КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Идеологические функции
С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам по себе термин «идеология» (греч. idea «мысль, понятие» + logos «слово, учение») обозначает учение об идеях, т.е., по сути, не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Понятно, что в условиях существования множества социальных групп с их особым положением в обществе, определенным их потребностями, интересами и стремлениями, возникает множество идейных течений, формируются различные идеологии. И между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. Возникает дискуссия вокруг самого термина «идеология», относительно места идеологии в жизни, ее отношений с наукой и т.д. Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеология может быть научной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или прогрессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фронтов, ассоциаций. Идеологические представления (политические, экономические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, а следовательно, формируют и отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции. В частности, оттого, как понимается такая ценность, как «справедливость», зависит реакция человека на политические и экономические программы (и характер деятельности) тех или иных общественных сил. Согласие с этими программами всегда вызывает сплочение в рядах общества, поддержку определенных общественных сил, а неприятие их - противодействие в сознании и поведении «несогласных». Идеологические различия, за которыми стоят различия в интересах людей, порождают острые идейные споры, столкновение взглядов, а при невозможности решить разногласия мирным путем - политическую борьбу, приводящую в определенных условиях к вооруженным конфликтам. При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии. Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания. Сознание как «внутренняя модель» внешнего мира представляет собой совокупность представлений об окружающем мире во всем богатстве его проявлений - от единичных фактов до глобальных законов, от суждений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества. Самосознание характеризуется прежде всего осознанием себя, своего места в мире и системе отношений, пониманием цели и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения. Сознательность как осознание мира и своей роли в нем, своих нужд, интересов и целей, своего места в системе человеческих отношений выступает направляющей силой поведения, является определяющим фактором социальной активности. Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений. Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории. Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. Массовое сознание больших групп людей (классовых, национальных, региональных, конфессиональных, профессиональных и т.д.) и все чаще населения стран и континентов, даже всего человечества (по глобальным вопросам жизни на земле) объединяет людей, а сознание своей общности по позициям и стремлениям оказывается мощным двигателем социальной активности. Мера сплоченности групп и наличие лидирующих сил (активистов, организаторов, политических партий) определяет меру и направленность этой активности. Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информации природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием. Это видно даже терминологически. Чтобы решение задач, стоящих перед журналистикой, было четко целенаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознания И особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей. От знания особенностей строения массового сознания 'в решающей степени зависит характер творческой деятельности журналиста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них. Различия компонентов предопределяют и различия в творческой деятельности. По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового сознания можно представить как совокупность четырех взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения. При этом роль «ядра» играют два взаимосвязанных, устойчивых, медленно изменяющихся компонента - мировоззрение и миросозерцание; вокруг него концентрируется система развивающихся исторических представлений; «внешнюю оболочку» «ядра» составляет подвижная, изменчивая сфера общественного мнения. Такое представление о структуре массового сознания хотя и носит несколько упрощенный и жестко фиксированный характер, помогает увидеть главное - структуру массового сознания как объекта журналистской деятельности. В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по материалам изданий и программ. И поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них. В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Двусоставность этого слова подсказывает содержательное наполнение термина: мировоззрение - это и картина мира в массовом сознании, и взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности. Мировоззренческими выступают общие представления о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, движущих силах общественного развития, о человеке как субъекте социальных отношений, его самоопределении в мире, смысле жизни, свободе и движущих факторах поведения, представления о справедливом общественном устройстве и путях к нему, о роли социальных групп, политических объединений, властей в историческом движении общества, групповых и общечеловеческих ценностях и т.д. Являясь системой обобщенных представлений о мире в целом, мировоззрение включает представления о «концепции жизни» разных народов, стран, групп, об их взглядах на современность и историческую перспективу, путях к социальному прогрессу. Чем шире система мировоззренческих идей, чем глубже они разработаны и объективнее отражают природные и социальные законы, тем лучше выполняют регулятивно-творческую роль - определяют отношение носителей мировоззрения к окружающему, способствуют верной выработке оценок явлений жизни, формированию стремлений и направленности социальной активности людей. Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэтому формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологической работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения. Разные издания и программы опираются на различные мировоззренческие взгляды; одни исходят из уже сложившихся научных философско-исторических концепций, другие -из различных интерпретаций религиозных учений, третьи (это самый трудный, но наиболее плодотворный путь) - ищут отвечающие современному положению вещей новые концептуальные подходы и решения, которые включают как сохраняющие свое значение прежние идеи и взгляды, так и модифицированные, преобразованные представления, возникающие на базе новых обобщений, вызванных к жизни изменениями общественных реалий. «Ядром» возникающей новой концепции являются гуманистические идеи, разрабатывавшиеся на протяжении столетий в самых разных социально-философских, этических, правовых, экономических и др. учениям, религиозных концепциях, даже обыденных, на уровне «здравого смысла» представлениях «рядовых» людей о «хорошей жизни». Частные, порой абстрактно формулируемые общечеловеческие идеи и ценности при согласовании с интересами различных «частных» групп в перспективе XXI века начинают приобретать значение реальных требований жизни в условиях формирующейся новой цивилизации. Разработка и внедрение в журналистскую практику новых мировоззренческих идей сталкиваются с большими трудностями, проходят в борьбе мнений, в полемических схватках и дискуссиях. В эти споры включается и аудитория, что носит позитивный характер, - новые идеи могут развиваться и осваиваться только полемически. При этом новые мировоззренческие идеи возникают скорее как отдельные, порой частные (и небесспорные) выводы из анализа явлений жизни и бывают далеки от философско-социологических обобщений, носящих логически завершенный характер. Однако со временем происходит оформление первоначальных идей в стройные концепции. Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросозерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая принципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-понятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, «собранная» из образных представлений о людях, событиях, отношениях. Эта образная картина мира выступает «параллельным» мировоззрению фундаментальным духовным образованием, потому что полнокровное осознание действительности невозможно без этого «второго» типа обобщенных ориентации в мире (в силу согласованности «работы» обоих полушарий мозга). Эмоционально-образная картина мира объективно существует рядом и вместе с рационально-понятийной - с помощью художественных средств она ориентирует людей в характерных личностных воплощениях и проявлениях социальных закономерностей, раскрывает типы социального поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Эта картина складывается в массовом сознании и посредством самоориентации, и в процессе обучения (например, изучение искусства), но более всего через средства массовой информации. При этом все большую роль играет телевидение (систематические передачи художественных кино- и телефильмов, обозрения музеев и выставок, трансляция концертов классической, народной и эстрадной музыки и т.д.). Таким образом СМИ способны проводить определенную политику, систематически и последовательно давать актуальную именно для данного времени художественную информацию, способную активно «работать» на создание «параллельного» мировоззрению образа мира. Журналистика участвует также в формировании исторического сознания масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т. п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим. Человек с хорошо развитым сознанием и самосознанием всегда ощущает себя, свою страну, мир в историческом процессе формирования и преобразования, рождения одних и отмирания других общественных явлений, через жизнь и деятельность выдающихся личностей различных эпох. Мир Античности и Средневековья, Возрождения и Нового времени, Великого переселения народов и эпохи Инквизиции, Великой французской революции и двух мировых войн, мифологические и религиозные персонажи, Перикл и Юлий Цезарь, Робеспьер и Наполеон, Ленин и Сталин, Рузвельт и Черчилль, Де Голль - все это и многое другое из нашего прошлого через конкретные события, явления и лица позволяет осознать драматизм движения истории, ее трагические и героические страницы. Ориентироваться в исторических процессах тем более важно, что прошлое не уходит в небытие - оно определяет настоящее и влияет на будущее. Поэтому необходимо понимать настоящее как итог предыдущего развития и оглядываться назад, чтобы, осмысляя пройденный путь, черпать из него уроки и извлекать опыт. Историческое сознание - сложное, многогранное образование. Оно включает научно-исторические знания и эмоционально-образные представления, почерпнутые из художественной литературы и искусства. Историческое сознание живет в традициях, нравах, обычаях, унаследованных от прошлых поколений, и в личном опыте, накопленном в общении с материальными, духовными, психологическими «носителями» прошлого. Поэтому в формировании исторического сознания задействованы многие учреждения культуры и системы образования. Журналистика – лишь один из каналов формирования исторического сознания. История, особенно в ее актуальных для настоящего времени аспектах, весьма привлекательна для массовой аудитории. Однако тенденциозно представленная, она способна деформировать взгляды и поведение людей, толкнуть их в объятия националистов или шовинистов, стать орудием в руках политиканов. А научный подход к формированию исторического сознания способствует формированию всесторонне развитой личности. Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массового сознания, то историческое сознание составляет как бы область перехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение (ОМ) по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкретных характерных проявлениях. При этом если «ядро» (мировоззрение и миросозерцание) относительно устойчиво и прочно удерживает вошедшие в его состав представления и идеи, то «оболочка» (общественное мнение) значительно более подвижна, изменчива и динамична, «постоянна в непостоянстве» в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире. Принципиально важным является знание того, как формируется «ткань» общественного мнения в реальной жизни. Носителем ОМ выступает масса людей, в идеальном представлении - все общество (можно говорить и о «мировом общественном мнении», хотя более целесообразно говорить об общественном мнении в рамках определенного слоя, группы, объединения, например, общественное мнение молодежи, рабочих, жителей региона и т.д.). Общественное мнение как особое духовное образование в структуре массового сознания представляет собой картину текущей действительности, своеобразную панораму современности, как бы собранную из отдельных, относительно самостоятельных суждений по тому или иному конкретному поводу, в связи с теми или иными событиями. При этом объектом внимания общественного мнения выступает все существенное во всех сферах жизни - совокупность конкретных ситуаций (в богатстве их составляющих) в экономической и политической жизни, в социальной области, в науке и культуре, в сфере отдыха, торговли и обслуживания и т.д. Иначе говоря, нет ни одной сферы жизни общества, к которой не проявлялся бы интерес общественного мнения. В силу различий позиций и взглядов разных носителей общественного мнения характер суждений по тем или иным вопросам, как мы уже говорили, неизбежно оказывается различным, причем различия эти могут или носить характер незначительных оттенков или серьезных несогласий, или быть кардинально противоположными. Так по одному и тому же вопросу возникает множество «общественных мнений» с широким спектром разногласий. Такой «плюрализм» общественного мнения всегда приводит к столкновению и борьбе, которые находят отражение и в повседневных спорах людей, и на собраниях и митингах в ходе избирательных камланий, и в средствах массовой информации. Борьба мнений, разумеется, персонифицируется, т.е. появляются «лидеры мнений» - люди, наиболее чутко улавливающие интересы и настроения в массовом сознании и наиболее ярко их выражающие, а также «разработчики» подходов, идей и предложений по вопросам, волнующим группу - носителя общественного мнения. В силу динамичного развития современной жизни и под влиянием столкновения различных точек зрения общественное мнение оказывается в высокой степени изменчивым компонентом массового сознания. В него входят новые суждения о возникших явлениях жизни, изменяются ранее сформированные, уходят на периферию сознания и вытесняются, забываются устаревшие. В силу своего специфического места в системе идеологических институтов главное внимание журналистики обращено к общественному мнению. Материалы, обращенные к ОМ, составляют основу в структуре номеров газет и программ радио и телевидения. Иногда, чтобы сообщить важнейшие, только что полученные сообщения, прерываются другие передачи (раньше издавались экстренные выпуски газет). При этом все остальные материалы в хорошо ведущихся СМИ не просто заполняют оставшееся пространство в номерах и выпусках программ, а, примыкая к материалам, обращенным к общественному мнению, активно взаимодействуют с ними. Формирование глубинных компонентов массового сознания тесно связано с «работой» на общественное мнение. Ведь идеи и образы, важные для мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания, рождаются и в процессе формирования ОМ, откуда и «перетекают» в глубинные компоненты, находя свое место в мировоззрении, или миросозерцании, или историческом сознании. Таким образом, сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения. В соответствии с характером и структурой идеологических функций находятся и творческие формы деятельности в журналистике. Главным типом творчества, используемым в журналистике, является публицистика. Именно публицистический тип отображения действительности и передачи социальной информации сформировался в связи с нуждами обслуживания общественного мнения. Широко используется также и научный тип творчества, поскольку журналистика решает задачи по формированию мировоззрения, что невозможно без строгого научного анализа. Для формирования миросозерцания используется художественный тип творчества, обеспечивающий создание эмоционально-образных представлений о характерных персонажах и обстоятельствах жизни общества. В прямой связи с идеологическими функциями журналистики находятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей. Культура (лат. cultura «возделывание, воспитание, образование, развитие») - это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями. Уровень культуры - это как бы степень возвышения человека и общества над исходным состоянием (поэтому говорят о первобытной культуре, о культуре античности и т.