КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения 1 страница
Курс лекций по дисциплине Суворова С.П.
«Аудит»
Для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит специализации: Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях; Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза
Рекомендовано кафедрой: Протокол №2 «5» сентября 2011__ г.
Зав. кафедрой _________
Орел 2011 Автор-составитель: доктор экономических наук, профессор Суворова Светлана Павловна
Аудит: курс лекций для студентов очной и заочной формы обучения специальности: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (специализации: Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях; Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза). / Сост. С.П. Суворова - Орёл: ОрелГИЭТ.- 2011.- 231 с.
Курс лекций составлен в соответствии с требованиями ГОС ВПО второго поколения по указанной специальности и охватывает весь круг вопросов по изучаемой дисциплине.
© Орловский государственный институт экономики и торговли, 2011 Содержание 1. Общие положения 4 2. Содержание лекций по темам курса 6 2.1 Понятие, цели и задачи аудита 6 2.2 Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности 21 2.3 Стандарты аудиторской деятельности 41 2.4 Организация проведения аудиторских проверок 45 2.5 Планирование аудита 56 2.6 Методика и техника аудиторской проверки 71 2.7 Система внутреннего аудита и контроля 86 2.8 Порядок обобщения результатов аудита и подготовки аудиторского заключения 90 2.9 Технология, основные направления и общая методика аудиторской проверки 106 2.10 Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала 119 2.11 Аудит системы управления аудируемого лица 133 2.12 Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики 138 2.13 Аудиторская проверка денежных средств и финансовых вложений 141 2.14 Аудиторская проверка материально-производственных запасов 147 2.15 Аудиторская проверка вложений во внеоборотные активы 154 2.16 Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами 161 2.17 Аудит расчетно-кредитных операций 179 2.18 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 194 2.19 Аудит издержек производства, себестоимости продукции работ, услуг 203 2.20 Аудит издержек производства, себестоимости продукции работ, услуг 209 2.21 Аудит финансовых результатов и их использования 213 2.22 Аудит отчетности экономического субъекта 218 2.23 Аудит финансовых прогнозов и другой финансовой информации 224 Список литературы 230
Целью преподавания дисциплины «Аудит» является подготовка высококвалифицированных специалистов, усвоивших теоретическое значение и практические навыки по аудиту финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий. Подготовка специалистов в области учёта, анализа и аудита в современных условиях требует углублённых знаний теоретических и практических основ аудита хозяйственной деятельности организаций. Изучение данной учебной дисциплины направлено на обеспечение глубоких знаний в области методологии и методики аудита, привитие практических навыков по организации проведения аудиторских проверок на предприятиях разного профиля, развитие контрольных функций бухгалтерского учета и их осуществления в учетной работе, овладение бухгалтерским учетом и аудитом как единой профессией. В ходе изучения дисциплины «Аудит» решаются такие задачи как получение системы знаний в области теории аудита, технологии и методики аудиторских проверок, проведении аудиторских процедур, выполнения сопутствующих услуг и принятия решений по результатам аудиторской деятельности. Изучение дисциплины ориентировано также на формирование личности обучаемого как специалиста в экономике и управлении, на развитие его интеллекта и способности к логическому и конструктивному мышлению. Поставленные перед учебным процессом задачи определяются требованиями к знаниям и навыкам студентов по циклу экономических дисциплин, установленными в Государственных образовательных стандартах профессионального высшего образования по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен: - иметь представление о сущности, особенностях, задачах, принципах и методах аудиторской деятельности; - знать основные положения нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации; - понимать экономический смысл изучаемых им важнейших понятий (аудит, аудиторские услуги, существенность, аудиторский риск, аудиторская выборка, аудиторские доказательства, аудиторское заключение и т.п.) и иметь представление об использовании этих понятий в учетно-контрольной деятельности, налогообложении, финансовом менеджменте, экономическом анализе, маркетинге и других специальных дисциплинах; - обладать практическими навыками в применении методов и способов организации и ведения аудиторской работы в организациях, предприятиях различных форм собственности и сфер экономики; -быть готовым к усвоению содержания тех разделов общепрофессиональных и специальных дисциплин, фундаментальное изложение которых требует использования математического языка, статистического аппарата и методов экономического анализа. В соответствии с учебными планами предусмотрены следующие виды и объем учебной работы (таблица 1) Таблица 1. Объём и виды учебной работы, формы текущего и промежуточного контроля (форма обучения – очная, заочная)
Содержание курса лекций включает две дидактические единицы: основы аудита; практический аудит.
Раздел: Основы аудита 2.1 Понятие, цели и задачи аудита (2ч) План лекции. 1.Сущность и цели аудита, аудиторской деятельности в рыночной экономике. 2. Отличие аудита от других форм контроля. 3. Роль, принципы и задачи аудиторской деятельности. 4. Виды аудиторских проверок, сопутствующих услуг и профессиональные требования к их оказанию.
1.Сущность и цели аудита, аудиторской деятельности в рыночной экономике.
