Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежных учёных

Примеры оригинальной творческой деятельности

 

 

Зарубежные учёные сделали очень много уже потому, что в значительной мере опережали российских коллег по времени разработки тех или иных теорий и технологий социальной работы.

Так общеизвестен вклад в разработку теории социальной работы Б. Скиннера, 3. Фрейда, Ж. Пиаже. Не вызывает сомнений и роль американской школы в формировании теории социальной работы. В частности, исследований представителей «чикагской школы», с творчеством которых студентам предстоит познакомиться в годы учёбы.

Однако представляется целесообразным остановиться на творчестве новаторов, отличившихся именно любознательностью как чертой, позволяющей оставаться первооткрывателем и «учеником природы» и в последующие после студенчества годы.

Вторым (если не первым по значимости) их качеством была способность видеть явления глобально, в их исторической перспективе.

Рассматриваемые же нами в данной лекции учёные интересны ещё и тем, что явили собой предтеч двух разных направлений в «коммунаристике», то есть в создании общин (и притом молодёжных общин – так называемых «коммун»), живущих на началах, антагонистичных друг другу по своим устремлениям.

Так первая из них тяготела к созданию «механистического» (машинного) счастья, вторая – счастья «экологического», отражённого в психологии хиппи.

Представителем первой в истории науки и экспериментальной социальной практики предстаёт Фредерик Скиннер (1904 -1990) – американский психолог, сторонник современного бихевиоризма.

Когда в 1972 году членов Американской психологической ассоциации (которых уже в то время насчитывалось около ста тысяч) попросили назвать самых выдающихся психологов ХХ столетия, по их почти единодушному мнению этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).

Скиннер — действительно выдающийся психолог. Его влияние на мировую психологию, на весь комплекс наук о человеке (и не в последнюю очередь — на педагогику) огромно.

Можно по-разному относиться к его радикальным идеям (а в радикализме его упрекали постоянно), но в анализе мировой психологической мысли уходящего столетия их ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Основой же успеха Скиннера были достижения в области программированного обучения.

В педагогике идеи Скиннера нашли чрезвычайно широкое применение. Стартом же для них послужила случайность, позволившая ему совершить свои находки именно благодаря пытливому уму и неистощимому любопытству.

Так 11 ноября 1953 года, посетив урок арифметики в школе, где училась его дочь, Скиннер, как он вспоминает в автобиографии, пришел в смятение: «Внезапно ситуация представилась мне совершенно абсурдной. Не ощущая своей вины, учитель нарушал почти все законы, открытые учеными относительно процесса научения».

Под впечатлением от этой картины Скиннер стал размышлять о факторах подкрепления, которые можно было бы использовать для улучшения преподавания школьных предметов, и спроектировал серию обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. Его быстрое развитие отвечало запросам эпохи научно-технической революции.

Правда, сама по себе идея оптимизации обучения и использования в этих целях специальных машин не связана неразрывно с какой-либо определенной психологической концепцией.

Что касается теории Скиннера, то она смогла (в отличие от других психологических систем) стать основой для поисковых работ по программированному обучению, в силу того что вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

Уязвимость же скиннеровской «технологии обучения» состояла в том, что она вносила в педагогическую теорию и практику присущую всему бихевиоризму идею об идентичности механизмов модификации поведения у всех живых существ.

Спорность этого положения особенно резко обнажилась в скиннеровской трактовке тех высших форм психической деятельности, которые издревле принято считать чисто человеческим достоянием, а именно речевых актов.

В книге «Вербальное поведение» (1957) Скиннер развил концепцию, согласно которой овладение речью происходит по общим законам образования оперантных условных рефлексов.

Когда один организм производит речевые звуки, другой организм их подкрепляет (положительно или отрицательно), контролируя тем самым процесс приобретения этими звуками устойчивых значений. Последние, по мнению Скиннера, могут относиться к одному из двух разделов — указывать либо на предмет, в котором говорящий индивид испытывает потребность, либо на предмет, с которым этот индивид соприкасается.