д.). Считая подлинной культурой то, что составляет общечеловеческие ценности и наследуется как безусловное достояние, «золотой фонд» человечества, в то же время достижения военной науки и техники вряд ли можно назвать «военной культурой», как бы высоки они ни были. На каждом этапе развития человечества существуют, возможно, и исторически неизбежные, но враждебные культуре явления (инквизиция и преследование за свободомыслие, религиозный и политический фанатизм, различные формы ограничения свобод человека, антигуманные формы правления, государственный тоталитаризм и т.д. и т.п.). Поэтому, считая близкими по значению понятия «культура» и «цивилизация» (лат. civiLis «гражданский»), следует рассматривать культуру как такую составляющую той или иной цивилизации (например, античной), которая сохраняется в веках как достояние человечества. Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Идеологическая деятельность журналистики, направленная на формирование массового сознания (в единстве мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения), также способствует формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом. Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторский характер, ее цель - введение человека в мир общественных отношений как активно действующей единицы массы на стороне той или иной силы - носителя идеологии. Поэтому культура, формируемая в процессе идеологической деятельности, - это культура, нацеленная прежде всего на формирование определенного отношения к современным явлениям и далее (на этой базе) - на формирование мотивов и стимулов социальной активности. Поэтому и акцент в идеологической деятельности ставится на политическую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направленности, на формирование гражданской активности. На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура - литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и технологии. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, передач телевидения и радио. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д. Именно журналистика, благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, делает культуру доступной для самых широких кругов. Более того, оказываясь на переднем крае в сфере культурного строительства, она дает возможность в любом далеком уголке получать информацию художественного, научно-популярного, учебно-образовательного, технического и другого характера прямо «из первых рук», оперативно и высокого качества. Ведь, например, именно благодаря телевидению миллионы могут «войти» в Эрмитаж, а радио позволит «пройти» в зал Метрополитен-оперы. Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т. е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. Для этого требуется не только осознание журналистом важности поставленной задачи, но и профессиональное умение. К сфере формирования культуры относится и «обучение» этикету, и повышение культуры языка, и т.д. Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолжение в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним поделкам (столярным, слесарным и др.) и т.д. - все это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки» (садоводов и огородников, моделистов, филателистов, любителей шахмат, рыболовов и т.д.). К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журналистики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут). Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные потребности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции. Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio «восстановление», creatio «становление») функцию, которую называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия. Разумеется, все эти произведения, несомненно, в большей или меньшей степени обладают и культурно-идеологическим зарядом, и важно, чтобы журналисты следили, чтобы содержательно эта информация не противоречила характеру идеологического направления СМИ, соответствовала высоким стандартам. Вместе с тем рекреация - это не только отдых, поддержание хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (в ходе увлекательной «игры ума», например, при разгадывании интеллектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах). При этом особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики. Только гуманистически ориентированная журналистика способна избавиться от давления пошлости, непритязательного развлекательства, эксплуатации эротизма, смакования сцен насилия и ужаса. Журналисты должны стремиться к созданию произведений, демонстрирующих их высокую компетентность (лат. competens «знающий, обладающий разносторонними и глубокими сведениями в своей сфере»). Компетентное суждение - плод серьезного, основанного на широкой и достоверной исходной информации анализа, проведенного на базе высокой методологической культуры. Только так можно получить обоснованные суждения, практически значимые выводы и рекомендации, четкие представления о возможных и необходимых мерах, о тех учреждениях и лицах, которые могут и должны отреагировать должным образом на выступление журналиста и внести конструктивные изменения в практику своей деятельности. Но при этом важно избегать категоричности, представлений о том, что предлагаемое решение единственно правильное и единственно возможное. При всей убежденности в своей правоте журналисту требуется осмотрительность, помогающая ему избежать безапелляционности, позволяющая предполагать возможность иного подхода к решению проблемы и быть готовым к дальнейшему ее обсуждению, чтобы найти оптимальный вариант с учетом того, что «откроется» в суждениях оппонентов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |