КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этика стоиков и ее влияние на римское частное право
Этика Эпикура. Аксиологическая проблематика в античной философии (Сократ, киники, киренаики).
Аксиологическая или смысложизненная проблематика в античности отражает и современные этические типы. В учении Сократа нашло свое выражение античное мировоззрение: счастливым и свободным можно быть только не нарушая законов миростроя, действуя в соответствии с ними. Законы миростроя доступны только разуму человека, поэтому только живя по разуму можно жить добродетельно, т.е. достигать благ. В античном мировоззрении жить по разуму = жить по природе. Этика киников. Концепция: 1) для того, чтобы быть свободным и счастливым, нужно жить по природе. 2) для этого надо отказаться от всего "лишнего" ("избыточного") 3) основа: у человека все можно отнять, обладая благами человек боится их потерять, поэтому заранее отказавшись от них человек счастлив и свободен.
Этика киренаиков. Концепция: 1) человек похож на осажденную крепость. Его осаждают собственные страсти. 2) надо использовать возможности для наслаждения, но нельзя попадать от них в зависимость. Девиз киренаиков: владею всем, но ничто не владеет мной. Сравнить с девизом киников: не владею ничем, чтобы ничто не владело мной.
Концепция: 1) человека делает несвободным и несчастливым страх к смерти 2) все аффекты (страсть) разрушительны 3) единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей - это страсть к познанию 4) поэтому смысл жизни - в достижении атараксии (невозмутимости духа). 5) атараксия достигается путем аскезы (философствования в сообществе единомышленников). Эпикуреизм транслировался в Римской, Европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение постепенно стало сводиться к чувственным излишествам.
Концепция: 1) судьба человека предопределена, ее нельзя изменить 2) но человек свободен, потому что несмотря на то, что он не может изменить предопределенный ход событий, он может изменить свое отношение к ним. Т.е. свобода человека внутри и поэтому он свободен. 3) смысл жизни - достижение состояния апатии. У Эпикура - безмятежность духа. 4) этика стоиков - философия человеческого достоинства: надо культивировать в себе добродетели - справедливость, умеренность, мужество, разумность. Надо изживать в себе пороки - несправедливость, неумеренность, безрассудность. Философия стоицизма оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию. Многие европейские этические (моральные) системы базировались на стоицизме. Мария Антуанетта говорила: "Со мной можно поступить низко, но меня нельзя унизить". Этика стоицизма оказала влияние на РЧП: идея ценности частной воли нашла свое выражение в главных принципах РЧП - правовая защита частного волеизъявления. Кроме того, стоики исследовали соотношение частного и всеобщего, т.е. "в частной воле содержатся моменты всеобщего и чем их больше, тем успешнее реализация частной воли". В РЧП этот принцип реализован так: правовая защита частной воли зависит от того в какой мере эта частная воля соответствует праву, закону, т.е. правовому всеобщему.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |