Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности




Организация самостоятельной работы студентов

С самого начала обучения в институте студентам необходимо отказаться от настроений умственного иждивенчества и настроиться на серьезную инициативную самостоятельную работу. Самые ценные знания те, которые добыты самостоятельным трудом. Конечно, эта работа, особенно на младших курсах, должна вестись под постоянным контролем преподавателя. Преподаватель поможет в определении темы и задания для самостоятельной работы, подборе литературы, проконтролирует, как она выполняется, проанализирует успехи и недоработки. Результаты самостоятельной работы могут быть оформлены в виде выступления студента на практическом или семинарском занятии, доклада на студенческой конференции, должны стать частью курсовой и квалификационной работы. Умения и навыки, полученные в ходе самостоятельной работы в институте, стремление заниматься ею становятся хорошей основой для последующего профессионального самообразования.

Студенту, который занимается самостоятельной работой, необходимо научиться разумному планированию свободного от аудиторных занятий времени, освоить рациональные умения и навыки учебного труда, в частности, технику эффективного быстрого чтения. Не менее важно для студента умение самостоятельного поиска литературы.

Наиболее важную ориентацию в какой-либо предметной области дают библиографические справочники. Их несколько типов, целесообразно оформить те, которые есть в библиотеках города и института.

Надежными источниками литературы, к работе с которыми студенту необходимо приучать себя, являются каталоги книг и журнальных статей. Наиболее распространенные виды каталогов – систематический, алфавитный и предметный.

В систематическом каталоге библиографические карточки расположены по отраслям, разделам и подразделам и т.д.

Алфавитный каталог, в котором карточки расположены в алфавитном порядке с учетом нескольких букв фамилии, а далее по именам авторов, названиям произведений, позволяет уточнить, какие именно работы известного читателю автора имеются в данной библиотеке, а также уточнить выходные сведения книги.

Предметный каталог позволяет быстро отыскать литературу по ключевым словам, которые расположены в каталоге в алфавитном порядке.

Важно уметь точно вести библиографические записи. Это умение особенно пригодится при написании и оформлении рефератов, докладов, курсовых и квалификационных работ. Поэтому надо приучить себя с самого начала учебы в институте правильно записывать литературу в соответствии с существующими правилами. Подробно об этих правилах можно прочитать в литературе, образцы даны в методических указаниях по написанию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, выпущенных кафедрой социальной работы.

Следует отметить, что в библиографических записях важны каждый знак, каждая запятая, двоеточие, соотношение прописных и строчных букв и т.д.

На каждую прочитанную книгу, особенно по специальным дисциплинам, сразу по прочтении необходимо заводить библиографическую карточку, оформленную по всем правилам. На ее обратной стороне можно сделать краткие записи: аннотацию, цитату, цифровые данные. Это поможет достаточно быстро составить персональный мини-каталог, который будет постоянно пополняться и использоваться при написании различного вида работ. При пользовании персональным компьютером можно вести компьютерную версию каталога.

Точность важна не только в воспроизведении названий книг, статей и т.п., но и в цитировании, в оформлении различного вида выписок. Удобно делать выписки на карточках и отдельных листках, которые затем полежат упорядочению, необходимой систематизации. Тетради-конспекты фиксируют материал в жесткой форме, не позволяют что-то изъять, дополнить, переменить порядок материала при необходимости такого изменения.

Правила, соблюдение которых при всей их несложности позволит не только сберечь силы, но и сделать его учение более легким и успешным:

- не соблазняться видимой “свободой” в семестре. Расхождение между школьным и вузовским режимами учебы вводит некоторых первокурсников в заблуждение, когда они полагают, что можно не заниматься от сессии до сессии. Хорошо учится тот, кто работает систематически в межсессионные периоды, кто аудиторные занятия дополняет регулярной самостоятельной работой;

- знать особенности своего интеллекта. Каждый студент имеет склонность либо к теоретическому, либо к образному, либо к практическому мышлению. В ходе учебы надо усиленно развивать недостающие способности. Следует узнать также тип своей памяти. Слуховая или моторная память требует большей двигательной активности, зрительная – более частого обращения к графикам, рисункам, записям. Мышление и память, как и мускулы, развиваются путем упражнений. В этом процессе велика роль самостоятельной работы;

- соблюдать ритм в работе и отдыхе, не допускать “штурма” во время экзаменационной сессии;

- дать себе установку “Знать!”. Студенты нередко заботятся лишь о том, чтобы сдать экзамен, не подозревая того, что при такой установке после экзамена его сознание освобождается от знаний, как от информационного мусора. Сознание будет работать эффективнее, если помнить о будущей работе и накапливать знания и опыт именно для нее;

- культивировать в себе симпатии к преподавателям и товарищам по группе, учиться с удовольствием. Положительные эмоции делают взаимодействие в учебном процессе более успешным, они, словно катализаторы, улучшают усвоение знаний, умений, навыков. Доказано, что жизнерадостность, оптимизм, умение заинтересовать себя учебой превращают учебный труд в увлекательное дело.

