Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность

Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность

Таким образом, по сути Д. И. Фельдштейном создана принципиально новая социально-нормативная периодизация психического развития личности.

Аналитическая монография «Психологическая наука в России ХХ столетия», изданная Российской академией наук (М., 1997), специально подчеркивает особую ценность работ Д.И. Фельдштейна, определяя их как «наиболее современное и полное, основанное на эмпирических исследованиях, воссоздание личности».

В настоящее время Д.И. Фельдштейн является вице-президентом Российской академии образования и в последние годы часто бывает в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов, являющемся экспериментальной площадкой РАО, охотно делясь опытом с педагогами и студентами Университета.

Возможность увидеться с выдающимися деятелями науки и практики – существенное преимущество студентов СПбГУП перед их ровесниками, обучающимися в других учебных заведениях. И эта возможность должна вдохновлять студентов на развитие своих творческих задатков.

 

 

Литература:

 

  1. Фельдштейн Д.И. События. Люди. Жизнь / ДЖ.И. Фельдштейн. – М.: Изд. МП-СИ;

Воронеж: НПО МОДЭК, 2009.

  1. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. – М.: Изд. М П-СИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2009.
  2. Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки. – М.: Азбука-классика, 2002.
  3. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2009.
  4. Интернет-сайт Фонда Скиннера - www.bfskinner.org.

 

 

План лекции:

 

1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность

2. Основные функции социальной работы

3. Социальная служба на предприятии.

4. Организационно–административная работа в пенитенциарных учреждениях.

5. Социальная работа в системе образования.

6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения.

 

Краткое изложение содержания лекции:

 

Социальная работа может вестись как силами профессионалов (профессионализация социальной работы – ведущая мировая тенденция), так и добровольцами-волонтерами. Напомним, что сама профессия появилась на основе добровольческой благотворительной деятельности.

Волонтерство рассматривается как добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях.

Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях различных сфер (медицина, образование), в том числе и социальной.

Успешность социальной работы на современном этапе также зависит от добровольного участия многих людей в деятельности по изменению социальной ситуации. Для выполнения некоторых задач специалисту по социальной работе просто необходимо привлечение волонтеров: при организации групп самопомощи, в работе с общиной, органами местного самоуправления.

Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в той или иной помощи и ограниченность возможностей государства удовлетворять потребности своих граждан в социальной поддержке. Поэтому специалисту по социальной работе необходимо на практике осваивать основы волонтерской деятельности и готовиться к сотрудничеству с волонтерами

Примерами многолетней и плодотворной деятельности волонтерских организаций может служить Армия спасения, Корпус мира, общество “Невский Ангел”. В Бразилии, где практически не существует системы социальной защиты населения, очень много делается энтузиастами-добровольцами, которые занимаются, в основном, благотворительностью.

Социальной работой занимаются государственные учреждения (например, Центры социального обслуживания населения), муниципальные органы (пансионаты и дома престарелых), ее могут вести общественные (например, негосударственный пенсионный фонд) и частные организации. Хотя законом деятельность частных организаций в сфере социального обслуживания разрешена, но подобной практика пока не существует, в то время, как во многих западных странах она есть.

В основе деятельности всех организаций и учреждений – работа специалистов-профессионалов, которая направлена на оказание помощи в решении социальных проблем индивидов и групп общества.

Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. Профессии “Социальный работник” и “Специалист по социальной работе” созданы для решения социальных проблем человека и общества:

- социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

- эмоциональные и психологические проблемы;

- нужда и бедность;

- алкоголизм и наркомания;

- насилие и дискриминация;

- этнические и национальные проблемы;

- преступления и правонарушения;

- безработица и профессиональная адаптация;

- инвалидность и одинокая старость;

- жилищная проблемы;

- опекунство, попечительство, усыновление;

- родительская жестокость и др.

Уровни социальной работы не равнозначны. Она проводится на личностном уровне, когда происходит непосредственное взаимодействие с конкретной личностью, семьей, группой лиц. Существует также управленческий уровень, в ходе которой работники организуют и координируют деятельность всех сотрудников, являются главными специалистами по различным направлениям (например, по работе с молодежью, инвалидами, правонарушителями и т.д.), отслеживая по вертикали состояние той или иной проблемы, диагностируют ситуацию, выявляют проблемы ипротиворечия, добиваются их разрешения.

Деятельность специалиста по социальной работе может быть многопрофильной. Она может представлять собой организацию работы:

- общего (широкого) профиля, когда на основе диагностики специалист по социальной работе составляет программу комплексной помощи нуждающимся в ней и реализует ее, привлекая при необходимости других специалистов (психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов);

- конкретного (узкого) профиля, когда на основе диагностики специалист оказывает углубленную помощь по одному из направлений (медико-социальному, психолого-педагогическому, социально-правовому, социально-бытовому).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет в качестве сфер профессиональной деятельности государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.

 

Объектами профессиональной деятельности в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Евдокия Ивановна Холостова как ученый и практик стоит у истоков новой отрасли, созданной в начале 1990-х годов, — системы социальной защиты и социального обслуживания населения | Основные функции социальной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.