Хозяйственная и любая другая деятельность имеет в своем составе контрольные действия, направленные на то, чтобы надежно обеспечить выполнение поставленных задач. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. В Российской Федерации сложилась следующая организационная структура экономического контроля (контролирующих органов): - государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней; - ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций; - внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.); - аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие сопутствующие услуги на договорных условиях с экономическими субъектами. Возникновение новых форм предпринимательской деятельности привело к необходимости появления аудиторского контроля. Аудит – это внешний вневедомственный независимый финансовый контроль. В отличие от других контролирующих органов аудит выполняет роль советника, консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Потребность в услугах аудиторов возникает в связи со следующими обстоятельствами: 1) хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложными. При этом возникают трудности в правильном их документальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете. Пользователи финансовой информации для оценки таких операций нуждаются в услугах аудиторов; 2) принятие управленческих решений по финансовым вопросам (предоставление займов, получение кредитов, купля-продажа активов и др.) пользователями информации требует подтверждения достоверности и полноты информации со стороны независимых специалистов (аудиторов); 3) разделение интересов инвесторов и тех, кто занимается управлением хозяйственной деятельностью организаций, предприятий, где гарантом партнерских отношений этих субъектов бизнеса выступает институт аудиторства. Аудит не заменяет функций и не решает задачи, которые выполняют другие контролирующие организации. В общем виде контрольные функции аудита можно представить следующими: - оценка достоверности финансовой отчетности и законности совершенных хозяйственных операций; - помощь в выявлении допущенных ошибок и их исправлении; - рекомендации по организации такой системы учета, которая позволит в дальнейшем предотвращать и максимально избегать ошибок. В рыночных условиях информация о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятий является предметом внимания различных пользователей. В достоверной информации о финансовом состоянии предприятия заинтересованы пользователи, состав и интересы которых представлен в таблице. Таблица. Характеристика пользователей финансовой информации
Следует отметить, что не все группы пользователей имеют равный доступ к информации, только администрация и частично собственники могут анализировать все данные управленческого и финансового учета, бухгалтерской (финансовой) и другой отчетности. Остальные группы ограничены только данными публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Но и эти пользователи, потребители финансовой информации, непосредственно и "жестко" заинтересованы в финансовых результатах деятельности предприятия, так как от этих результатов зависит их собственное финансовое благополучие, доходы бюджета. Кроме того, существует еще одна довольно обширная группа пользователей финансовой отчетности, которые непосредственно не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но представляют и защищают интересы первой группы потребителей(например профсоюзы, политические партии и др.). Таким образом аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами: а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом; б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее составителей; в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами – специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказание таких услуг. В соответствии с Федеральным Законом № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторскую деятельность осуществляют аудиторские организации и предприниматели, без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы). Аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии. Она может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. При этом не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность либо в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. 2. Отличие аудита от других форм контроля.
Аудит являясь предпринимательской независимой формой финансового контроля имеет существенные отличия от других форм и видов контрольной деятельности. Аудит отличается от такого вида контроля, как ревизия по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношениям между проверяющим и проверяемым, сделанным выводам по результатам проверки, правовым и другим аспектам. Так, целью ревизии является выявление недостатков для их устранения и наказания виновных. Она выполняется на основе инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов и предназначена для обеспечения сохранности активов, пресечения и профилактики злоупотреблений. Акт ревизии – внутриведомственный документ, в котором фиксируются все выявленные недостатки. Акт и другая информация передаются вышестоящему и другим контролирующим органам для принятия организационных выводов. Ревизию проводят работники ревизионного аппарата, ее оплачивает вышестоящая организация или государственный орган. Более детально различия между ревизионной и аудиторской деятельностью представлены в таблице. Таблица. Сравнительная характеристика аудита и ревизии
Несмотря на существенные различия между аудитом бухгалтерской отчетности и ревизией целый ряд ревизорских приемов может рационально использоваться в аудите. Также аудитор может быть привлечен по поручению государственного органа в качестве эксперта-бухгалтера для проведения ревизии или бухгалтерской экспертизы. 3.Роль, принципы и задачи аудиторской деятельности.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ определяет Аудиторскую деятельность как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Задачи: - подтверждение достоверности (или факта недостоверности) отчетов аудируемых лиц; - контроль соблюдения законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета, составления отчетности; - оценка финансового состояния, выявление резервов улучшения финансово-хозяйственных результатов аудируемого лица. Принципы аудита можно разделить на две группы: 1).основные принципы, регулирующие аудит – этические и профессиональные нормы; 2). основные принципы проведения аудита – правила и нормы, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки. В более широком смысле аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам. Данное определение аудита отражает: - единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности; - единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицензий; - единые и обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами. Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В соответствии с Федеральным Законом ''Об аудиторской деятельности'' целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) №1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности", являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно: а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте. Задачи аудиторской проверки бухгалтерских финансовых отчетов включают: - подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности; -контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала; - проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период; - выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств. Сущность аудита наиболее полно раскрывается с помощью принципов, которые определены в правилах (стандартах) по аудиторской деятельности. Принципы аудита можно разделить на две группы: 1) основные принципы, регулирующие аудит – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента; 2) основные принципы проведения аудита – правила и нормы, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки. Состав и виды принципов представлены на рисунке.
¯ ¯ ¯
Рисунок. Общие принципы аудиторской деятельности Подробнее содержание первой группы профессионально-этических принципов аудита рассмотрено далее, а содержание второй группы раскрывается в разделе теоретические основы аудита главы 3-5. Принципиальной отличительной особенностью аудиторской деятельности является независимость. Независимость аудитора и аудиторской фирмы определяется: - свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом; - договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов; - возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков; - невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности; - запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством. Требования к аудиту в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. В соответствии со ст.12 Закона "Об аудиторской деятельности" независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов формулируется следующим образом. Аудит не может осуществляться: 1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; 2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов); 3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; 4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; 5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников); 6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц. Таким образом, независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.
4. Виды аудиторских проверок, сопутствующих услуг и профессиональные требования к их оказанию.
В отечественной теории и практике аудита признается система его классификации, в основу которой положены следующие признаки: статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, по сфере деятельности клиента, периодичность проведения и применяемые методы, что показано на рисунке.
¯
¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |