Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семьи с детьми-инвалидами




Семьи с недееспособными членами

Пограничные» семьи

Характеристики неблагополучных семей, естественно, не укладываются в определенные рамки. Нами выделены лишь наиболее типичные для российской действительности формы явного и скрытого семейного неблагополучия. Однако данную выше типологию можно дополнить еще одной разновидностью, которую мы условно назвали семьей «пограничного» харак­тера, так как переход ее из категории благополучных в свой антипод происходит незаметно, а резкое изменение психо­логического климата обнаруживается только тогда, когда от­ношения в семье оказываются совершенно разлаженными и эмоциональная разобщенность супругов часто завершается разводом.

 

Особую группу в этой разновидности составляют семьи с не­дееспособными членами. Среди них можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными взрослы­ми. Семейная обстановка здесь с появлением больного человека становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не от­разиться на формировании его личности.

Резкое ухудшение здоровья родителя или любого члена семьи может произойти (как это чаще всего и бывает) совер­шенно неожиданно и именно в тот момент, когда семья не в состоянии эффективно противостоять нагрянувшей беде. Зачастую затраты на оплату врачебной помощи и пребывание в лечебных учреждениях непосильным бременем ложатся на семейный бюджет. Может случиться и так, что если заболев­шего родителя госпитализируют, то за ребенком некому при­смотреть. Тяжелая болезнь может надолго лишить родителя возможности заботиться о ребенке.

Психическое заболевание родителя может вызвать у него такие поведенческие реакции, которые будут опасны для ре­бенка. Симптомом психического заболевания является безраз­личное отношение к ребенку, что увеличивает опасность несчастного случая. Возникающие дикие скандалы с супругом или с соседями отрицательно влияют на физическое, психиче­ское и эмоциональное состояние ребенка.

Родитель, склонный к употреблению алкоголя или нарко­тиков, также может игнорировать потребности ребенка и уг­рожать его безопасности. Родитель может страдать неврозом или психозом. Болезнь может стать настолько серьезной, что жестокое обращение с ребенком приобретет садистский, пре­ступный характер.

 

Своеобразно складываются отношения в семьях с хрониче­ски больными детьми и детьми-инвалидами, что обусловлива­ет отнесение таких семей к неблагополучным. В таких семьях много проблем, наиболее значимые из которых — как семье влиять на состояние больного ребенка и как сохранить нор­мальный психологический климат в семье, если ребенок болен.

Если ребенок имеет умственные или физические огра­ничения, то ему требуется специальный уход, а родители не всегда могут обеспечить это в домашних условиях. Если в се­мье есть еще дети и она переживает трудности, то у родителей просто может не хватить ни душевных, ни физических сил, необходимых для удовлетворения специфических потребно­стей больного ребенка. Кроме того, у родителей больного ре­бенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования на сообщения о том, что их ребенок физически или умственно неполноценен, и это оказывает огромное влия­ние на психологическую обстановку в семье.

Наиболее типичной первоначальной реакцией родителей на поставленный врачом диагноз об умственной или физической отсталости их ребенка является отрицание, неверие в наличие болезни, отчаянная надежда на то, что диагноз ошибочен и кон­сультация у другого специалиста позволит его снять. Спустя какое-то время приходит понимание истинного состояния здо­ровья ребенка и появляется реакция гнева. Обычно она возни­кает от беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе, так и в своем ребенке. В отдельных случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты напрасно об­надеживали их и не были с ними откровенны. С другой сто­роны, это состояние становится противоестественным, если длится долго или несправедливо проецируется на ребенка. Се­мейная обстановка дестабилизируется. Такая семья либо рас­падается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства долга перед больным ребенком или из-за нежела­ния обременять себя лишними хлопотами и неприятностями, связанными с разводом, не имея сильной мотивации разру­шить формальный статус. Чувство вины — это также часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача о тя­желой, неизлечимой болезни их ребенка. Зачастую оно пере­растает в страдания и переживания родителей по поводу тех проступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Родители, которые видят причину бо­лезни ребенка в себе, стараются держать под контролем даже то, что контролировать в принципе невозможно. Подобное со­стояние, сопровождаемое душевными муками и переживания­ми, значительно усложняет и без того напряженную семейную атмосферу.

Часто родители испытывают чувство стыда из-за рожде­ния больного ребенка. Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному. Иногда у родителей может проявляться такое реактивное состояние, как обвинение — попытки переложить ответственность за состояние своего ребенка на других с целью скрыть свои истинные чувства. Ро­дители могут обвинять учителя и школу за негодное обучение, врача — за неправильный уход в дородовый период или друг друга — за дурную наследственность.

