Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 54. Экзистенциалистская философская традиция




Роль философии, прежде всего, состоит в том, чтобы давать человеку интеллектуально-духовные способы самоопределения в мире. Поэтому каждое философское направление выступает в качестве определенного стиля мышления, метода в профессиональной сфере, а также мировоззренческой основы жизненной самореализации.

Особенно такая роль философии в жизни общества и человека видна на примере ЭФТ, которая складывалась в мировом философском процессе постепенно.

Истоки ЭФТ можно найти в античной философии. Существует временная взаимосвязь. Ближайшими истоками ЭФТ можно считать философское наследие Серена Кьеркегора, Эдмона Гуссерля, Ф.М. Достоевского, Н. Бердяева, Л. Шестова.

Серен создал экзистенциалистскую диалектику – диалектику чувств (у Гегеля - эссенциальная диалектика (эссенциальная сущность), носящая рациональный характер, а у Серена – субъективная диалектика, т.к. «экзистенс» - существование). У Декарта формула «Мыслю, значит существую» может рассматриваться как модель развития философской мысли.

Немецкая классическая философия исследовала диалектику мышления, а неклассическая европейская философия в своей ЭФТ была обращена к человеческому существованию.

ЭФТ (Серен 1813 – 1855) имеет несколько этапов своего развития:

1. от Серена

2. от Хайдеггера (20 годы 20 века)

3. от Сартра (период 2 мировой войны)

ЭФТ нашла свое развитие в различных вариантах творческого соединения с другими философскими традициями, например, с психоаналитической, марксистской, постструктуралистской).

Мировоззренчески Серен построил философскую систему в которой человек ставит себе вопрос о «заброшенности» в этот мир, о том, что человек вынужден играть в жизни игры по навязанным ему правилам, о которых его даже не спросили.

Для исследования человеческой души, ее глубин в ЭФТ используется метод «феноменологической» редукции, разработанный Гуссерлем. По сути метод заключается в том, чтобы редуцировать (свести) сознание к первоосновам человеческого бытия, освободив сознание от повседневного опыта, суеты, от обременения его обыденным содержанием. В ЭФТ под бытием понимается только бытие человека, а оно сводится к потоку сознания, переживаний.

 

Вопрос № 55.Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Мартин Хайдеггер создал фундаментальную онтологию, в которой человеческое бытие трактуется как «понимание». Смысл человеческому бытию придает его конечность. Именно в силу конечности человеческого бытия, оно приобретает особое свойство - историчность. Смысл человеческой жизни заложен в этом историзме.

По Хайдеггеру в основе человеческого бытия лежат экзистенциалы (забота, совесть, страх, вина и т.д.). в принципе экзистенциалы могли бы рассматриваться как априоризмы души. По Хайдеггеру человека создала забота. Природа человеческого бытия - посвященность чему-либо. Человек все делает во имя и для.

Экзистенциал страха подразделяется на несколько видов:

1. ситуационный

2. бытийный – этот страх как открытость бытия.

Хайдеггер ввел особый термин «das man», который обозначает обыденное суетное состояние неотличимого от массы человека, растворенного в толпе, погруженного в жизненную рутину. В «das man» человек лишается своей индивидуальности. Он – единица в толпе. Это поверхностное состояние не допускающее подлинной бытийности. Доступ к своей самости закрыт. Бытие (поток сознания) протекает в поверхностном слое. Но это состояние Хайдеггер считал спасительным способом избавиться от онтологического страха, тревоги. Хайдеггер показал, что и в «das man» есть место для экзистенции, если человек в этом состоянии настрое экзистенционально и готов строить, жить, мыслить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.