Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семьи известных людей

Псевдовзаимные» и «псевдовраждебные» семьи

Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые ис­следователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наи­более известными являются две формы таких отношений псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях по отношению друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаим­ные семьи поощряют выражение только теплых, поддержи­вающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — скрывать, отвергать. Семьи первого типа отечественные ученые называют «псевдосолидарными» или «псевдосотрудничающими».

Наиболее существенные характеристики псевдовзаимных семейных групп — ригидность ролевой структуры и высокая степень взаимозависимости, которые нарушают адаптацию семьи к меняющимся условиям жизни. При отсутствии истин­ного взаимопонимания супруги могут демонстрировать для ок­ружающих желание и стремление оказывать поддержку друг другу и принимать помощь от своего брачного партнера. На самом же деле под маской подобной кооперации скрывается эгоистически конкурентный характер взаимоотношений. По­добная форма супружеских отношений может быть перенесена и в сферу родительско-детских, что не может не отражаться на формировании личности ребенка. Он учится не столько чув­ствовать, сколько играть в чувства, причем ориентируясь ис­ключительно на положительную сторону их проявления, оста­ваясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Впо­следствии, став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности заботиться и любить, будет предпочитать невмешательство в личные дела даже самого близкого человека, а эмоциональное дистанцирование возве­дет в свой основной жизненный принцип.

 

Одной из разновидностей семей со скрытой формой небла­гополучия являются семьи известных людей, члены которых, в том числе и дети, постоянно находятся в поле пристального внимания общественности. Казалось бы, у этих детей, в отли­чие от многих сверстников, есть все: и материальный достаток, и возможность заниматься любимым делом, и наличие доброволь­ных помощников из числа почитателей таланта (авторитета, вы­сокого социального положения) отца или матери, и довольно ранняя популярность в силу популярности родителей, но оказы­вается, что именно такие дети недополучают самого главного в своей жизни — родительского внимания, заботы, ласки и любви. Слава и громкое имя родителей, в тени которых они существуют, могут привести к двум основным по следствиям в формировании их личности и становлении собственного Я.

Во-первых, многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя чем-то исключительным, полагая, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству, и не задумываются о том, что славу и популярность надо заслужить. Они ждут, что окружающие будут относиться к ним с таким же почтени­ем, как к их знаменитым родителям. Если же они не получают ожидаемого, то испытывают разочарование, огорчение, обиду и даже злость не только на окружающих, но и на собственных родителей, которые не делают ничего для того, чтобы их ре­бенок стал тоже уважаемым человеком. Претендуя на ис­ключительность, такие дети вырастают эгоистичными, не умеющими устанавливать доброжелательно-дружеские от­ношения с окружающими, высокомерно относятся к своим сверстникам, чем настраивают их против себя. В итоге это мо­жет привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Кроме того, эти дети привыкают к праздному обра­зу жизни и к тому, что их проблемы зачастую легко и просто решаются родителями или благодаря их громкому имени, поэтому ничего в жизни не добиваются, так как с раннего детства все требуемое получали в избытке, а сами не проявляли никаких усилий и ни к чему не стремились.

Во-вторых, бремя родительской славы может переживать­ся детьми очень тяжело. Многие из них очень рано начинают осознавать, что повышенное внимание к ним со стороны ок­ружающих вовсе не означает, что они этого заслуживают, что другим они интересны не сами по себе, а как отпрыски знаме­нитостей. А им хочется, чтобы их уважали и ценили за их личные достижения. По мере взросления и осознания своего непростого положения многие из них начинают стремиться к тому, чтобы не только сравняться со своими родителями, но и превзойти их. Некоторым настойчивым и целеустремленным это удается, и тогда они гордятся тем, что смогли достойно про­должить дело, начатое родителями, и заслуженно разделить их славу.

Но довольно часто встречается другой, менее благоприят­ный вариант развития событий. Сколько бы ребенок, а затем уже и взрослый человек ни старался доказать окружающим, что он достоин славы своих известных родителей, ему так и не удается вырваться из тесного круга, очерченного их лично­стью. Поэтому он так и остается сыном или дочерью такого-то, хотя приложил немало усилий, чтобы стать автономной, независимой от родительской популярности личностью. При подобных обстоятельствах вместо детской любви и привязан­ности могут появиться ненависть к родителям и ощущение не­удавшейся по их вине судьбы. И это в определенной степени справедливо. Очень часто знаменитые родители, дав жизнь и фамилию ребенку, ограничивают свое участие в его воспи­тании тем, что предоставляют ему неограниченную свободу распоряжаться не только их деньгами, но и своей судьбой. Ре­бенок растет в окружении чужих людей, которые заботятся о нем, а родители, увлеченные творчеством или карьерой, иногда даже редко видят его.

