом, а субъектом познавательной деятельности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, за самостоятельной активностью учащихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации. Это вовсе не означает, что объяснительно-иллюстративные методы, фронтальные виды работ изгоняются с урока. Речь идет о смещении акцентов, о приоритетах.

Думается, в нашей власти шире и смелее внедрять такие подходы к обучению, которые основываются на деятельности кооперирования, на методе проектов, в том числе и телекоммуникационных. Глобальное мышление должно стать одной из целей образования, развития человека.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Очевидно, что в обозначенных здесь тенденциях (да и в тех, которые не нашли отражения в данном сообщении), все более очевидным становится тот факт, что классно-урочная система занятий как единственная форма работы в школе вступает в противоречие с перспективными методами и средствами обучения. Работа в группах, работа над проектами не может уложиться в строгий регламент урока. Она требует более гибких форм организации занятий.

3.СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. В данном сообщении мы очень кратко затронули только вопрос об интеграции СНИТ в учебный процесс. Однако существует еще целая система традиционных СО (учебник, раздаточные материалы, таблицы, транспаранты, слайды и пр.), из которых многие сохраняют свою дидактическую значимость и на перспективу. Важно найти пути их интеграции с системой СНИТ. Все более важное значение приобретают и средства массовой информации, грамотное и эффективное использование которых настоятельно требует внедрения курса медиаобразования. Все эти СО, их системы, отражающие новые тенденции развития школьного образования, новые подходы к обучению, должны разрабатываться в рамках общей концепции, реализуя ее содержательную и методологическую части.

Внедрение НИТ в образование также требует серьезной исследовательской работы, от которой зависит успех разработки и использования этих СО в учебном процессе. Эта работа должна включать проблемы:

- отбора содержания обучения в соответствии с новыми направлениями образования, с учетом дидактических свойств и функций СНИТ (важно при этом иметь в виду, что огромный массив справочного, фактического материала может перейти в базы данных для оперативного пользования, возможность в перспективе пользования базами данных из различных научных и информационных центров, библиотек и пр.);

- воздействия экспертных систем искусственного интеллекта на характер мышления школьников и учителей;

- способы сочетания, интеграции НИТ с традиционными СО и СМИ (средства массовой информации);

- способы управления познавательной деятельностью учащихся в условиях столь широкой информационно-предметной среды.

4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ. Очевидно, что существующая кабинетная система создавалась адекватной традиционной парадигме образования. Изменения этой парадигмы повлечет за собой и соответствующие изменения в концепции учебно-материальной базы, системы кабинетов. Для работы малых групп, индивидуальных занятий, парной работы необходимы определенные помещения, достаточно легко формируемые и трансформируемые в помещения различной площади и конфигурации, необходимо соответствующее оборудование. Для организации телекоммуникационных центров также необходимы условия, которые наиболее эффективно создаются в медиатеках при школах.

Подводя итоги сказанному, хотелось бы подчеркнуть еще раз главную мысль: успех образования зависит от желания ребенка учиться, от его самостоятельной активности. Потребность же в обучении и активность учащихся обусловлены адекватностью целей образования потребностям развития общества.

Если школа сумеет создать условия для воспитания самостоятельно мыслящей личности, умеющей в течении своей жизни решать проблемы профессиональной ориентации и повышения квалификации достаточно безболезненно для себя, умеющей адаптироваться в быстро меняющейся социально-экономической ситуации информационного общества, тогда и общество и каждый член этого общества осознает значимость школы как существенного структурного элемента государства, осознает потребность в таком образовании.

 

7.5. Современное мировое образовательное пространство

 

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мировой системе образования завершившегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

«Мировой организм есть непрерывное целое» (Цицерон).

3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

5) разрастание рынка образовательных услуг;

6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры. В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.

К крупным международным проектам относятся:

• ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);

• ЛИНГВА – это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;

• ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;

• ЭСПРИТ – проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;

• ЕИПДАС – это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;

• ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;

• ИРИС – это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.

Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.

Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах.

В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А.П. Лиферов).

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах. Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».

Значение европейских интеграционных процессов не исчерпывается территорией одной Западной Европы. Опыт и импульсы интернационализации позитивно сказываются на ходе взаимодействия национальных образовательных систем в других частях мира.
К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.

В мире формируется новый, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) – генератор интеграционных процессов.

В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования.

В большинстве стран АТР сформировалась развитая система высшего образования. Например, в Корейской Республике около 1/3 всех выпускников средней школы поступают в университеты. Свыше 30 % тайваньских школьников также идут учиться в университеты (для сравнения: в Германии – 18%, Италии – 26%, Великобритании – 7%). Ныне каждый третий иностранный студент в мире – выходец из стран АТР. К завершению XX века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира – 68 %, для сравнения – 25 % в США. Республика Корея занимает первое место в мире в расчете на душу населения по числу лиц, получивших степени доктора наук.

Государственные расходы на образование в развитых странах составляют около 950 млрд долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем – 1620 долларов.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.

Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы. Географически это воплотилось в участии этого региона в интеграционных процессах Западного полушария на общеамериканском, региональном и суперрегиональном уровнях и включении стран Латинской Америки в реализацию ряда международных проектов со странами Европы.

Страны Латинской Америки рассматривают связи с Европой как средство ослабления экономической и политической зависимости от США, а также как возможность оградить от тотального североамериканского воздействия развивающийся процесс культурообразования, главными элементами которого остаются европейские культурные традиции и остаточные элементы автохтонных индейских культур. По сравнению с другими развивающимися странами, для данного региона характерен более высокий уровень элементов инфраструктуры образования. Например, выпуск книг в расчете на 1 млн жителей в 2-4 раза выше среднего показателя для развивающихся стран. Число преподавателей всех ступеней образования в 1,5 раза выше среднемирового уровня и практически равняется показателю для группы развитых стран. Наблюдается постепенное сокращение неграмотности, распространение начального образования, развитие системы высшего образования. Однако развитие образования имеет, по преимуществу, экстенсивный, своего рода «массификационный» характер.

Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассейна». В ее рамках к 2000 году, предполагалось полностью ликвидировать неграмотность, всем детям школьного возраста дать восьми- или десятилетнее образование, стать конкурентоспособными на мировом рынке. На субрегиональном уровне интеграционные процессы охватывают группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность: «Андская группа», «группа Контадора», «группа Рио», «группа трех» – Мексика, Колумбия, Венесуэла. Процессы данного уровня содержательно направлены на координацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского образования, качество подготовки специалистов, предотвращение «утечки умов». Проект «Общего рынка знаний» латиноамериканских государств реализуется на региональном уровне. Для его координации создан соответствующий орган – Совещание министров образования, заседания которого проходят в разных странах.

Общеамериканский уровень развития интеграции образования находится в процессе зарождения и во многом будет определяться задачами формирующегося экономического пространства Западного полушария и преодолением политико-культурной экспансии со стороны США. Все современные модели латиноамериканского образования представляют собой прототипы американских или их модификации. Среди латиноамериканских стран Бразилия и Аргентина уже давно ориентируются на американскую модель образования. Мексика и Коста-Рика ищут другие пути развития образовательной системы, опираясь на тесный контакт с Европой. Развивающаяся сеть «открытых» университетов также способствует уменьшению влияния США. Такие университеты действуют при университете г. Бразилиа, Национальном автономном университете Мексики, при университетах Коста-Рики и Колумбии. Латиноамериканские государства (особенно Мексика и Чили) в вопросах образования и культуры развивают сотрудничество с Японией и странами Азиатско-тихоокеанского региона.

Государственные расходы на образование в странах Латинской Америки и государств Карибского бассейна в среднем составляют около 50 млрд. долларов в год, а расходы на образование одного ученика соответственно составляют около 500 долларов.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.

В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального – 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. Например, около 140 млн африканцев, проживающих южнее Сахары, остаются безграмотными. Самая низкая продолжительность школьного обучения в Нигерии – 2,l года, затем в Буркина-Фасо – 2,4 года, в Гвинее – 2,7 года, в Джибути – 3,4года. По данным ЮНЕСКО, в начальных школах таких стран, как Нигерия или Гвинея, учебники есть только у 30% детей. Материальная база образования чрезвычайно низка. Соотношение «учащийся-учитель» (среднее число учащихся на 1 учителя) в странах этого региона является одним из самых высоких в мире. Например, в Бурунди этот показатель равен 49, в Кении – 39, в Намибии – 38; при среднемировом показателе – 16, а в развитых странах мира – 23.

В данных регионах нет предпосылок для формирования жизнеспособных национальных систем высшего образования. Реальную возможность поддержки связей стран данного региона с мировым научным и образовательным сообществом видят в направлении студентов на учебу за границу. В таких странах, как Буркина-Фасо, Мозамбик, Руанда число студентов в расчете на 100 000 жителей колеблется от 16 до 60 человек. Для сравнения: в Республике Корея – около 4000, Ливане – более 3000, Аргентине – 3300, Венесуэле – около 3000, США – около 6000. Между югом и севером Африки наблюдается гигантский разрыв в качественном уровне образования. В странах Африки (к югу от Сахары) государственные расходы на образование в среднем составляют около 9 млрд долларов США в год; а на образование одного учащегося – около 70 долларов.

