Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маржинальный анализ




Маржинальный анализ – это анализ безубыточности или анализ содействия доходу.

Он базируется на изучении соотношения между издержками, объемом производства или реализации продукции и прибылью, а также на прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Условия применения маржинального анализа:

1. В основу методики маржинального анализа положено деление затрат на постоянные и переменные.

2. Общая сумма переменных затрат зависит от объема производства и продажи продукции (сырье, материалы, топливо). В расчете на единицу продукции эти затраты не изменяются.

3. Общая сумма постоянных затрат не зависит от объема производства и продажи продукции (амортизация, арендная плата, расходы, связанные с управлением и организацией производства, лизинговые платежи, коммунальные расходы, затраты на рекламу и т.д.). В расчете же на единицу продукции эти затраты увеличиваются, если объем продукции уменьшается, и снижаются, если объем продукции растет.

4. Объем производства продукции должен соответствовать объему реализации в пределах анализируемого периода.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

-зависимости общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объема ее производства;

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

З = А+ВХ,

где З – сумма затрат на производство продукции;

А – сумма постоянных затрат

В – сумма переменных затрат в расчете на единицу продукции (удельные переменные затраты);

Х – объем производства или реализации продукции.

Формулу себестоимости единицы продукции можно представить в следующем виде:

-безубыточного объема продаж при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

Безубыточность – такое состояние, когда предприятие не получает ни прибыли, не убытков, т.е. выручка равна затратам.

Безубыточный объем продаж можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица продукции будет приносить прибыль предприятию.

ХЦ=А+ВХ

=

где Ц – цена реализации единицы продукции,

- безубыточный объем продаж.

Пример:

Определить безубыточный объем продаж при следующих условиях:

-цена реализации единицы продукции (Ц) – 20 руб.,

-постоянные затраты (А) – 4000 руб.,

-удельные переменные затраты (В) – 12 руб.

 

-зоны безопасности (безубыточности);

Зона безопасности – это разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж. Чем больше зона безубыточности, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

,

где ЗБ – зона безопасности,

- фактический объем продаж.

Пример:

Определить зону безопасности предприятия при следующих условиях:

-фактический объем реализации продукции – 1000 шт.,

-безубыточный объем продаж – 500шт.

 

-необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

Сумму прибыли (П) можно представить следующей формулой:

П=Х(Ц-В)-А

Исходя из нее, для того чтобы определить объем реализации продукции с целью получения запланированной суммы прибыли нужно сделать следующий расчет:

Пример:

Определить сколько потребуется реализовать продукции для получения 2000руб. прибыли при следующих условиях:

-цена реализации единицы продукции (Ц) – 20 руб.,

-постоянные затраты (А) – 4000 руб.,

-удельные переменные затраты (В) – 12 руб.

 

-критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

Основу этих расчетов составляет модель прибыли, рассматриваемая выше:

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Маржинальный доход (маржа покрытия) – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию.

Маржинальный доход на единицу продукции – это разность между ценой единицы продукции и удельными переменными затратами.

Пример:

Определить критический уровень постоянных издержек при следующих условиях:

-цена реализации единицы продукции (Ц) – 50 руб.,

-возможный объем производства и реализации продукции (Х) – 5000 ед.,

-удельные переменные затраты (В) – 30 руб.

При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и в убытке. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то предприятие не сможет покрыть их за счет своей выручки.

 

-критического уровня переменных затрат на единицу продукции;

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции при заданном объеме продаж, цене и сумме постоянных затрат определяется следующим образом:

Из данной формулы видно, что если сумма удельных переменных и удельных постоянных затрат равна цене единицы продукции, то уровень переменных затрат будет критическим, при котором финансовый результат будет равен нулю.

Пример:

Определить критический уровень удельных переменных затрат при следующих условиях:

-цена реализации единицы продукции (Ц) – 50 руб.,

-возможный объем производства и реализации продукции (Х) – 5000 ед.,

-постоянные затраты (А) – 120000 руб.