М.И. Буянов в книге «Ребенок из неблагополучной семьи» приводит пример неудавшейся жизни и несложившейся судьбы человека, который стал глубоко несчастным из-за своих родителей, бремя славы которых вынужден был нести всю свою долгую и трудную жизнь. Родиться ему посчастливилось в се­мье талантливых молодых людей, которые искали свои пути в жизни, метались, не знали, чего же им надо. В конце концов каждый из них нашел то, что его устраивало. Малыш, пока родители искали себя, был позабыт-позаброшен и никому из них не нужен. Со временем родители разошлись, друг с дру­гом не виделись, а о мальчике вообще забыли (он годами не получал от них никаких известий). Ребенок мучительно пере­живал свое двусмысленное положение: все знали, что он сын известных людей, которым людская молва приписывала все существующие и несуществующие достоинства, а он знал, что все это не так. В своих сочинениях его родители внушали людям мысль о необходимости жить по законам справедливо­сти, добра и красоты, а сами были патологически эгоистичны­ми, глубоко равнодушными ко всему, что не касалось удовле­творения их творческих устремлений. Отец и мать, поучавшие человечество, как надо жить, сами вели себя совсем не так. И от осознания родительской двуличности ребенок страдал.

В глазах посторонних мальчик был самым близким чело­веком для своих знаменитых родителей, а он не мог сказать чужим людям, что родители давно о нем забыли, видеть его не хотят, что живет он на содержании у дальних родственников, стал пленником легенд и на самом деле одинок и несчастен. Люди воспринимали жизнь родителей и его самого сквозь призму их талантливых произведений, полагая, что мать действитель­но страдает по поводу разного рода злоключений, которые постоянно случались с сыном. И он молчал, никому не расска­зывал о том, что его взывающая к милосердию мать на самом деле жестоко относится даже к нему, единственному сыну. «Не могу же я всем рассказывать, что все это не так, что я с голоду подыхал, а мать на меня не обращала внимания! О том, как было все на самом деле, знаю я, известно это и двум-трем де­сяткам близких к матери людей, видевших ее истинное от­ношение ко мне, но и они, и я вынуждены молчать, чтобы не позорить известную писательницу. Я мучаюсь из-за того, что не отказался от фамилии своих родителей, чтобы меня не свя­зывали с ними. Я всю жизнь страдаю из-за них, они мне чужие люди», — с горечью говорил он, уже взрослый человек, добив­шийся известности и уважения собственным трудом. А сотни людей по-прежнему относились к нему не как к самостоятель­ной и яркой личности, а как к сыну известных родителей. Он не говорил того, что хотели услышать от него почитатели та­ланта его матери, а истину сказать не мог. Из-за нетерпимого отношения к любителям задавать ему вопросы о родителях сложилось мнение о нем как о неприветливом, завистливом человеке.

Даже в зрелом возрасте этот человек не избавился от мучительных переживаний, связанных с детством и юностью. Он еще более замкнулся, страдает от того, что многие видят в нем только наследника знаменитых родителей и без конца о них расспрашивают. Эти переживания стали стержнем его личности, они определяют его поведение, отношения с людьми, систему ценностей. Он, живя на самом деле без родительской любви и ласки, остался рабом несооветствия правды и легенд, что сделало его внутренне раздвоенным, измученным, живу­щим не в ладу с собой и временем.

Как справедливо замечает по этому поводу М.И. Буянов, родители, так часто цитировавшие слова Ф.М. Достоевского о том, что ничто в мире не стоит одной детской слезы, обрекли своего сына на слезы, изуродовали его характер, превратили в нелюдима и мизантропа. Фанатичные поклонники красоты и милосердия, эти люди любили все человечество, но не спо­собны были отрешиться от своих эгоистических устремлений, чтобы скрасить жизнь собственного ребенка, свою любовь к ко­торому они так замечательно воспевали.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семьи, ориентированные на успех ребенка | Семьи состоятельных людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.