К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех субрегионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образования. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд долларов в год (по данным начала 1990-х годов), а на образование одного учащегося – около 300 долларов.

В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюдается спад в развитии образования. Последнее финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалистов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.

Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточной Европы и бывшего СССР сохраняют общие элементы инфраструктуры образования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уровня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других развитых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство.

В процессе международной оценки уровня развития системы высшего образования (по данным начала 1990-х годов) были выделены группы стран по следующим показателям: ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения страны и численность студентов в расчете на 100000 жителей. На основании полученных данных можно сделать вывод, что практически неограниченный доступ к высшему образованию населения характерен только для стран I группы: США, Канады, ФРГ, Японии и Финляндии.

К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет – лишь 75 %. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу.

Для педагогических систем развитых стран характерна тенденция синтеза науки, образования и производства через создание крупнейших технополисов.

Технополисы впечатляют своими масштабами, научным, образовательным и техническим потенциалом. В формировании таких технопарков ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям. Например, в Японии 2/3 всех научных кадров страны (около 80 исследовательских и учебных заведений), где обучаются сотни тысяч студентов из 50 стран мира, сосредоточено в таком центре, объединяющем в себе как фирмы, так и высшие учебные заведения и НИИ, в которых проводятся фундаментальные и прикладные исследования. На базе ряда университетов на юге Франции сосредоточен крупный научный потенциал – «Дорога высокой технологии».

Формированию единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения. Системы дистанционного обучения основаны на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Они позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов. В США (по данным середины 1990-х годов) в программе дистанционного обучения участвуют более 1 млн студентов. В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет», обеспечивая обмен информацией в оперативном режиме. Именно в связи с развитием методов дистанционого обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования своего единого пространства. Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов, выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. К концу XX века она насчитывает свыше 900 вузов всех форм собственности (федеральные, региональные и частные). Профессорско-преподавательский состав российской высшей школы составляет 240 тыс. человек, из которых около 20 тыс. докторов и около 120 тыс. кандидатов наук. Число российских преподавателей составляет 25 % от численности преподавателей вузов всего мира. Студенческий контингент российских вузов сохраняется в течение последних лет неизменным (2,7 млн человек). По своему объему это сопоставимо с численностью студентов вузов Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Швеции и Польши вместе взятых. По числу студентов в расчете на 10 тыс. населения Россия стоит в одном ряду с Францией, Японией, Германией, Италией. Однако она почти втрое отстает от США и вчетверо от Канады. При этом только Европейская часть России концентрирует 1/4 часть общего числа вузов России и такую же долю студенческого контингента.

По данным 1995 года, число государственных общеобразовательных учреждений в России составило 70 200, более 500 негосударственных школ и около 200 частных высших учебных заведений. В среднем по стране на одного учителя государственной общеобразовательной школы приходится 14 учащихся, частной школы – 4 человека, на одного преподавателя государственного вуза – 11 человек. В России насчитывается 252 детских дома, около 2000 школ-интернатов, 5530 внешкольных учреждений.

Для мирового образования характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX века.

Первая тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значитательное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Наряду с вышеозначенными моментами в мировом образовании набирает силу «рыночный» и сугубо «деловой» подход. ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:

• создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

• обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

• вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

• исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;

• пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

• сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

Отчеты ЮНЕСКО публикуются как специальные издания. Например, «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» (1960 год), «Конвенция о правах ребенка» (1989 год), «Конвенция о техническом и профессиональном образовании» (1989 год), «Конвенция о признании учебных курсов, дипломов, свидетельств, ученых степеней для районов Средиземноморья, арабских государств, Африки, Латинской Америки, Азиатско-тихоокеанского региона» (1970 год), «Рекомендации о положении учителей» (1966 год), «Рекомендации о развитии образования взрослых» (1976 год). ЮНЕСКО подтверждает международную значимость образования в качестве важнейшей составляющей экономического, социального и культурного развития современного общества. Международные правовые акты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач: воспитание людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других народов, сохранения окружающей среды.
К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели.

Американская модель: младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа – полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж – институт, университет и академия – аспирантура – докторантура.

 

Задания для активизации познавательной деятельности

у студентов

 

Система общего и профессионального образования.

1. Заполнить таблицу.

 

Уровни Типы и виды ОУ Цели образовательного уровня Возраст обучающегося
       

 

Таблица заполняется по ходу лекционного изложения материала.