 

-критической цены реализации;

Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат по следующей формуле:

Пример:

Определить критический уровень цены реализации при следующих условиях:

-сумма постоянных затрат (А) – 120000 руб.,

-возможный объем производства и реализации продукции (Х) – 4000 ед.,

-удельные переменные затраты (В) – 35 руб.

При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность – нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет убыток.

 

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения:

-обоснование решения об увеличении производственной мощности

Поскольку с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и зона его безопасности.

Пример:

Показатели Вариант №1 Вариант №2 Изменения, %
  Объем производства продукции, шт.     +20
  Постоянные затраты, руб.     +25
  Переменные затраты на единицу продукции, руб.     -
  Цена, руб.     -
  Выручка, руб. (14)     +20
  Прибыль, руб. (5-2-13)     +12,5
  Безубыточный объем продаж, шт. 2: (4-3)     +25
  Зона безопасности предприятия, % (1-7):1100%   37,5 х
  Срок окупаемости постоянных расходов, мес. 7: 1 7,2 7,5 +4,16

Вывод: При увеличении производственной мощности на 20% сумма постоянных затрат возрастет на 255, а сумма прибыли всего на 12,5%. При этом с увеличением суммы постоянных затрат уменьшится зона безопасности предприятия на 2,5% и увеличится срок окупаемости постоянных затрат на 0,3 месяца.

Окончательное решение об увеличении производственной мощности должно приниматься с учетом окупаемости инвестиций на строительство дополнительных помещений, приобретение и модернизацию оборудования. Учитываются также возможности сбыта продукции, создание новых рабочих мест, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов и т.д.

Следует учитывать также эффект кривой опыта (ЭКО), сущность которого состоит в том, что по мере увеличения производства и наращивания производственных мощностей происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции переменные затраты на единицу продукции снижаются примерно на 20-30%.

 

-обоснование решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня

Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.

 

Пример:

Производственная мощность предприятия рассчитана на 1000ед. изделий, рыночная цена которых 20 руб., постоянные расходы составляют 7200 руб., переменные расходы на 1 изделие – 8руб.

В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов предприятия уменьшился до 500 ед. изделий. Общая сумма постоянных расходов и переменные затраты на единицу продукции остались на том же уровне.

В то же время поступило предложение от заказчика на покупку 300 ед. продукции, которая требует несколько иной технологии и по цене 18 руб. При этом сумма постоянных затрат увеличится дополнительно на технологическую подготовку производства этой партии продукции на 600 руб. Выгодно ли это предприятию?

Показатели Вариант №1 Вариант №2 Вариант №3
  Объем производства продукции, шт.     500+300=800
  Цена, руб.     20 18 19,25
  Выручка, руб. (14)      
  Переменные затраты на единицу продукции, руб.      
  Сумма переменных затрат, руб. (14)      
  Постоянные затраты, руб.      
  Себестоимость всего выпуска продукции, руб. (5+6)      
  :Средняя себестоимость единицы продукции, руб. (7:1) 15,2 22,4 17,75
  . Прибыль, руб. (3-7)   -1200  
  Безубыточный объем продаж, шт. 6: (2-4)      
  Зона безопасности предприятия, % (1-10):1100%   -20 13,37

Вывод: Даже на таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа по цене ниже рыночной экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить постоянные затраты на единицу продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.

 

-обоснование решение «производить или покупать»

Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.д. Для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован маржинальный анализ.

Пример:

Для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовить собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 100000 руб., переменные расходы на единицу продукции – 50 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по цене 150 руб. за единицу. Какое решение более выгодно.

Себестоимость производства деталей можно выразить следующей формулой:

З = А+ВХ,

Стоимость приобретенных деталей равна произведению цены за единицу продукции на необходимое количество деталей:

З =ХЦ

Определим при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и затраты на производство совпадут.

ХЦ=А+ВХ

Х150 = 100000+50Х

150Х – 50Х = 100000

100Х = 100000

Х = 1000ед.

Вывод: Расчеты показывают, что при годовой потребности в 1000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При потребности свыше 1000 ед. в год более экономичным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.