Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие судебно-психологической экспертизы

Лекция 3. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

План:

1. Понятие судебно-психологической экспертизы.

2. Заключение судебно-психологической экспертизы.

 

Судебно-психологическая экспертиза – одна из главных форм практического применения специальных психологических познаний в уголовном процессе. Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления органов суда и следствия. Судебно-психологическая экспертиза проводится как в период предварительного следствия, так и в ходе судебного процесса. В необходимых случаях могут проводиться стационарная, заочная (по материалам дела), а также посмертная экспертизы.

На разрешение экспертизы обычно выносятся возникающие в судопроизводстве вопросы оценки различных свойств личности, особенностей психического состояния, отдельных индивидуально-психологических характеристик участников судебного процесса (подсудимого, потерпевшего, свидетеля). В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто выносятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и т.д. К частным случаям судебно-психологической экспертизы относится диагностика принципиальной способности свидетелей и потерпевших (прежде всего несовершеннолетних) правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Проведение судебно-психологической экспертизы поручается эксперту или группе экспертов, имеющих специальное психологическое образование и владеющих специфическими для данной области знания методами исследования.

Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня диагностических средств. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов.

 

Заключение судебно-психологической экспертизы

Результаты работы оформляются в виде заключения или акта судебно-психологической экспертизы. Квалификационные и объективные заключения экспертизы призваны способствовать повышению научной обоснованности, индивидуализации и эффективности судебных санкций.

Заключение судебно-психологической экспертизы включает в себя введение, описание результатов исследования и их анализ с формулировкой ответов на вопросы, поставленные перед экспертизой.

Во введении указывается время и метод проведения экспертизы. Обязательна ссылка на постановление судебно-следственных органов, явившихся основанием для проведения экспертизы. Указывается фамилия подэкспертного, его отношение к делу (обвиняемый, потерпевший, свидетель), краткие обстоятельства дела. Далее перечисляются источники сведений, используемых экспертизой: изучение материалов уголовного дела, проведение клинико-психологического и экспериментально-психологического обследования подэкспертного.

Данный раздел имеет важное процессуальное значение, т.к. доказательную силу результатов экспертизы приобретают только в том случае, если для их получения были использованы специфические, только данному виду экспертизы присущие методы исследования. В связи с этим обязательно перечисление методов и методик исследования (в том числе и экспериментально-психологического), использованных при проведении экспертизы. Следует иметь в виду, что заключение эксперты адресуют работникам правосудия, а не психологам, поэтому, называя методику по имени автора, нужно указать и ее назначение (например, методика В.К. Гербачевского для оценки уровня притязаний).

Изложение результатов исследования целесообразно начинать с данных психобиографического исследования, отдавая при этом предпочтение тем сведениям, которые имеют непосредственное отношение к решению вопросов экспертизы.

Обсуждение результатов исследования и формулировка ответов на вопросы, поставленные перед экспертизой, могут быть объединены, если это удобно, исходя из особенностей конкретной экспертизы. При этом, однако, надо иметь в виду, что обсуждение результатов должно вестись целенапарвлено, в порядке ответов на стоящие перед экспертизой вопросы. Формулировка ответов при этом должна представляться как естественное, закономерно вытекающее из предшествующего обсуждения заключение, не вызывающее сомнений в его обоснованности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы профессиональной диагностики | Образование вредных примесей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.