 

 

Профессиональное становление специалиста по социальной работе невозможно без самовоспитания и самообразования, которые так же неразрывно связаны между собой, как образование и воспитание. Непрерывное самовоспитание профессионала заключается в формировании необходимых для его профессиональной деятельности, социально ценных качеств, о которых будет говориться в последующих главах. Уровень их сформированности и определяет необходимость в самовоспитании и самообразовании. Люди не рождаются с готовым набором качеств, знаний и умений, необходимых для социальной работы. Не все из них успевают сформироваться за период обучения. Единственный путь стать профессионалом – это самовоспитание и самообразование.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Содержанием профессионального самовоспитания являются все профессионально значимые качества его личности, его мировоззрение, физическое здоровье.

Самовоспитание не может осуществляться без предварительного общественного воспитания. Семья, детский сад, школа, вуз, окружающая среда воспитывают человека. Когда личность сформировалась, начинается этап самовоспитания, иногда неосознанный или не до конца осознанный. Если это процесс осознанный, продуманный, целенаправленный, то он идет быстрее, цель достигается легче.

В процессе самовоспитания, в зависимости от индивидуального развития личности, условно можно выделить три уровня. Первый – преодоление имеющихся (выявленных в процессе самопознания) личных недостатков. Другой уровень связан с утверждением профессионально значимых качеств личности специалиста по социальной работе, которые еще не стали его “второй” натурой. Третий, самый высокий качественный уровень самовоспитания, характеризуется совершенствованием имеющихся положительных качеств личности. Различать названные уровни необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на актуальных задачах собственного развития.

У самовоспитания есть четкая логическая структура:

цели самовоспитания. Они регулируются общественными целями и имеют ту же направленность: гуманистическую, нравственную, профессионально-трудовую, эстетическую и т.д.;

содержание и задачи самовоспитания (поведение и деятельность, которые приводят к достижению цели самовоспитания);

средства и методы самовоспитания (орудия и способы воздействия на себя);

результаты самовоспитания. Это те изменения, которые происходят в личности в результате самовоспитательных воздействий.

Остановимся подробнее на средствах и методах самовоспитания, которые условно можно разделить на три группы.

Первая группа осуществляется на начальном этапе и включает в себя:

самопознание – осуществляется в процессе активного взаимодействия с другими людьми, в практической деятельности, включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношений к людям, к труду, к себе:

самоанализ – выявление положительных и отрицательных сторон личности, мешающих достижению цели;

самооценка – включает наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков, может быть адекватной и неадекватной. Различают неадекватную завышенную самооценку (переоценку себя субъектом) и неадекватную заниженную самооценку (недооценку себя). Адекватная самооценка очень важна для самовоспитания, она является необходимым условием формирования и развития личности;

самопрогнозирование – чего и как могу добиться, в какие сроки.

На втором этапе (вторая группа) формулируется самообязательство (“добьюсь!”) – формулировка конкретной цели и установка самому себе.

Третий этап (третья группа)содержит формы проверки выполнения самообязательств. Это внутренний регулятор всего процесса – самоконтроль, самоотчет, самостимулирование, самокритика, самоодобрение, самоубеждение, самоприказ. Очень важно регулярно подводить итоги: за день, за неделю и т.д.

Конечно, при практическом осуществлении эта технологическая линия не так прямолинейна. Индивидуальность самовоспитания зависит от интеллектуального, эмоционального и волевого уровня развития личности. Бесконечное многообразие индивидуальных различий, объективные условия жизни, время, необходимое для накопления опыта и овладения самовоспитанием как особым видом деятельности, делают этот процесс достаточно сложным, иногда противоречивым, но крайне необходимым для постоянного самосовершенствования.

Особое место в самовоспитании занимает самовнушение, которое может стать мощным рычагом в руках человека, желающего зародить и укрепить веру в себя. Техника самовнушения строится на аутогенной тренировке, состоящей из словесных предписаний. Внушить себе что-то – значит поверить, поверить – значит быть. Вера предполагает полное однозначное соответствие мысли и чувства. Человек воздействует на самого себя с помощью слов и соответствующих словам мысленных образов. Формулы самовнушения могут быть использованы для снятия нервного напряжения, успокоения и восстановления сил, повышения активности.

Формула самовнушения может быть разработана самостоятельно. Для этого надо знать простейшие правила:

словесные формулы ясно и четко отражают цель самовнушения;

произносимые фразы лаконичные;

самовнушение производится только в утвердительной форме;

аутогенная тренировка требует систематичности и продолжительности (от нескольких недель до нескольких месяцев).

Можно также воспользоваться готовыми формулами, например, ставшими уже классическими формулами самовнушения создателя аутогенной тренировки Иоганна Шульца.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.