Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земельная реформа в России

 

Россия богата земельными ресурсами, общая площадь ее территории составляет 1709.8 млн. га. Из них 132,3 млн. га пахотных земель, 87,8 млн. га - сенокосы и пастбища. Это национальное богатство способно обеспечить привольную жизнь и успешное развитие всех народов, живущих на ней.

В настоящее время Россия находится на стадии перехода к рыночной экономике. С возрождением в России права частной собственности на землю кардинально меняется земельный строй. Земля включается в экономический оборот, требует совершенствования правовой и экономической базы регулирования земельных отношений.

В условиях долгих лет социалистической земельной собственности и до настоящего времени земля, не будучи результатом труда человека, не имела стоимости. Бесплатное землепользование, экстенсивный путь развития землепользования, отсутствие надлежащих мер экономической защиты сельскохозяйственных угодий от изъятия для нужд промышленности и иных несельскохозяйственных нужд, отсутствие экономического интереса у крестьянства в росте производства продукции привели к крупным социально-экономическим издержкам, тяжелым экологическим последствиям. Так за период с 1965 г. по 1990 г. площадь земель сельскохозяйственных предприятий сократилась на 47.3 млн. га. Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения за этот же период увеличились на 13.4 млн. га, земли водного фонда на 4.0 млн. га. Развитие эрозионных процессов, подтопление и заболачивание земель, зарастание кустарником и мелколесьем, а также предоставление их для несельскохозяйственных целей привели к тому, что площадь сельскохозяйственных угодий в России сократилась на 12.6 млн. га [2].

Сложившаяся ситуация в использовании земли в отраслях народного хозяйства и, особенно, в агропромышленном комплексе была обусловлена, бесспорно, недостаточными капиталовложениями в мероприятия по охране земель, интенсификацию отраслей сельского хозяйства, социальное обустройство деревни и нарушением диспаритета цен. Однако следует назвать целый блок других причин, основными из которых являются: наличие исключительной государственной собственности на землю; централизация управления земельными ресурсами и их осуществление преимущественно на верхних уровнях власти; отсутствие обоснованной земельной политики государства в области законодательной деятельности, финансов, расселения, подготовки кадров для землеустройства; отсутствие надлежащего правового и экономического механизма реализации земельного законодательства. соответствующих экономических методов и рычагов управления земельными ресурсами, полноценных землеустроительных органов.

Все эти обстоятельства потребовали коренного преобразования земельных отношений путем проведения земельной реформы.

Земельная реформа - совокупность правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих в результате их комплексного осуществления переход к новому земельному строю, соответствующему характеру рыночной экономики [3].

Вышедший в конце 1990 года закон «О земельной реформе», положил начало развитию земельных отношений и формированию нового земельного строя суверенной России. Цель земельной реформы вытекала из общего курса России на реформирование и утверждение принципиально иных земельных отношений, когда частная собственность на землю становится приоритетной в экономическом развитии. Закон обозначил следующие целевые установки: осуществление перехода к многообразию видов собственности на землю, землевладения, землепользования; обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования использования и охраны земель; прекращение процессов деградации земель и связанных с ней других ресурсов, обеспечение их восстановления [2,3.4].

Для реализации земельной реформы была разработана специальная Республиканская программа проведения земельной реформы на территории РСФСР, утвержденная Постановлением Совета Министров РСФСР от 18.01.91. В соответствии с этой программой земельная реформа проводится поэтапно:

I этап (1990 -91 г.г.) - закрепление земель в федеративную собственность РСФСР и собственность республик, входящих в нее, уточнение границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, организаций и учреждений, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены за землю.

II этап - передача и закрепление земли в собственность, владение, пользование и в т.ч. аренду гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.

В результате осуществления Программы были созданы условия для равноправного развития различных форм собственности, повышения эффективности сельскохозяйственного производства, рационального использования и охраны земель.

Правовую основу земельной реформы в РФ на начальном этапе заложили законы «О земельной реформе» (от 23.11.90 г.) и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (от 22.11.90 г.). Они стали базовыми в осуществлении земельной реформы и провозгласили многоукладность в экономике, равенство различных видов собственности и определили основные направления земельного реформирования. Главным документом, соединившим цели и задачи реформы, объединившим ранее принятые законы и углубившим процессы регулирования земельных отношений стал Земельный кодекс, принятый 25 апреля 1991 года.

Значение Земельного кодекса заключалось в том, что он дал понимание сущности и статуса различным видам собственности, пользования, владения землей и формам хозяйствования; определил компетенцию органов управления и регулирования земельными ресурсами на всех уровнях власти; установил порядок изъятия и предоставления земельных участков; узаконил права и обязанности собственников, владельцев и пользователей землей; ввел механизм экономического стимулирования использования земель и их платности; установил режим использования земель различных категорий и экологические требования землепользования; установил порядок государственного контроля за рациональным использованием земли.

За прошедшее десятилетие с развитием рыночных отношений государственная земельная политика претерпевала существенные изменения. Реформирование земельных отношений в России сопровождалось острой борьбой по вопросам собственности на землю, форм хозяйствования на ней.

Первый этап земельной реформы завершился в 1998 году. За данный период в стране произошли значительные изменения. Одним из важнейших итогов стала ликвидация монополии государственной собственности на землю. Передача земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам, а также закрепление прав на землю и иную недвижимость на основе государственной регистрации прав на земельные участки и сделки с ними создали предпосылки для развития земельного рынка в России. Заложены основы системы налогообложения земель. Дальнейшее развитие земельных преобразований в России потребовало создания условий для повышения эффективности использования земель, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

В 1999 году начался новый этап земельной реформы, осуществляемый в рамках федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", принятой постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694. Целью Программы являлось обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и других мер, позволяющих к 2002 году завершить, в основном, земельную реформу в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Земельный кодекс, принятый 25 апреля 1991 года, особо выделил важнейшие вопросы управления земельными ресурсами и, в частности, земельный кадастр и мониторинг земель.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткие исторические сведения о возникновении и развитии земельного кадастра | Составные части земельного кадастра
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.