КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые основы реализации социальной политики
Основой деятельности по реализации программы социальной защиты населения являются Законы Российской Федерации: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, «О социальной защите инвалидов в РФ»; «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Важную роль в обеспечении государственной политики играет стандартизация системы социального обслуживания населения. Система стандартов включает: 1. Стандарты на социальное обслуживание. 2. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания. 3. Стандарты на методы контроля. Группу классификаторов технико-экономической и социальной информации, являющихся одной из составных частей национальной системы стандартизации в области социального обслуживания должны составить: Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-99); Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в части вопросов оказания социальных услуг населению; Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения; Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения. Нормативные документы, входящие в национальную систему стандартизации наряду с классификаторами и стандартами в области социального обслуживания, должны включать также номенклатуру социальных услуг в области социального обслуживания населения, номенклатуру учреждений социального обслуживания населения и классификацию социальных рисков.
Национальный стандарт российской Федерации, регламентирующий социальное обслуживание населения, закреплён ГОСТом Р 52498-2005, определяющим классификацию всех учреждений социального обслуживания населения. Он действует с 1 января 2007 года. В данномстандарте реализованы нормы Федеральных законов: от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Учреждения социального обслуживания населения классифицируют по следующим основным признакам (критериям): - форма собственности учреждений; - типы учреждений; - виды учреждений; - категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях (приложение А). По форме собственности учреждения подразделяют на государственные и иных форм собственности (негосударственные). Государственные учреждения - это учреждения, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти этих субъектов. Учреждения иных форм собственности (негосударственные) - это учреждения, учредителями которых являются благотворительные, общественные, религиозные и другие организации или отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
- стационарные; - полустационарные; - нестационарные; - комплексные; - учреждения (отделения) социального обслуживания на дому; - учреждения (отделения) срочного социального обслуживания; - учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи. В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы: - стационарные; - полустационарные; - нестационарные; - комплексные; - учреждения (отделения) социального обслуживания на дому; - учреждения (отделения) срочного социального обслуживания; - учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи. Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг. К ним принадлежат: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Социальный приют для Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Детский дом-интернат для умственно отсталых детей Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Центр социальной помощи семье и детям Комплексный центр социального обслуживания населения Центр психолого-педагогической помощи населению Центр экстренной психологической помощи по телефону Кризисный центр помощи женщинам Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов Психоневрологический интернат Специальный дом для одиноких престарелых - круглосуточно действующий диспетчерский пункт; - другие помещения и службы для предоставления различных социальных услуг. Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов Геронтологический центр Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий Геронтопсихиатрический центр (отделение) Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда Государственным стандартом также определены группы лиц, являющихся основными объектами социальной политики:
1) Дети: - дети-сироты; - оставшиеся без попечения родителей; - беспризорные; - нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства; - дети из малообеспеченных семей; - подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию; - проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав; - дети-инвалиды; - имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии; - проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных; - дети семей беженцев и вынужденных переселенцев; - проживающие самостоятельно дети и подростки - выпускники детских домов и школ-интернатов; - испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы или работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность); - имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении; - безнадзорные. 2) Семьи (отдельные граждане): - малообеспеченные; - имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - неполные; - имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии; - многодетные; - бездетные; - имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей; - с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса; - семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);
- семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.); - семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий; - семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы; - молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями; - семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики; - находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации; - семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающих психическими заболеваниями; - семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми; - семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную им работу с учетом состояния здоровья; - семьи, состоящие из одних пенсионеров; - семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии; - семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни; - частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья; - граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта; - безработные граждане (в том числе и подростки); - бездомные граждане; - проживающие в одной квартире бывшие супруги; - граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми; 3) Женщины: - подвергшиеся психофизическому насилию; - имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома; - потерявшие родных и близких; - одинокие матери с несовершеннолетними детьми; - несовершеннолетние матери; - беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие); - кормящие матери; - из неполных семей; - находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации; - одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными; - находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; - самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов; - находящиеся в конфликте с семьей; - матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях. 4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. 5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности. 6) Граждане без определенного места жительства и занятий. Таким образом, социальная политика стремится осуществлять социальную защиту населения с максимальной адресностью.
Литература:
1. Катаева В.И. Технология управления социальной работой в ЗАТО/ В. И. Катаева // Образование и социальное развитие региона. - 2006. - №. 3-4. - С. 67-76. 2. Зимняя И.Г. Социальная работа как профессиональная деятельность// Социальная работа. — 1992. — Вып. 2. 3. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми / Отв. ред. Е.И. Холостова.— М.: Ин-т социальной работы, 1995. 4. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация / Институт молодежи.— М., 1993. — (Библиотека социального работника). 5. Профсоюзное право. Курс лекций / Сенников Н.М.; Науч. ред.: Стремоухов А.В. - С.-Пб.: СПбГУП, 2003. 6. Социальная политика /Под общей ред. Н.А. Волгина.-4-е доп. и перераб..М. Издательмтво «Экзамен». 2008. 7. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт).— М., 1992. 8. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: МГСУ, 1994. 9. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка.- М.: ГАСБУ, 1993. - Вып. 1; 1995. - Вып. 2. 10. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52497-2005 Социальное обслуживание населения http://www.sirotstvo.ru/files/3106/StandartTD.PDF
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |