Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По составу участников

ü отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату;

ü отношения между органами исполнительной власти и гос. предприятиями, учреждениями, организациями;

ü отношения между органами исполнительной власти и общественными организациями, трудовыми коллективами и т.п.

3. По критерию направления деятельности:

ü отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции;

ü отношения органов исполнительной власти отраслевой компетенции;

ü отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного (межведомственного) характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

ü внутриорганизационные отношения.

Классификация административно-правовых отношений

1. По природе властной управленческой деятельности:

Ø отношения, в которых выражается властная природа государственно-управленческой деятельности;

Ø отношения, возникающие за рамками управляющего воздействия, но связанные с его осуществлением.

2. По характеру управленческих отношений:

Ø внешние

Ø внутриорганизационные

3. По разделению правовых норм:

Ø материальные

Ø процессуальные

4. По сфере действия административно-правовых отношений:

Ø основные

Ø Неосновные

5. По соотношению прав и обязанностей сторон административно-правовых отношений:

Ø субординационные

Ø координационные

6. По юридическому характеру взаимодействия субъектов административно-правовых отношений:

Ø вертикальные

Ø горизонтальные

Тема 4. Наука административного права

План

1. Наука административного права в Российской Империи (19 в. – начало 20 века).

2. Наука административного права в советский период.

3. Наука административного права в постсоветский период (1991 г. - настоящее время).

Литература

Основная:

Административное право. Учебник под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. Изд. Норма. М. 2008.

Административное право Российской Федерации. Учебник под ред. Попова Л.Л. Изд. Юрайт. М. 2010.

Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. Административное право. Учебник. Изд. Норма. М. 2009.

Дополнительная:

Агапов А.Б. Учебник административного права. Городец. 1999.

Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск. 1995.

Административное право зарубежных стран. Учебник. Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. Спарк. М. 2003.

Сизиков М.И., Борисов А.В. Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917). М. 1992.

Андреевский И. Полицейское право: в 2 т. СПб. 1871.

Белявский Н.Н. Полицейское право (Административное право): Конспект лекций. Юрьев. 1904.

Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. СПб. 1911.

Наука административного права - совокупность взглядов и представлений о действующем административном праве, его институтах, исторических этапах их развития

Развитие российской науки административного права

1) 19 в. – начало 20 века;

2) советский период – 1917 г. – 1991 г.;

3) постсоветский период 1991 г. до настоящего времени.

1. Наука административного права в Российской Империи (19 в. – начало 20 века)

ü Первоначально преподавалась под именем «Законов государственного благоустройства» (Волынский А.П., Татищев В.Н., Посошков И.Т.)

ü Нач. 19 века - научные труды по полицейскому праву (В.Н. Лешков, Бунге Н.Х., М.М. Шпилевский, И.С. Васильчиков и др.)

ü В конце 19 – начале 20 века появляются научные труды по административному праву, и на юридических факультетах преподается учебная дисциплина – административное право.

2. Наука административного права в советский период

1. В 1918, 1922, 1924, 1925, 1929 гг. - изданы учебники по административному праву, они имели существенные недостатки, главный из которых состоял в том, что в них не отражалась марксистско-ленинская теория социалистического гос. Управления.

2. Монографии по отдельным проблемам административного права (И. Н. Ананов «Очерки федерального управления СССР», Д. Загряцков « Административнаяюстиция и право жалобы в теории и законодательстве», П. Н. Карадже-Искров «Новейшая эволюция административного права» и др.

3. С начала 30-х годов административное право исключается из учебных планов высших юридических учебных заведений. Прекращаются и публикации по вопросам административного права.

4. 1938 г. - восстановление теоретического ипрактического престижа науки советского административного права, что бъяснялось огромной ролью государственного управления в социалистическом строительстве, в практическом осуществлении экономического и социально-культурного строительства. 1949 г. - книга «Вопросы советского административного права», в которой анализируются важные проблемы государственного управления, государственной службы, должностного лица, управления промышленностью, государственного контроля.

5. Диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук (С.С. Студеникин, В.А. Власов, Н.А. Волкова, Г.И. Петров, Ц.А. Ямпольская)

6. Шеститомный курс «Советское административное право», подготовленный под редакцией видных ученых - административистов: Ю.М. Козлова, Б.М.Лазарева, А.Е. Лунева, М.И. Пискотина.

Структура Административного кодекса РСФСР

1) Обеспечение революционной законности в управлении;

2) Обязательные постановления и административные взыскания;

3) Публичные права граждан;

4) Охрана революционного порядка. Каждыйраздел состоял из глав.

3. Наука административного права в постсоветский период (1991 г. - настоящее время)

издается много литературы по проблемам административного права:

связанным с анализом принципа разделения властей, места и роли органов исполнительной власти (К.С.Бельский, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева и др.)

связанным с институтом государственной службы (В.М. Манохин, Д.М. Овсянко)

 

Много научной литературы появилось после принятия в 2002 г. нового КоАП РФ. Особенно хотелось бы обратить внимание на опубликованные комментарии, в подготовке которых приняли участие многие известные ученые-административисты: А.Б. Агапов, Ю.М. Козлов, Г.А. Кузьмичева, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, М.С. Студеникина, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов и др.

 

«В ближайшие годы ученым-административистам предстоит нелегкая и длительная работа по созданию современной теории административного права, по определению его понятий и институтов, выделению подотраслей административного права и уточнению его системы и структуры. Такой труд по силам только большому коллективу ученых, активно занимающихся разработкой проблем современного административного права» - Ю.Н. Старилов

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина

План

1. Личность – как субъект административного права. Основные элементы правового статуса личности.

2. Право граждан на обращение.

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Литература

Основная:

Административное право: «Учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. – М.: Норма, 2008.

Витрук Н.В. «Общая теория правового положения личности».- М.: Норма, 2008.

Кутафин О.Е. «Российский конституционализм». – М.: Норма, 2008.

Дополнительная:

Алиева И.Д. «Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами». – М., 2006.

Воронов А.А. «Проблемы защиты прав граждан в адм. судопроизв-ве» // «Адвокатская практика». 2008. № 3.

Лаврентьев А.Р. «Об обжаловании в суд постановлений и решений по делам об адм. правонарушениях» // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сборник статей / Отв. ред. В.В. Ершов, Н.А. Тузов. Статут. 2008.

Мегрелидзе М.Р. «Становление института разрешения адм.-правовых споров». – М., 2008.

Субочев В.В. «Законные интересы» под ред. А.В. Малько. – М.: Норма, 2008.

1.Личность – как субъект административного права. Основные элементы правового статуса личности

Административно-правовой статус личности (Л.Л. Попов, М.С. Студеникина)

1 правовой статус личности, человека как субъекта административного права

2 статус гражданина Российской Федерации

3 социальный

4 особым статусом

Административно-правовой статус личности (Г. Еллинек)

 

1. status negativus: сфера свободы личности, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни отдельные граждане;

2. status positivus: возможность государственной защиты прав и свобод

3. status activus: возможность свободного участия гражданина в публичной жизни, формировании и осуществлении государственной власти.

4. status proprius: специальный правовой статус гражданина.

 

Права и свободы человека и гражданина

В зависимости от характера отношений, возникающий между человеком и государством:

Ø личные права и свободы,

Ø политические права и свободы,

Ø социально-экономические права и свободы.

status positivus status activus status proprius
включает в себя государственную защиту прав и свобод гражданина В этих целях государство: равный доступ граждан к государственной службе обязанность нести военную службу право участвовать в отправлении правосудия дополняет правовой статус гражданина особыми правами и обязанностями. Граждане вправе их приобрести по своему желанию, для удовлетворения своих потребностей.

Ø создает систему органов (милиция, налоговые и таможенные органы, органы уголовно-исполнительной системы и мн. др.).

Ø создает систему гарантий

Гарантии, обеспечивающие права и свободы граждан

Конституционные -обеспечены нормами Основного закона

Административно-правовые (экономические, политические, организационные)

Юридические (судебные и внесудебные)

Судебные гарантии

Ø предоставление права гражданину прибегать к судебной защите, если его права и свободы подвергаются посягательству как со стороны органов исполнительной власти, так и отдельных граждан;

Ø наличие права обратиться в суд с требованием обеспечения установленных законом прав и свобод.