2. Что на ваш взгляд даст нашей системе образования интеграция в европейскую систему. (Болонское соглашение) Краткое письменное резюме.

3. Дополните преподавателя по одной из зарубежных систем профессионального образования (лекция вдвоём).

 

Задание для самостоятельной работы

 

1.Подготовить рефераты (доклады) по проблемам:

a. Перспективы развития профессионального образования в России.

b. Профессиональное самосовершенствование личности.

2. Назовите конечную цель образовательной системы (цель и результат образования).

 

Список рекомендуемой литературы

1. Гершунский, Б.С. Менталитет и образование / Б.С. Гершунский. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

2. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. – М.: Просвещение, 1993. – 272 с.

3. Лиферов, А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира / А.П. Лиферов. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1977. – 94 с.

4. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан [и др.]. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

 


лекция №8

Профессиональное

самосовершенствование личности

ПЛАН

8.1. Актуализация потребности в личностном самосовершенствовании будущего специалиста.

8.2. Формирование ключевых и общекультурных компетенций.

8.3. Современное требование к профессионалу.

8.4. Стимулирование профессионального самосовершенствования студентов в процессе организации их познавательной деятельности.

 

8.1. Актуализация потребности в личностном

самосовершенствовании будущего специалиста

Актуальность развития профессионального образования определяется требованиями рынка труда к качеству образования – профессионализму специалиста, его социально-культурному статусу, конкурентоспособности, а также профессионально-значимым качествам личности. Предполагается, что поставленная задача будет решена, если за период обучения в учебном заведении будущий специалист овладеет системой профессиональных компетентностей, которые понимаются как интегральная характеристика личности специалиста, отражающая не только степень освоения знаний, умений и навыков в той или иной области профессиональной деятельности, но и личностные качества, отражающие умение человека жить и эффективно действовать в обществе.

Для того чтобы сегодняшний студент овладел системой профессиональных и личностных компетентностей, необходимо пробудить у него потребность в этом, вооружить соответствующим опытом, умениями оценивать собственные достижения. Именно потребности являются основой, определяющей интенсивность и направление развития личности. А. Маслоу трактует потребность в саморазвитии как желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен.

Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных возможностей играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Для осуществления самоактуализации по А. Маслоу, необходимо предоставление личности соответствующих условий: свободы волепроявления, пространства для творческой деятельности, социального комфорта. Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации – являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя, т.е. на самосовершенствование.

Большую роль в проблеме мотивации играет сензитивность юношеского возраста к процессу самосовершенствования, к стремлению повышать свой культурный уровень, стать интересным и «многознающим» человеком, самоутвердиться в социальной среде, именно в этот период идет выработка ценностных ориентаций и целостной системы взглядов на мир и осознание своего места в нем. Основное противоречие развития человека в возрасте 17-25 лет заключается в несоответствии его представлений о самом себе, уровня притязаний реальным возможностям реализовать свои идеальные стремления. Начинается усиленный поиск средств достижения намеченных перспектив. Главным из этих средств большинство юношей и девушек считают знания и приобретение опыта, необходимого для самореализации себя в выбранной сфере деятельности. Именно данный возрастной период связан с появлением способности и потребности познать и реализовать свои возможности, потенциал (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Петровский).

В исследованиях Л.И. Божович, посвященных психологии юношеского возраста, главное внимание обращается на развитие мотивационной сферы личности: определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе предшествующего опыта, собственных возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, которое он занимает в настоящее время в жизни и какое положение он хочет занять. Л.И. Божович отмечает, что основу мотивации составляет эмоциональная значимость предмета потребности, т.е. подчеркивается ценностная основа выбора. Именно «ненасыщаемые потребности» и их самодвижение становятся основой личностного развития.

В юношеском возрасте в сознании субъекта происходит как бы подсознательное и интуитивное сопоставление требований окружающей действительности и его способностей, возможно направленных на их удовлетворение, что дает положительный сигнал к действию в полную силу, чтобы проявить себя как можно лучше и полнее (Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина).

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности. Только при осознанном принятии предъявляемых требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я-идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой.

Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности – в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека.

Таким образом, личностно-профессиональное самосовершенствование специалиста представляет собой целостный, разворачивающийся во времени, многокомпонентный, личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности человека по непрерывному саморазвитию, сознательному управлению своим личностным ростом, выбору целей, путей и средств его достижения, способствующий формированию индивидуальности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности. В связи с появлением сегодня новых ценностных ориентиров среди молодежи, актуальность использования компетентностного подхода в образовании, способствующего формированию специалиста, способного к саморазвитию, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решению жизненных и профессиональных проблем, не вызывает сомнения. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие: в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, оценке собственных поступков, в практической жизни при выполнении социальных ролей, в потребительских и эстетических ценностях, в умении ориентироваться на рынке труда, при рефлексии собственных жизненных проблем, в самоорганизации себя, выбора стиля и образа жизни, разрешения конфликтов (В.В. Сериков, А.М. Митяева).

Анализ научной литературы и предложенная нами функция компетентности личностного самосовершенствования позволила определить три структурных блока данной компетентности: 1) представление о личностном самосовершенствовании как о смысле жизни человека, о ведущей ценности и цели жизнетворческого процесса (ценностно-смысловой компонент); 2) система гуманитарных, культуроведческих и психолого-педагогических знаний, обеспечивающих ориентировку и построение планов, программ и способов самосовершенствования (когнитивный компонент); 3) владение способами (умениями) саморегуляции, самооценки, самоорганизации, самовоспитания (операциональный компонент). Все это – сознательная работа над собой, основанная на стремлении к самосовершенствованию. Будущий специалист сегодня объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному и творческому росту. В итоге, это должен быть «человек, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом» (В.В. Сериков).

Эмпирические данные, полученные в результате исследования, позволили выделить критерии компетентности личностного самосовершенствования: принятие личностного самосовершенствования как смысла и цели жизни; потребность в постоянном развитии своих творческих сил в профессиональной и личностной сферах; знание основных приемов самосовершенствования; представление об образе «Я» и своих возможностях; умение разрабатывать программу саморазвития; опыт самосовершенствования, саморегуляции, удержания и достижения цели саморазвития.

Доказано, что формирование субъектного опыта личности специалиста, обладающего этими характеристиками, может происходить в процессе социально-коммуникативного и культурного творчества, переживания какого-либо события, как в учебной деятельности студента, так и за ее пределами (внеаудиторная работа, коллективно-творческие дела, практическая деятельность). События, ставящие личность в активную позицию, – это ситуации, в которых и могут проявиться выше перечисленные характеристики, только обязательно при наличии субъективного переживания. Событие – это всегда источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, изменяет мышление и поведение, развивает их. Без должного знакомства преподавателя с ситуацией жизни и развития каждого воспитанника, подбора и создания ситуации-события, которое вызовет соответствующее переживание, сложно прийти студенту к правильному выводу, с реализацией его в поведении и поступке. Логика проектирования личностно-развивающей ситуации может быть представлена в виде последовательности проектировочных актов: ожидаемое новообразование в личности (изменение в позиции, опыте, личностном качестве) – переживание, обусловливающее данный опыт – событие («встреча», взаимодействие, поступок) – ситуация (точнее, изменение в жизненной ситуации в ее предметном, коммуникативном, субъективном и др. планах). Весь этот процесс не передает студенту чей-то опыт, а помогает ему вырастить свой.

Наиболее адекватной целям формирования и развития личностного и профессионального самосовершенствования будущего специалиста является социально-проектная деятельность студентов в образовательном учреждении. Социально-проектная деятельность является интегративным видом деятельности (Н.В. Матяш), синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной и творческой деятельности. Метод проектов – это одна из технологий создания ситуации развития личности. Цель и задача проекта – это жизненно важный вопрос для студента не имеющий однозначного решения, требующий привлечения знаний из различных источников и собственного жизненного опыта. То есть метод проектов является технологией, которая позволяет, во-первых, выйти из рамок традиционного «модельного» обучения, т.е. обучения через абстракции, понятия, схемы, отвлеченные правила и включить студента в решение реальных жизненно-профессиональных задач, требующих приложения данных абстракций. Во-вторых, и сам процесс деятельности, и полученный образовательный результат при этом обладают личностным смыслом. В этом состоит известное свойство проектного обучения, которое О.С. Газман называл автодидактизмом – способностью проектной деятельности без особых усилий обеспечивать освоение соответствующего опыта. Это объясняется тем, что студент не только приобретает новые знания или способы деятельности, но и развивает свою систему ценностей, рефлексивно оценивает достижения, опираясь на собственные представления, на свой субъектный опыт.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Эта педагогическая технология позволяет создавать ситуации, в которых студенты ставят и решают собственные проблемы, применяя актуализированные знания и приобретая новые, для активного включения в творческую, проектную деятельность с целью личностного и профессионального самосовершенствования. Модель системы таких ситуаций представляет собой совокупность содержательно-целевых и процессуальных условий равноправного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и, соответственно, контролируемым показателем в хо




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.216 сек.