КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маржинальный анализ
Маржинальный анализ – это анализ безубыточности или анализ содействия доходу. Он базируется на изучении соотношения между издержками, объемом производства или реализации продукции и прибылью, а также на прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Условия применения маржинального анализа: 1. В основу методики маржинального анализа положено деление затрат на постоянные и переменные. 2. Общая сумма переменных затрат зависит от объема производства и продажи продукции (сырье, материалы, топливо). В расчете на единицу продукции эти затраты не изменяются. 3. Общая сумма постоянных затрат не зависит от объема производства и продажи продукции (амортизация, арендная плата, расходы, связанные с управлением и организацией производства, лизинговые платежи, коммунальные расходы, затраты на рекламу и т.д.). В расчете же на единицу продукции эти затраты увеличиваются, если объем продукции уменьшается, и снижаются, если объем продукции растет. 4. Объем производства продукции должен соответствовать объему реализации в пределах анализируемого периода. Основные возможности маржинального анализа состоят в определении: -зависимости общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объема ее производства; Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени: З = А+ВХ, где З – сумма затрат на производство продукции; А – сумма постоянных затрат В – сумма переменных затрат в расчете на единицу продукции (удельные переменные затраты); Х – объем производства или реализации продукции. Формулу себестоимости единицы продукции можно представить в следующем виде: -безубыточного объема продаж при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат; Безубыточность – такое состояние, когда предприятие не получает ни прибыли, не убытков, т.е. выручка равна затратам. Безубыточный объем продаж можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица продукции будет приносить прибыль предприятию. ХЦ=А+ВХ = где Ц – цена реализации единицы продукции, - безубыточный объем продаж. Пример: Определить безубыточный объем продаж при следующих условиях: -цена реализации единицы продукции (Ц) – 20 руб., -постоянные затраты (А) – 4000 руб., -удельные переменные затраты (В) – 12 руб.
-зоны безопасности (безубыточности); Зона безопасности – это разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж. Чем больше зона безубыточности, тем прочнее финансовое состояние предприятия. , где ЗБ – зона безопасности, - фактический объем продаж. Пример: Определить зону безопасности предприятия при следующих условиях: -фактический объем реализации продукции – 1000 шт., -безубыточный объем продаж – 500шт.
-необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли; Сумму прибыли (П) можно представить следующей формулой: П=Х(Ц-В)-А Исходя из нее, для того чтобы определить объем реализации продукции с целью получения запланированной суммы прибыли нужно сделать следующий расчет: Пример: Определить сколько потребуется реализовать продукции для получения 2000руб. прибыли при следующих условиях: -цена реализации единицы продукции (Ц) – 20 руб., -постоянные затраты (А) – 4000 руб., -удельные переменные затраты (В) – 12 руб.
-критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода; Основу этих расчетов составляет модель прибыли, рассматриваемая выше: Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом: Маржинальный доход (маржа покрытия) – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию. Маржинальный доход на единицу продукции – это разность между ценой единицы продукции и удельными переменными затратами. Пример: Определить критический уровень постоянных издержек при следующих условиях: -цена реализации единицы продукции (Ц) – 50 руб., -возможный объем производства и реализации продукции (Х) – 5000 ед., -удельные переменные затраты (В) – 30 руб. При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и в убытке. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то предприятие не сможет покрыть их за счет своей выручки.
-критического уровня переменных затрат на единицу продукции; Критический уровень переменных затрат на единицу продукции при заданном объеме продаж, цене и сумме постоянных затрат определяется следующим образом: Из данной формулы видно, что если сумма удельных переменных и удельных постоянных затрат равна цене единицы продукции, то уровень переменных затрат будет критическим, при котором финансовый результат будет равен нулю. Пример: Определить критический уровень удельных переменных затрат при следующих условиях: -цена реализации единицы продукции (Ц) – 50 руб., -возможный объем производства и реализации продукции (Х) – 5000 ед., -постоянные затраты (А) – 120000 руб.
-критической цены реализации; Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат по следующей формуле: Пример: Определить критический уровень цены реализации при следующих условиях: -сумма постоянных затрат (А) – 120000 руб., -возможный объем производства и реализации продукции (Х) – 4000 ед., -удельные переменные затраты (В) – 35 руб. При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность – нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет убыток.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: -обоснование решения об увеличении производственной мощности Поскольку с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и зона его безопасности. Пример:
Вывод: При увеличении производственной мощности на 20% сумма постоянных затрат возрастет на 255, а сумма прибыли всего на 12,5%. При этом с увеличением суммы постоянных затрат уменьшится зона безопасности предприятия на 2,5% и увеличится срок окупаемости постоянных затрат на 0,3 месяца. Окончательное решение об увеличении производственной мощности должно приниматься с учетом окупаемости инвестиций на строительство дополнительных помещений, приобретение и модернизацию оборудования. Учитываются также возможности сбыта продукции, создание новых рабочих мест, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов и т.д. Следует учитывать также эффект кривой опыта (ЭКО), сущность которого состоит в том, что по мере увеличения производства и наращивания производственных мощностей происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствования техники, технологии и организации производства. Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции переменные затраты на единицу продукции снижаются примерно на 20-30%.
-обоснование решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.
Пример: Производственная мощность предприятия рассчитана на 1000ед. изделий, рыночная цена которых 20 руб., постоянные расходы составляют 7200 руб., переменные расходы на 1 изделие – 8руб. В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов предприятия уменьшился до 500 ед. изделий. Общая сумма постоянных расходов и переменные затраты на единицу продукции остались на том же уровне. В то же время поступило предложение от заказчика на покупку 300 ед. продукции, которая требует несколько иной технологии и по цене 18 руб. При этом сумма постоянных затрат увеличится дополнительно на технологическую подготовку производства этой партии продукции на 600 руб. Выгодно ли это предприятию?
Вывод: Даже на таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа по цене ниже рыночной экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить постоянные затраты на единицу продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.
-обоснование решение «производить или покупать» Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.д. Для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован маржинальный анализ. Пример: Для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовить собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 100000 руб., переменные расходы на единицу продукции – 50 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по цене 150 руб. за единицу. Какое решение более выгодно. Себестоимость производства деталей можно выразить следующей формулой: З = А+ВХ, Стоимость приобретенных деталей равна произведению цены за единицу продукции на необходимое количество деталей: З =ХЦ Определим при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и затраты на производство совпадут. ХЦ=А+ВХ Х150 = 100000+50Х 150Х – 50Х = 100000 100Х = 100000 Х = 1000ед. Вывод: Расчеты показывают, что при годовой потребности в 1000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При потребности свыше 1000 ед. в год более экономичным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |