КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семьи с детьми-инвалидами
Семьи с недееспособными членами Пограничные» семьи Характеристики неблагополучных семей, естественно, не укладываются в определенные рамки. Нами выделены лишь наиболее типичные для российской действительности формы явного и скрытого семейного неблагополучия. Однако данную выше типологию можно дополнить еще одной разновидностью, которую мы условно назвали семьей «пограничного» характера, так как переход ее из категории благополучных в свой антипод происходит незаметно, а резкое изменение психологического климата обнаруживается только тогда, когда отношения в семье оказываются совершенно разлаженными и эмоциональная разобщенность супругов часто завершается разводом.
Особую группу в этой разновидности составляют семьи с недееспособными членами. Среди них можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными взрослыми. Семейная обстановка здесь с появлением больного человека становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности. Резкое ухудшение здоровья родителя или любого члена семьи может произойти (как это чаще всего и бывает) совершенно неожиданно и именно в тот момент, когда семья не в состоянии эффективно противостоять нагрянувшей беде. Зачастую затраты на оплату врачебной помощи и пребывание в лечебных учреждениях непосильным бременем ложатся на семейный бюджет. Может случиться и так, что если заболевшего родителя госпитализируют, то за ребенком некому присмотреть. Тяжелая болезнь может надолго лишить родителя возможности заботиться о ребенке. Психическое заболевание родителя может вызвать у него такие поведенческие реакции, которые будут опасны для ребенка. Симптомом психического заболевания является безразличное отношение к ребенку, что увеличивает опасность несчастного случая. Возникающие дикие скандалы с супругом или с соседями отрицательно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние ребенка. Родитель, склонный к употреблению алкоголя или наркотиков, также может игнорировать потребности ребенка и угрожать его безопасности. Родитель может страдать неврозом или психозом. Болезнь может стать настолько серьезной, что жестокое обращение с ребенком приобретет садистский, преступный характер.
Своеобразно складываются отношения в семьях с хронически больными детьми и детьми-инвалидами, что обусловливает отнесение таких семей к неблагополучным. В таких семьях много проблем, наиболее значимые из которых — как семье влиять на состояние больного ребенка и как сохранить нормальный психологический климат в семье, если ребенок болен. Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется специальный уход, а родители не всегда могут обеспечить это в домашних условиях. Если в семье есть еще дети и она переживает трудности, то у родителей просто может не хватить ни душевных, ни физических сил, необходимых для удовлетворения специфических потребностей больного ребенка. Кроме того, у родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования на сообщения о том, что их ребенок физически или умственно неполноценен, и это оказывает огромное влияние на психологическую обстановку в семье. Наиболее типичной первоначальной реакцией родителей на поставленный врачом диагноз об умственной или физической отсталости их ребенка является отрицание, неверие в наличие болезни, отчаянная надежда на то, что диагноз ошибочен и консультация у другого специалиста позволит его снять. Спустя какое-то время приходит понимание истинного состояния здоровья ребенка и появляется реакция гнева. Обычно она возникает от беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе, так и в своем ребенке. В отдельных случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты напрасно обнадеживали их и не были с ними откровенны. С другой стороны, это состояние становится противоестественным, если длится долго или несправедливо проецируется на ребенка. Семейная обстановка дестабилизируется. Такая семья либо распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства долга перед больным ребенком или из-за нежелания обременять себя лишними хлопотами и неприятностями, связанными с разводом, не имея сильной мотивации разрушить формальный статус. Чувство вины — это также часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача о тяжелой, неизлечимой болезни их ребенка. Зачастую оно перерастает в страдания и переживания родителей по поводу тех проступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Родители, которые видят причину болезни ребенка в себе, стараются держать под контролем даже то, что контролировать в принципе невозможно. Подобное состояние, сопровождаемое душевными муками и переживаниями, значительно усложняет и без того напряженную семейную атмосферу. Часто родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному. Иногда у родителей может проявляться такое реактивное состояние, как обвинение — попытки переложить ответственность за состояние своего ребенка на других с целью скрыть свои истинные чувства. Родители могут обвинять учителя и школу за негодное обучение, врача — за неправильный уход в дородовый период или друг друга — за дурную наследственность. Следующей реакцией на болезнь ребенка может стать гиперопека, которая возникает в связи с тем, что родители считают невозможным общение своего ребенка с другими детьми. Они опасаются, что в играх со здоровыми детьми их ребенок станет объектом насмешек, что ему грозит опасность получить травму, так как другие дети играют слишком грубо, и т. п. Отрицая право своего ребенка быть ребенком и общаться с другими детьми, родители лишь сильнее подчеркивают его умственные или физические недостатки. Заключительным этапом своеобразного привыкания родителей к постигшему их горю является эмоциональная адаптация. Именно на этом этапе родители умом и сердцем принимают болезнь ребенка; к этому моменту они уже успели выработать позитивные установки по отношению как к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им обеспечить его будущее. Однако родителям не всегда удается смириться с мыслью о том, что их ребенок имеет врожденную патологию или серьезное заболевание, тем более что такие дети очень беспокойны и часто передают свое беспокойство родителям. Они становятся раздражительными и переносят раздражение на супружеские отношения. Это особенно затрагивает мужа, вследствие чего он старается не оставаться дома. Подобная безысходная ситуация складывается в семье с детьми-инвалидами или безнадежно больными (например, с детьми, страдающими лейкозом). В таких случаях муж старается реже бывать дома, избегает общения с ребенком, тогда как жена сильно привязывается к больному ребенку, часто в ущерб другим детям и супругу. Подобная ситуация может отрицательно повлиять не только на душевное спокойствие и уравновешенность родителей, но и на психологический климат семьи в целом. Как отмечают исследователи подобных семейных проблем, обычно отцы не выдерживают совместного пребывания с тяжело больным ребенком, начинают пить или вообще покидают семью. Без того обделенный судьбой ребенок оказывается еще и без отца. Понятно, что проблем у матери становится больше, порой нервы ее не выдерживают и она выходит из себя, чем еще больше травмирует ребенка, делает обстановку в семье очень непростой. У больного ребенка могут формироваться особенности характера, вызванные переживаниями своего дефекта, может возникнуть своеобразный комплекс неполноценности. Надо понять, что ребенок с определенной патологией тоже находится в социальном окружении. Поэтому если к такому ребенку плохо относятся, бьют, ругают, недопонимают, если родители стыдятся больного, у него могут развиться различные невротические и характерологические нарушения, не имеющие прямого отношения к болезни. Из-за того что ребенок болен, увеличивается вероятность конфликтных отношений: с одной стороны, его физические возможности ограничены и он предъявляет иногда завышенные требования к окружающим, а с другой стороны, у окружающих порой исчерпывается терпение постоянно удовлетворять эти требования. Чем больше ребенок обижен судьбой, тем больше в родительской любви он нуждается. Страдающий серьезным заболеванием ребенок обычно много времени проводит в больницах. Подрастая, он начинает пристально наблюдать за отношением к нему близких людей, становится подозрительным. Ему кажется, будто он никому не нужен, что он в тягость родителям, что родители к нему охладели, и тщательно анализирует каждый их жест, каждое слово. Поэтому к такому ребенку нужно быть особенно внимательным, он должен чувствовать, что его не бросят в беде, что ему всегда помогут, и тогда ему будет легче противостоять жизненным невзгодам. Больные дети или дети-инвалиды в силу особенностей той социальной ситуации, в которой они вынуждены пребывать, становятся эмоционально более чувствительными и ранимыми, часто волнуются, обижаются и плачут. Для них характерны плохая переносимость любых огорчений, склонность к ухудшению настроения и к печали. Они испытывают большую потребность в безопасности, любви и сочувствии, которая сопровождается переживаниями собственной беспомощности, никчемности, ненужности. Родители, особенно если в семье есть и другие дети, не могут неотлучно находиться рядом с больным ребенком, а он не может это понять и принять, требуя более пристального внимания к себе. Поэтому у матери, разрывающейся между жалостью к больному ребенку и необходимостью заботиться о других членах семьи, может появиться вполне обоснованное эмоциональное напряжение, которое она снимает, «разряжаясь» на мужа или на других детей. В результате вся семья испытывает конфликтные, фрустрирующие переживания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |