Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №27. Диалектика Гегеля. Общая характеристика




Вопрос №26. Гносеология Канта.

Снег бел – аналитическое суждение.

Сегодня снег белый – синтетическое суждение.

Кант ставил проблему: откуда берется содержание предиката в синтетических суждениях.

В апостериорных (т.е. основанных на опыте) суждениях содержание предиката извлекается из опыта. В априорных (доопытных) суждениях совершенно непонятно откуда (Бог всемогущ, всеблаг и всеведущ).

Априорны те суждения, которые нельзя почерпнуть из опыта. В основе синтетических суждений лежат априорные представления, которые даны человеку изначально. Кант называет их априоризмами.

Кант выделяет у человека 3 познавательные способности:

1. чувственность – для нее Кант выделил специальные априоризмы:

- пространство

- время

Кант считал их присущими субъекту способностями упорядочивания впечатлений. Объективно по Канту пространство и время не существуют, т.к. это способы человеческого восприятия. Кант считает человека субъектом, который наделяет мир пространственно-временными характеристиками.

Кант выделяет 2 интеллектуальные познавательные способности:

- рассудок

- разум

Низшая способность – рассудок – способность действовать по правилам. Высшая интеллектуальная творческая способность – разум – способность создавать правила для рассудка. Кант выделял для рассудка 12 априоризмов, а для разума – 3 априоризма: душа, мир, Бог.

Каждый человек имеет эти 3 априоризма, в частности, наличие тела и души, существование мира и Бога. Очевидно, что все эти априоризмы, имеющиеся у каждого человека, в различные времена, в различных культурах наполняются разным содержанием. Априоризм Бога есть у всех народов всегда. С т.з. Канта (и Юма тоже) невозможно рационально решить вопрос о бытии Бога, нельзя его решить и на уровне конкретного опыта. Кант относит проблему бытия Бога к антиномиям чистого разума.

Антиномии – равнодоказуемые суждения с противоположным смыслом (Бог есть, Бога нет; мир конечен, мир бесконечен; в мире есть свобода, в мире нет свободы).

Априоризм – доопытное, изначально данное человеку представление, обладающее необходимостью и всеобщностью.

Априорный – синоним понятия «трансцендентальная познавательная способность». исследование этих способностей – предмет философской рефлексии.

 

Гегель создал диалектическое учение в систематизированной форме – диалектическую логику. Основная категория гегелевской диалектики – абсолютная идея – теоретическая метафора субъекта, сознания, культуры в целом. На материале саморазвития абсолютной идеи Гегель исследовал основные закономерности развития природы, личности, общества (2 модели атома: 1. Резерфорд – «булочка с изюмом»; 2. Бор «солнечная система»).

Абсолютный дух – это термин для обозначения определенной стадии саморазвития абсолютной идеи.

Гегель выделял 3 стадии саморазвития абсолютной идеи. Их можно трактовать как основной универсальный цикл саморазвития любого субъекта, сознания, культуры:

1. субъективный дух – это дух обращенный на себя, формирующий свою мыслительную способность. Это период детства и обучения (древнее общество, период формирования языка и культуры).

2. объективный дух – это сама реальность, порожденная духом (государство, право, мораль)

3. абсолютная идея – это дух, рефлексивно обращенный на себя. По определению Гегеля, это – «знающая истина» - истина, включающая в себя свои основания в разуме. На этом этапе появляются искусство, религия, философия.

<это 3 рефлексивные формы культуры, в которых человек и общество видят себя, основания своей деятельности в разуме. Искусство, фолософия, религия говорят на разных языках:

- искусство – язык художественного образа

- религия – язык символов

- философия – язык понятий

Эти языки могут взаимопроникать, сочетаться и т.д.>

Эти стадии саморазвития абсолютной идеи чередуются в линейном порядке, только в рамках схемы. На самом деле они сосуществуют в каждом моменте жизни культуры, общества, сознания, любого субъекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.