Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Белорусская ССР на Международной арене




1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон "О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский". Закон закрепил право союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими представителями. В связи с этим Верховный Совет СССР 24 марта 1944 г. принял закон об образовании Народного комиссариата иностранных дел, внеся ряд соответствующих дополнений в Конституцию БССР 1937 г. (26 марта 1946 г. Наркомат иностранных дел БССР был преобразован в Министерство иностранных дел). Вновь образованный Наркомат развернул большую работу, подтверждением тому явилось участие БССР вместе с 50 государствами в создании Организации Объединенных Наций и в разработке ее Устава.

Вопрос об участии всех советских республик в ООН был поставлен делегацией СССР осенью 1944 г. на переговорах в Думбартон-Оксе, однако только на Ялтинской конференции в феврале 1945 г. было.достигнуто согласие о представительстве двух из 16 советских республик в ООН. Сразу же после открытия конференции Объединенных Наций 26 апреля советская делегация поставила вопрос о включении Белорусской и Украинской республик в состав ООН. мотивируя тем, что они обладают суверенными правами, что каждая из этих республик выставила до миллиона бойцов в Красную Армию и что на эти республики обрушился первый удар фашизма. Решение о включении УССР и БССР в число первоначальных членов ООН было принято единогласно. 6 мая 1945 г. полномочная делегация БССР во главе с Наркомом иностранных дел К. В. Киселевым прибыла в Сан-Франциско и включилась в работу конференции ООН. 26 июня 1945 г. уполномоченные государств-учредителей, в том числе и представители БССР, подписали Устав ООН. 30 августа 1945г. Президиум ВС БССР ратифицировал Устав ООН.

Участие БССР в работе ООН положило начало новому этапу внешнеполитической деятельности республики, которая протекала в соответствии с нормами международного права и осуществлялась в различных международных формах. Республика имела свои дипломатические представительства, вела значительную дипломатическую переписку, участвовала в работе различных дипломатических конференций, состояла во многих межправительственных организациях, имела большую договорную практику, оказывала различную помощь развивающимся странам. Центральные органы внешних сношений (Президиум ВС БССР, Совмин БССР, МИД БССР) и зарубежные органы внешних сношений (представительства, делегации и пр.) выступали с различными декларациями, заявлениями и обращениями по общим и частным вопросам международных отношений. С течением времени установились постоянные контакты правительства БССР с иностранными государствами и международными межправительственными организациями.

БССР имела своих постоянных представителей при штаб-квартирах некоторых международных организаций. Постоянное Представительство БССР при ООН защищало внешнеполитические интересы республики в различных органах ООН. вступало в деловые контакты с представителями других государств при ООН. БССР имела постоянного представителя при европейском отделении ООН и других организациях в Женеве и при ЮНЕСКО в Париже. Определенные функции республиканского органа внешних сношений выполняло и постоянное Представительство Совмина БССР при Совмине СССР.

Дипломатические сношения БССР с иностранными государствами осуществлялись с помощью посольств и миссии Союза ССР в зару­бежных странах, хотя Конституции БССР и СССР не содержали каких-либо положений, препятствующих развитию непосредственных дипломатических сношений БССР с иностранными государствами.

В послевоенный период получили дальнейшее развитие международноправовые формы внешнеполитической деятельности БССР. Республика вступала в непосредственные переговоры с иностранными государствами. Так, осенью 1944 г. проводились белорусско-польские переговоры по вопросу изменения государственной границы.

Особое место в дипломатической практике БССР занимали многосторонние договоры с иностранными государствами. В 40-70-х годах республика участвовала более чем и 300 различных международных конференциях. Среди них следует отметить Парижскую мирную конференцию 1946 г, созванную с целью выработки мирных договоров с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией.

Участие БССР в кодификации и развитии международного права осуществлялось в ходе дипломатических консультаций и переговоров с представителями различных государств, проводимых как на двусторонней, так и на многосторонней основе, БССР неизменно принимала активное участие в различных международных (межправительственных) конференциях, специально созываемых для кодификации отдельных отраслей и институтов международного права. Вместе с СССР и УССР Белорусская ССР участвовала в работе дипломатической конференции по защите жертв войны, проходившей в Женеве в 1949г., на которой были выработаны конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны.

В 1954 г. представители БССР участвовали в работе Гаагской конференции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, в 1958 и 1960 гг. — в Женевской и в 1960 г. — в Брюссельской конференциях по морскому праву, в 1961 г. — в Венской конференции по кодификации важнейших норм дипломатического права, в 1963 г. — в Венской конференции по консульским сношениям и иммунитетам, в 1970 г. — в Гааге, в 1971г. - в Монреале, в 1973 г. - в Риме в конференциях по воздушному праву, в 1963 г. - в Женеве в конференции по дорожному движению, в 1968-1969 гг. - в Вене в конференции по праву международных договоров.

Весьма обширна договорная практика БССР. Заключенные республикой договора охватывают самые различные стороны международной жизни: статут международного Суда, конвенция Всемирной метеорологической организации от 11 октября 1947 г.; Международная конвенция электросвязи от 22 декабря 1952г.; конвенция о политических правах женщин от 31 марта 1953 г.; Всемирная почтовая конвенция от 3 октября 1957 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г.; договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 марта 1968 г.; конвенция о неприменении сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 7 января 1969 г.; договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 7 февраля 1971 г. и др. Белорусская делегация участвовала во всех очередных и чрезвычайных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Члены делегаций БССР выдвигались на различные руководящие посты, включая должности заместителя Председателя Генеральной Ассамблеи. Председателей, заместителей и докладчиков главных комитетов Генеральной Ассамблеи включали в различные комиссии (по экономике и занятости, по транспорту, по правам человека, по правам женщин и др.). БССР избиралась членом Экономического и Социального Совета, членом исполкома Международного детского фонда, а также в Совет Безопасности ООН на 1974-1975 гг.

БССР являлась членом специализированных учреждений ООН, созданных на основе межправительственных соглашений: Всемирной метеорологической организации /ВМО/, Международной организации труда /МОТ/, Международного союза электросвязи /МСЭ/, Всемирного почтового союза /ВПС/, Организации Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры /ЮНЕСКО/, Международ­ной организации гражданской авиации /ИКАО/, Международного Агентства по атомной энергии /МАГАТЭ/ и др.

Придерживаясь во всех вопросах ''согласованной линии социализ­ма", Белорусская ССР совместно с СССР и УССР добились принятия ряда актов в защиту интересов трудящихся в капиталистических и развивающихся странах, а также целого ряда документов по разоружению. Расширялись международные связи БССР в области просвещения, науки и культуры. Происходил обмен делегациями, проводились вечера дружбы, организовывались художественные выставки, различные семинары, научные конференции и др. (Бровка Ю.П. Белорусская ССР - суверенный участник международного общения, Мн., 1974.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.