С острой критикой этой концепции выступил известный американский лингвист Ноэм Хомский, показавший, что попытки объяснить порождение речи по типу оперантных реакций крысы, нажимающей на рычаг, не только несовместимы с лингвистической трактовкой языка как особой системы, но и обессмысливают ключевые для бихевиоризма понятия о стимуле, реакции, подкреплении.

И хотя большинство специалистов в области теории языка в этой полемике тяготеют скорее к позиции Хомского, сам Скиннер до конца своих дней считал «Вербальное поведение» наиболее удачной и убедительной научной работой.

Не меньшую, а пожалуй, еще более острую полемику вызвала другая работа Скиннера — социальная утопия «Уолден 2».

В этой книге, совместив свои литературные задатки и психологические находки, Скиннер изобразил в беллетристической форме перспективы создания с помощью техники оперантного обусловливания нового справедливого социального устройства.

При этом несмотря на гуманистический замысел, аналогия с «Прекрасным новым миром» Олдоса Хаксли просматривалась в «Уолдене 2» так явно, что наиболее экзальтированные публицисты записали Скиннера чуть ли не в фашисты.

Впрочем, жизнь сама все расставила на свои места. Созданные по предложенной Скиннером модели коммуны просуществовали недолго: не очень-то уютно оказалось в них жить. Впрочем, как и в коммунах детей-цветов, исповедовавших диаметрально противоположные принципы. Наверное, такова судьба всех социальных утопий.

Скиннер в самом деле дал много поводов для критики. Однако имена его критиков (за исключением Хомского и еще, пожалуй, Роджерса) вряд ли сохранятся в истории психологии, а Скиннер по сей день остается одним из самых часто цитируемых авторов.

На Золотой медали, врученной ему в 1971 году Американской психологической ассоциацией, едва уместился панегирик: «Б.Ф. Скиннеру — пионеру психологических исследований, лидеру теории, мастеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения».

Б.Ф. Скиннер умер от лейкемии 18 августа 1990 года. На русский язык ни одна из его работ до сих пор не переведена, однако его идеи столь широко интерпретированы в технических механизмах и логических схемах тестирования, что каждый студент с ним знаком (хоть и заочно) не по наслышке.

Вторым представителем американской науки (и одновременно литературы), выступающим в социальном противостоянии с социальными моделями Скиннера, является более чем известный в России Кен Кизи, получивший особенную популярность благодаря снятому по его роману кинофильму «Пролетая над гнездом кукушки».

Родился Кен Кизи в Ла Хунта, Колорадо, 17 сентября 1935 года. В 1943 году он покинул сухие прерии и переехал на молочную ферму своего деда, расположенную в лесистой равнине Вильяметт, Орегон. Он получил степень бакалавра журналистики в Орегонском Университете, где также занимался спортивной борьбой.

При этом может показаться, что американский писатель Кен Кизи, вошедший в историю литературы как автор одного романа, все свои психологические находки осуществил сугубо интуитивно, не имея никакого отношения к науке.

Однако Кизи раскрыл тайну своего потрясающего психологизма, признавшись, что

написал историю своих литературных героев на основе опыта своей научной работы в Госпитале Ветеранов в Пало Альто, Калиф. К тому же в период работы над романом он посещал и тщательно конспектировал курс лекций Уолласа Стегнера в Стэнфорде.

При этом если его «свободный радикализм» и понуждал к эпатажному замалчиванию своих научных достижений в целях социального экспериментирования (создания тех же, по-своему «психотерапевтических» коммун хиппи, то они всё же проглядывают за его ожесточёнными протестами против «социальной и культурной лоботомии».

Как следствие, роман "Пролетая над гнездом кукушки" стал культовой книгой для поколения 1960-х. Он привлек к писателю молодых людей со всех Соединенных Штатов. Вокруг его дома стихийно образовался палаточный городок, чьи обитатели называли себя "веселыми забавниками". Кизи сделался идеологом и вдохновителем движения хиппи, которое захватило молодежь не только Америки, но и Европы. И несмотря на все неровности судьбы этого литератора-учёного и его личную неприязнь к снятому по его роману кинофильму, Кизи остаётся одним из интереснейших исследователей человека и общества, протестующим против антигуманного низведения того и другого к «муравьиной» роли.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В области социальной работы | Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.