Следующей реакцией на болезнь ребенка может стать гипер­опека, которая возникает в связи с тем, что родители считают невозможным общение своего ребенка с другими детьми. Они опасаются, что в играх со здоровыми детьми их ребенок ста­нет объектом насмешек, что ему грозит опасность получить травму, так как другие дети играют слишком грубо, и т. п. От­рицая право своего ребенка быть ребенком и общаться с други­ми детьми, родители лишь сильнее подчеркивают его умствен­ные или физические недостатки.

Заключительным этапом своеобразного привыкания роди­телей к постигшему их горю является эмоциональная адап­тация. Именно на этом этапе родители умом и сердцем при­нимают болезнь ребенка; к этому моменту они уже успели выработать позитивные установки по отношению как к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им обеспечить его бу­дущее.

Однако родителям не всегда удается смириться с мыслью о том, что их ребенок имеет врожденную патологию или серь­езное заболевание, тем более что такие дети очень беспокойны и часто передают свое беспокойство родителям. Они становят­ся раздражительными и переносят раздражение на супруже­ские отношения. Это особенно затрагивает мужа, вследствие чего он старается не оставаться дома.

Подобная безысходная ситуация складывается в семье с детьми-инвалидами или безнадежно больными (например, с детьми, страдающими лейкозом). В таких случаях муж ста­рается реже бывать дома, избегает общения с ребенком, тогда как жена сильно привязывается к больному ребенку, часто в ущерб другим детям и супругу. Подобная ситуация может отрицательно повлиять не только на душевное спокойствие и уравновешенность родителей, но и на психологический кли­мат семьи в целом. Как отмечают исследователи подобных се­мейных проблем, обычно отцы не выдерживают совместного пребывания с тяжело больным ребенком, начинают пить или вообще покидают семью. Без того обделенный судьбой ребе­нок оказывается еще и без отца. Понятно, что проблем у мате­ри становится больше, порой нервы ее не выдерживают и она выходит из себя, чем еще больше травмирует ребенка, делает обстановку в семье очень непростой.

У больного ребенка могут формироваться особенности ха­рактера, вызванные переживаниями своего дефекта, может возникнуть своеобразный комплекс неполноценности. Надо понять, что ребенок с определенной патологией тоже находит­ся в социальном окружении. Поэтому если к такому ребенку плохо относятся, бьют, ругают, недопонимают, если родители стыдятся больного, у него могут развиться различные нев­ротические и характерологические нарушения, не имеющие прямого отношения к болезни. Из-за того что ребенок болен, увеличивается вероятность конфликтных отношений: с одной стороны, его физические возможности ограничены и он предъ­являет иногда завышенные требования к окружающим, а с дру­гой стороны, у окружающих порой исчерпывается терпение постоянно удовлетворять эти требования.

Чем больше ребенок обижен судьбой, тем больше в роди­тельской любви он нуждается. Страдающий серьезным заболе­ванием ребенок обычно много времени проводит в больницах. Подрастая, он начинает пристально наблюдать за отношением к нему близких людей, становится подозрительным. Ему ка­жется, будто он никому не нужен, что он в тягость родителям, что родители к нему охладели, и тщательно анализирует каж­дый их жест, каждое слово. Поэтому к такому ребенку нужно быть особенно внимательным, он должен чувствовать, что его не бросят в беде, что ему всегда помогут, и тогда ему будет легче противостоять жизненным невзгодам. Больные дети или дети-инвалиды в силу особенностей той социальной ситуации, в ко­торой они вынуждены пребывать, становятся эмоционально более чувствительными и ранимыми, часто волнуются, оби­жаются и плачут. Для них характерны плохая переносимость любых огорчений, склонность к ухудшению настроения и к печали. Они испытывают большую потребность в безопас­ности, любви и сочувствии, которая сопровождается пережи­ваниями собственной беспомощности, никчемности, ненуж­ности. Родители, особенно если в семье есть и другие дети, не могут неотлучно находиться рядом с больным ребенком, а он не может это понять и принять, требуя более пристального вни­мания к себе. Поэтому у матери, разрывающейся между жало­стью к больному ребенку и необходимостью заботиться о других членах семьи, может появиться вполне обоснованное эмоциональное напряжение, которое она снимает, «разряжаясь» на мужа или на других детей. В результате вся семья испыты­вает конфликтные, фрустрирующие переживания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.