Внесудебные гарантии

Внесудебные гарантии - деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц, направленная на создание необходимых условий обеспечения прав и свобод граждан, а в случае их нарушения на восстановление нарушенных права и применение соответствующих мер воздействия к виновным (н-р, деятельность Уполномоченный по правам человека).

Административно-правовой статус гражданина

Административная правоспособность – способность иметь права и нести обязанности, установленные административно-правовой нормой (возникает в момент его рождения и прекращается смертью).

Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их в сфере функционирования исполнительной власти

2. Право граждан на обращение

Обращения гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления

Обращения гражданина

1. Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

2. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституц. прав и свобод или конституц. прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных НПА, недостатках в работе гос. органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

3. Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его (или других лиц) нарушенных прав, свобод или законных интересов.

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных ФЗ.

 

Ø не имеет права находиться на муниципальной службе;

Ø не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу);

Ø могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными НПА РФ.

Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

1. на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;

2. на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;

3. на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;

 

4. на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

5. на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;

6. на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Тема 6. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

План

n 1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

n 2. Система органов исполнительной власти Российской Федерации. Соотношение органов отраслевого и межотраслевого управления.

n 3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

n 4. Система субъектов исполнительной власти.

Литература к лекции:

Основная:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. Изд. 2-е. – М.: Юрайт, 2010.

2. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2006.

3. Собянин С.С. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы. Журнал российского права. 2006. № 10.

 

Дополнительная:

Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - МГУ, 1996.

Старостин С.А. Вопросы реформирования исполнительной власти Российской Федерации: Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России: Материалы междунар. научно-практич. конф., посвященной 70-летию проф. Веремеенко И.И. - М., 2008.

Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: научно-практическое пособие. М.: Изд-во института проблем риска. 2006.

Еремина О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Журнал российского права. 2005. № 11.

1. Понятие и виды органов исполнительной власти

Признаки органов исполнительной власти

1. осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, являются носителями определенного объема государственно-властных полномочий;

2. самостоятельность, границы которой устанавливаются правовым положением данного органа;

3. структура

Орган исполнительной власти - это основная часть государственного аппарата, призванная на основе и во исполнение законодательства организовывать и регулировать общественные отношения в интересах развития и защиты личности, общества и государства.

Классификация органов исполнительной власти

1 Федеративное государственное устройство Российской Федерации:

a. федеральные органы исполнительной власти;

b. органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2 Порядок образования органов исполнительной власти:

a. органы исполнительной власти, формирование которых отнесено к ведению Российской Федерации;

b. органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с нормами конституций (уставов) субъектов РФ.

3 Характер компетенции органа исполнительной власти:

a. органы исполнительной власти общей компетенции,

b. органы исполнительной власти отраслевой компетенции,

c. органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, органы исполнительной власти специальной компетенции.

4 Порядок разрешения вопросов:

a. коллегиальные (правительства, администрации, коллегии, советы администрации и др.);

b. единоначальные (службы, агентства и др.)

5 Организационно-правовая форма органов исполнительной власти:

a. правительства;

b. министерства;

c. федеральные службы;

d. федеральные агентства;

e. администрации или мэрии;

f. департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы.

2. Система органов исполнительной власти Российской Федерации. Соотношение органов отраслевого и межотраслевого управления

Система органов исполнительной власти

1. Вертикальное деление предполагает разделение полномочий по вертикали между центром и регионами:

- федеральные органы ИВ,

- органы исполнительной власти субъектов РФ,

- органы местного самоуправления).

2. Горизонтальное деление (например, на федеральном уровне это министерства, службы, агентства)

Федеральные органы исполнительной власти

Ø федеральные министерства

Ø федеральные службы

Ø федеральные агентства

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Ø высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

Ø иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Цели административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах

повышение качества и доступности государственных услуг;

ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

 

Отрасль государственного управления - совокупность органов управления, предприятий и учреждений, связанная общностью объекта управления (промышленность, сельское хозяйство, оборона и т.п.), возглавляемая министерством

.

3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти (по Закону Республ. Татарстан):

общей компетенции – орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление по вопросам своего ведения в пределах подведомственной территории, объединяющий и направляющий деятельность подчиненных ему органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции;

отраслевой компетенции – орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управленческие функции в отношении порученной ему отрасли или сферы деятельности;

межотраслевой компетенции – орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности;

специальной компетенции – орган исполнительной власти, осуществляющий отдельные распорядительные, контрольные, разрешительные, координационные, организационные, регулятивные и иные специальные управленческие функции в определенной сфере деятельности.

4. Система субъектов исполнительной власти

Система субъектов исполнительной власти - совокупность тех субъектов, которые осуществляют исполнительную власть:

- Президент Российской Федерации,

- Правительство Российской Федерации,

- федеральные органы исполнительной власти,

- окружные органы исполнительной власти,

- органы исполнительной власти субъектов РФ,

- органы местного самоуправления.

 

Президент Российской Федерации - по Конституции РФ (гл. 4 Конституции РФ) не является главой исполнительной власти и не входит в систему органов исполнительной власти. Тем не менее, его роль, функции и полномочия в сфере исполнительной власти весьма существенны.

 

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

 

Федеральное министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

 

Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

 

Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

 

Окружные органы исполнительной власти - структурные подразделения центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, ответственные за координацию взаимодействия федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов с полномочными представителями.

Задачи окружных органов внутренних дел

1) выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследование преступлений, отнесенных к их компетенции Министром внутренних дел Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством Российской Федерации

2) осуществление взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по входящим в их компетенцию в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросам деятельности органов внутренних дел

 

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, по вопросам, входящим в компетенцию субъектов России – во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Особенность системы выражается в возможности вне пределов и полномочий обладать всей полнотой государственной власти на своей территории

 

Органы местного самоуправления - Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но существует важная норма Конституции РФ (ч. 2 ст. 132), предусматривает возможность наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Тема 7. Административно-правовой статус государственных служащих

План

1. Государственный служащий: понятие и признаки

2. Правовой статус государственного служащего: права, обязанности, ограниченная ответственность

3. Классификация государственных служащих. Должностные лица

4. Государственная служба российского казачества и муниципальная служба

Литература к лекции:

Основная:

n 1. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. - 4-е изд., пересмотренное и дополненное. – М.: Норма, 2009. С. 343-371.

n 2. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.

n 3. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

n 4. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008.

Дополнительная:

n 1. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (Теоретико-административные аспекты): Монография. 0 М., 2002.

n 2. Мариян А.В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. 2005. № 2. С. 77-85.

n 3. Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2005. № 12. С. 27-29; 2006. № 1. С. 14-24; № 2. С. 24-36.

1. Государственный служащий: понятие и признаки

Государственный служащий

§ Дружинник

§ Думные чины: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки; дворяне московские; дьяки, подьячие статейные и неверстанные; служилые люди по отечеству (происхождению) и служилые люди по прибору

§ Чиновник

§ Гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе

Признаки государственного служащего

§ 1) гражданство Российской Федерации;

§ 2) достижение возраста полной дееспособности – 18 лет;

§ 3) владение государственным языком;

§ 4) наличие соответствующего профессионального образования;

§ 5) добровольное исполнение обязанностей по государственной должности государственной службы в государственном органе;

§ 6) возмездный характер исполнения служебных обязанностей.

 

Государственный служащий - гражданин России, профессионально осуществляющий служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов России и субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности Российской Федерации и ее субъектов, получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

Категории государственных служащих:

§ 1) государственные гражданские служащие (федеральные и субъектов федерации);

§ 2) военнослужащие (федеральные);

§ 3) служащие правоохранительных органов и лица, замещающие правоохранительные должности в иных органах государственной власти (федеральные).

 

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

 

Военнослужащие - физические лица добровольно или по призыву на военную службу осуществляющие военно-служебные обязанности на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

 

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Служащий правоохранительной службы - гражданин РФ, добровольно взявший на себя обязательства по осуществлению профессиональной служебной деятельности на должностях правоохранительной службы в правоохранительных или иных государственных органах, службах и учреждениях, в соответствии с правовым актом о назначении на должность, контрактом и принесением присяги, соответствующий дополнительным требованиям по состоянию здоровья и социальным критериям, имеющий специальное звание или классный чин и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

2. Правовой статус государственного служащего: права, обязанности, ограниченная ответственность

Признаки государственного служащего

 

§ 1) гражданство Российской Федерации;

§ 2) достижение 18 лет;

§ 3) владение государственным языком;

§ 4) имеющий образование в соответствии с квалификационными требованиями;

§ 5) обладающий правовым статусом (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность);

§ 6) замещение оплачиваемой государственной должности в государственном органе;

§ 7) служебная деятельность государственного служащего является интеллектуальной, ответственной, высокопрофессиональной;

§ 8) служебная деятельность государственного служащего является частью функции государственного органа, носит преимущественно управленческий характер и влечет за собой юридические последствия;

§ 9) в зависимости от вида государственной службы служащим присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

Правовой статус гражданского служащего

§ права,

§ основные обязанности,

§ ограничения и запреты,

§ требования к служебному поведению,

§ порядок урегулирования конфликта интересов,

§ обязанность предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Права гос. служащего

§ права на ознакомление со своим правовым статусом и «зоной ответственности» (права на организационно-технические условия, ознакомление с документами и критериями эффективности служебной деятельности, перспективами служебного продвижения);

§ права по непосредственному исполнению должностных обязанностей;

§ права, стимулирующие служебную эффективность и реализацию социальных гарантий (на должностной рост на конкурсной основе, на продвижение по службе и повышение денежного содержания).

Обязанности гос. служащего

§ 1) соблюдение действующего законодательства и обеспечение его исполнения;

§ 2) добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение служебного распорядка;

§ 3) защита прав и законных интересов физических и юридических лиц;

§ 4) исполнение приказов, указаний и распоряжений руководителей, за исключением заведомо противоправных;

§ 5) обеспечение необходимого уровня квалификации и соблюдение норм профессиональной (служебной) этики и т.д.

Специальные ограничения и запреты гос. служащего

1) не может быть принят на государственную службу и занимать должности государственной гражданской службы при признании в судебном порядке его недееспособным или ограниченно дееспособным; осуждении к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости; при наличии заболевания, препятствующего прохождению службы;

2) участвовать на возмездной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

3) приобретать ценные бумаги, получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, подарки;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он замещает должность государственной гражданской службы.

Ответственность государственных служащих

§ Дисциплинарная (взыскание)

§ 1) замечание;

§ 2) выговор;

§ 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

§ 4) освобождение от замещаемой должности;

§ 5) увольнение с государственной гражданской службы.

§ Административная

§ уголовная

§ материальная

3. Классификация государственных служащих. Должностные лица

Классификация государственных служащих

1. в зависимости от уровня органа государственной власти:

- федеральные государственные гражданские служащие

- государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации

2. по характеру выполняемых служебных полномочий

- должностные лица

- служащие, не являющиеся должностными лицами

 

Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

4. Государственная служба российского казачества и муниципальная служба

 

Казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы

 

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

 

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий ОМС, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы

§ 1) высшие должности муниципальной службы;

§ 2) главные должности муниципальной службы;

§ 3) ведущие должности муниципальной службы;

§ 4) старшие должности муниципальной службы;

§ 5) младшие должности муниципальной службы.

Тема 8. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений

План лекции:

1. Понятие и виды государственных и негосударственных предприятий и учреждений в Российской Федерации, правовые основы.

2. Структура и содержание административно-правового статуса государственных и негосударственных предприятий и учреждений.

Литература к лекции:

Основная:

Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – 4 – изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 1999.

Административное право: Учебник / под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2006.

Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский и др. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2007.

Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 3 – е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.

Дополнительная:

Валяев Ю.К. Метод разрешения в административном праве России: монография / Ю.К. Валяев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

Мельгунов В.Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. М.: Волтерс Клувер, 2008.

Овчарова Е.В. Понятие, структура и содержание административно-правового статуса юридического лица. Гражданин и право, 2001, № 1 (7), 2 (8).

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. Второе изд., доп.и перераб. / М.: изд. Тихомирова М.Ю., 2006.

1. Понятие и виды государственных и негосударственных предприятий и учреждений в Российской Федерации, правовые основы.

Признаки организации

наличие целей и задач, обозначенных в ее учредительных документах,

самостоятельность при вступлении в административно-правовые отношения,

внутренняя структура организации,

наличие органов управления, созданных для реализации целей и задач, поставленных перед организацией.

Организации в Российской Федерации

государственные (создаются государством в лице уполномоченных государственных органов и наделяются имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления)

негосударственные (муниципальные и частные) - создаются органами местного самоуправления и наделяются имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Частные организации создаются физическими или юридическими лицами и владеют, пользуются и распоряжаются имуществом на праве собственности

 

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

Организационно-правовые формы коммерческих организаций

хозяйственные общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия.

 

Хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом:

1) полное товарищество;

2) товарищество на вере (коммандитное товарищество).

 

Полное товарищество - товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ч.1 ст. 69 ГК РФ)

 

Товарищество на вере - товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ч.1 ст. 82 ГК РФ).

Хозяйственные общества

акционерное общество

общество с ограниченной или с дополнительной ответственностью

 

Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Народное предприятие

1) создается путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 % уставного капитала;

2) основная доля акционеров - его работники;

3) не позднее чем на дату окончания пятого финансового года после года создания народного предприятия его работникам должно принадлежать количество акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала, в противном случае предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке;

4) к народным предприятиям применяются также правила Федерального закона «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах.

 

Общество с ограниченной ответственностью - созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества

 

Общество с дополнительной ответственностью - общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества (ч.1. ст. 95 ГК РФ)

 

Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ч. 1 ст.107 ГК РФ)

 

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество:

В зависимости от собственника: в зависимости от объема прав на имущество
Ø государственные (федеральными или субъектов Российской Федерации) Ø муниципальные ü основанные на праве хозяйственного ведения ü основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия)

 

Некоммерческие организации - организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками

Ø потребительские кооперативы,

Ø общественные или религиозные организации (объединения),

Ø учреждения,

Ø благотворительные и иные фонды общин коренных малочисленных народов РФ,

Ø казачьих обществ,

Ø некоммерческих партнерств,

Ø торгово-промышленной палаты, объединения работодателей и т.д.

Учреждения - создаются собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера

В зависимости от собственника имущества учреждения бывают:

1) частными;

2) государственными или муниципальными (бюджетные и автономные).

 

Образовательное учреждение - осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Виды:

Ø Государственные (федеральные или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации);

Ø муниципальные, негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

Административно-правовые нормы:

определяют момент возникновения административной правосубъектности государственных и негосударственных предприятий и учреждений;

закрепляют права и обязанности государственных и негосударственных предприятий и учреждений в сфере государственно-управленческой деятельности, регламентируют порядок их реализации;

устанавливают административную ответственность государственных и негосударственных предприятий и учреждений за совершение ими административного правонарушения;

гарантируют защиту прав и законных интересов предприятий и учреждений.

Корпоративные нормы предприятий и учреждений

В зависимости от организационно-правовой формы и вида организации учредительными документами могут быть:

устав

учредительный договор и устав

учредительный договор

2. Структура и содержание административно-правового статуса государственных и негосударственных предприятий и учреждений.

Структура административно-правового статуса предприятий и учреждений

Ø административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий и учреждений;

Ø права и обязанности государственных и негосударственных предприятий и учреждений в сфере государственно-управленческой деятельности;

Ø гарантии прав и законных интересов государственных и негосударственных предприятий и учреждений.

Права и обязанности в рамках общей административной правосубъектности

1. предусмотреные законодательством для всех коллективных субъектов (на обращения в государственные органы; на получение информации в органах исполнительной власти; на государственную защиту нарушенных прав и законных интересов и др.);

2. установленые законодательством для реализации в конкретных областях (отраслях) государственно-управленческой деятельности: пожарной безопасности, охраны окружающей среды

Ограничение административной правосубъектности

Основания:

ü назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности,

ü грубое нарушение лицензионных требований и условий; неисполнение лицензиатом предписания лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения.

 

Гарантии прав и законных интересов государственных и негосударственных предприятий и учреждений - это способы (средства) охраны и защиты, а также восстановления нарушенных прав и законных интересов предприятий и учреждения:

- административные (досудебные, внесудебные);

- судебные.

Тема 9. Административно-правовой статус исполнительных органов местного самоуправления

План лекции:

1. Местная администрация в структуре органов местного самоуправления.

2. Организационно-правовые основы деятельности местной администрации.

3. Полномочия местной администрации по решению вопросов местного значения.

4. Полномочия местной администрации при осуществлении отдельных государственных полномочий.

Литература к лекции:

Основная:

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. Главы 9, 18 - 25.

Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 080504 «Государственное и муниципальное управление» / под ред. А.Н. Костюкова. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. Главы 8, 13 -21.

Дополнительная:

Агапов А.Б. Административное право: учебник. - 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. Глава 12.

Конин Н.М. Административное право России: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 9.

1. Местная администрация в структуре органов местного самоуправления

Административно-правовой статус местной администрации

1. полномочия,

2. организационная структура,

3. порядок деятельности,

4. ответственность.

 

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Природа местного самоуправления

Как форма самоорганизации граждан, местное самоуправление является институтом гражданского общества как форма реализации принадлежащей народу власти и форма управления публичными делами – уровнем публичной власти в России.

 

Структура органов местного самоуправления

Ø представительный орган муниципального образования,

Ø глава муниципального образования,

Ø местная администрация (исполнительно-распорядительный орган),

Ø контрольный орган муниципального образования,

Ø иные органы и выборные должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования.

 

Представительный орган муниципального образования является коллегиальным органом, состоящим из депутатов, избираемых (в городских, сельских поселениях, городском округе, муниципальном районе) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, либо (в муниципальных районах) из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава

Компетенция представительного органа муниципального образования

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Структура местной администрации

отраслевые - выполняют функции по управлению отдельной отраслью муниципального хозяйства: образованием, здравоохранением, муниципальным транспортом и т.д.;

функциональные - выполняют управленческие функции, носящие межотраслевой или внеотраслевой характер;

территориальные органы местной администрации - создаются в крупных муниципальных образованиях, имеющих внутреннее административно-территориальное устройство, районы или округа.

 

Контрольный орган муниципального образования - образуется в целях обеспечения контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности

Ответственность органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами

2. Организационно-правовые основы деятельности местной администрации.

Организационно-правовые формы и способы работы местной администрации

1) распределение обязанностей между главой местной администрации и его заместителями в соответствии с утвержденной структурой администрации;

2) планирование работы;

3) проведение совещаний, семинаров и других мероприятий;

4) проведение заседаний коллегии при главе администрации;

5) дача указаний и поручений;

6) организация работы со служебными документами

7) рассмотрение обращений граждан;

8) организация работы с кадрами;

9) издание главой администрации, другими ее должностными лицами правовых актов по вопросам своего ведения;

10) осуществление контроля за деятельностью органов местной администрации, ее структурных подразделений, организаций, а также за исполнением правовых актов местной администрации, иных документов

 

Полномочия местной администрации - закрепленные в законодательных и иных нормах права и обязанности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по реализации предметов ведения: решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий.

3. Полномочия местной администрации по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения

1) Вопросы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроль за его исполнением; установления, изменения и отмены местных налогов и сборов; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

2) Вопросы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения.

4. Полномочия местной администрации при осуществлении отдельных государственных полномочий.

Вопросы, связанные с оказанием населению различного рода услуг

1) вопросы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

2) вопросы образования, культуры, здравоохранения, отдыха и спорта;

3) вопросы организации благоустройства и озеленения территории,
содержания мест захоронения, охраны окружающей среды;

4) вопросы охраны общественного порядка, гражданской обороны, обеспечения безопасности населения, опеки и попечительства;

5) вопросы формирования и содер

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность административно-правового регулирования | Фондовая лекция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.