Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Идеологические функции




С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам по себе термин «идеология» (греч. idea «мысль, понятие» + logos «слово, учение») обозначает учение об идеях, т.е., по сути, не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Понятно, что в условиях существования множества социальных групп с их особым положением в обществе, определенным их потребностями, интересами и стремлениями, возникает множество идейных течений, формируются различные идеологии. И между носителями различных идеологий возни­кает борьба за влияние на массы. Возникает дискуссия вокруг самого тер­мина «идеология», относительно места идеологии в жизни, ее отношений с наукой и т.д.

Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оценива­ются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (про­граммы) социальной деятельности государственных образований и об­щественных объединений по поддержанию status quo или преобразова­нию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеология может быть на­учной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или про­грессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фрон­тов, ассоциаций.

Идеологические представления (политические, экономические, пра­вовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеисти­ческие) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, а следовательно, форми­руют и отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведен­ческие реакции. В частности, оттого, как понимается такая ценность, как «справедливость», зависит реакция человека на политические и эконо­мические программы (и характер деятельности) тех или иных обществен­ных сил. Согласие с этими программами всегда вызывает сплочение в ря­дах общества, поддержку определенных общественных сил, а неприятие их - противодействие в сознании и поведении «несогласных». Идеологи­ческие различия, за которыми стоят различия в интересах людей, порож­дают острые идейные споры, столкновение взглядов, а при невозможно­сти решить разногласия мирным путем - политическую борьбу, приводящую в определенных условиях к вооруженным конфликтам.

При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и рас­ширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологи­ческими средствами создать и укрепить в своей аудитории определен­ный тип сознательности как единства сознания и самосознания. Со­знание как «внутренняя модель» внешнего мира представляет собой совокупность представлений об окружающем мире во всем богатстве его проявлений - от единичных фактов до глобальных законов, от суж­дений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества. Самосознание характеризуется прежде всего осознанием себя, своего места в мире и системе отношений, пониманием цели и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения. Сознательность как осознание мира и своей роли в нем, своих нужд, интересов и целей, своего места в системе человеческих отношений выступает направляющей силой поведения, является определяющим фак­тором социальной активности.

Формирование сознательности, выработка идеологических представле­ний осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналис­тика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества раз­личных по характеру произведений. Именно журналистика способна отсле­живать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в слу­чае необходимости переориентации массовой аудитории.

Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсаль­ный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. Мас­совое сознание больших групп людей (классовых, национальных, региональных, конфессиональных, профессиональных и т.д.) и все чаще населения стран и континентов, даже всего человечества (по глобальным вопросам жизни на земле) объединяет людей, а сознание своей общнос­ти по позициям и стремлениям оказывается мощным двигателем социаль­ной активности. Мера сплоченности групп и наличие лидирующих сил (активистов, организаторов, политических партий) определяет меру и на­правленность этой активности.

Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информа­ции природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодей­ствия с массовым сознанием. Это видно даже терминологически.

Чтобы решение задач, стоящих перед журналистикой, было четко це­ленаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознания И особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей. От знания особенностей строения массового сознания 'в решающей степени зависит характер творческой деятельности журнали­ста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них. Разли­чия компонентов предопределяют и различия в творческой деятельности.

По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового со­знания можно представить как совокупность четырех взаимодействую­щих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исто­рического сознания и общественного мнения.

При этом роль «ядра» играют два взаимосвязанных, устойчивых, мед­ленно изменяющихся компонента - мировоззрение и миросозерцание; вокруг него концентрируется система развивающихся исторических представлений; «внешнюю оболочку» «ядра» составляет подвижная, из­менчивая сфера общественного мнения. Такое представление о структу­ре массового сознания хотя и носит несколько упрощенный и жестко фиксированный характер, помогает увидеть главное - структуру массово­го сознания как объекта журналистской деятельности.

В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по мате­риалам изданий и программ. И поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них.

В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Двусоставность этого слова подсказывает содержательное наполнение термина: мировоззрение - это и картина мира в массовом сознании, и взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности. Миро­воззренческими выступают общие представления о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, движущих силах общественного развития, о человеке как субъекте социальных отношений, его самоопреде­лении в мире, смысле жизни, свободе и движущих факторах поведения, представления о справедливом общественном устройстве и путях к нему, о роли социальных групп, политических объединений, властей в историчес­ком движении общества, групповых и общечеловеческих ценностях и т.д.

Являясь системой обобщенных представлений о мире в целом, миро­воззрение включает представления о «концепции жизни» разных народов, стран, групп, об их взглядах на современность и историческую перспекти­ву, путях к социальному прогрессу. Чем шире система мировоззренческих идей, чем глубже они разработаны и объективнее отражают природные и социальные законы, тем лучше выполняют регулятивно-творческую роль - определяют отношение носителей мировоззрения к окружающему, способ­ствуют верной выработке оценок явлений жизни, формированию стремле­ний и направленности социальной активности людей.

Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэто­му формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологичес­кой работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения. Разные издания и програм­мы опираются на различные мировоззренческие взгляды; одни исходят из уже сложившихся научных философско-исторических концепций, другие -из различных интерпретаций религиозных учений, третьи (это самый труд­ный, но наиболее плодотворный путь) - ищут отвечающие современному по­ложению вещей новые концептуальные подходы и решения, которые вклю­чают как сохраняющие свое значение прежние идеи и взгляды, так и модифицированные, преобразованные представления, возникающие на ба­зе новых обобщений, вызванных к жизни изменениями общественных реа­лий. «Ядром» возникающей новой концепции являются гуманистические идеи, разрабатывавшиеся на протяжении столетий в самых разных социаль­но-философских, этических, правовых, экономических и др. учениям, рели­гиозных концепциях, даже обыденных, на уровне «здравого смысла» пред­ставлениях «рядовых» людей о «хорошей жизни». Частные, порой абстрактно формулируемые общечеловеческие идеи и ценности при согла­совании с интересами различных «частных» групп в перспективе XXI века начинают приобретать значение реальных требований жизни в условиях формирующейся новой цивилизации.

Разработка и внедрение в журналистскую практику новых мировоз­зренческих идей сталкиваются с большими трудностями, проходят в борьбе мнений, в полемических схватках и дискуссиях. В эти споры вклю­чается и аудитория, что носит позитивный характер, - новые идеи могут развиваться и осваиваться только полемически. При этом новые миро­воззренческие идеи возникают скорее как отдельные, порой частные (и небесспорные) выводы из анализа явлений жизни и бывают далеки от философско-социологических обобщений, носящих логически завер­шенный характер. Однако со временем происходит оформление первоначальных идей в стройные концепции.

Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросо­зерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая прин­ципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-по­нятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, «собранная» из образ­ных представлений о людях, событиях, отношениях. Эта образная карти­на мира выступает «параллельным» мировоззрению фундаментальным духовным образованием, потому что полнокровное осознание действи­тельности невозможно без этого «второго» типа обобщенных ориентации в мире (в силу согласованности «работы» обоих полушарий мозга).

Эмоционально-образная картина мира объективно существует рядом и вместе с рационально-понятийной - с помощью художественных средств она ориентирует людей в характерных личностных воплощениях и проявлениях социальных закономерностей, раскрывает типы социаль­ного поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Эта картина складывается в массовом сознании и посредством самоориентации, и в процессе обучения (например, изучение искусства), но более всего через средства массовой информации. При этом все большую роль играет телевидение (систематические передачи художественных кино- и те­лефильмов, обозрения музеев и выставок, трансляция концертов класси­ческой, народной и эстрадной музыки и т.д.). Таким образом СМИ способны проводить определенную политику, систематически и последовательно давать актуальную именно для данного времени художественную информацию, способную активно «работать» на создание «параллельного» мировоззрению образа мира.

Журналистика участвует также в формировании исторического созна­ния масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилиза­ций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т. п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоя­щим и будущим.

Человек с хорошо развитым сознанием и самосознанием всегда ощу­щает себя, свою страну, мир в историческом процессе формирования и преобразования, рождения одних и отмирания других общественных яв­лений, через жизнь и деятельность выдающихся личностей различных эпох. Мир Античности и Средневековья, Возрождения и Нового времени, Великого переселения народов и эпохи Инквизиции, Великой француз­ской революции и двух мировых войн, мифологические и религиозные персонажи, Перикл и Юлий Цезарь, Робеспьер и Наполеон, Ленин и Ста­лин, Рузвельт и Черчилль, Де Голль - все это и многое другое из нашего прошлого через конкретные события, явления и лица позволяет осознать драматизм движения истории, ее трагические и героические страницы. Ориентироваться в исторических процессах тем более важно, что про­шлое не уходит в небытие - оно определяет настоящее и влияет на буду­щее. Поэтому необходимо понимать настоящее как итог предыдущего развития и оглядываться назад, чтобы, осмысляя пройденный путь, чер­пать из него уроки и извлекать опыт.

Историческое сознание - сложное, многогранное образование. Оно включает научно-исторические знания и эмоционально-образные пред­ставления, почерпнутые из художественной литературы и искусства. Ис­торическое сознание живет в традициях, нравах, обычаях, унаследован­ных от прошлых поколений, и в личном опыте, накопленном в общении с материальными, духовными, психологическими «носителями» прошлого. Поэтому в формировании исторического сознания задействованы многие учреждения культуры и системы образования. Журналистика – лишь один из каналов формирования исторического сознания. История, особенно в ее актуальных для настоящего времени аспектах, весьма привлекательна для массовой аудитории. Однако тенденциозно представленная, она способна деформировать взгляды и поведение лю­дей, толкнуть их в объятия националистов или шовинистов, стать орудием в руках политиканов. А научный подход к формированию исторического сознания способствует формированию всесторонне развитой личности.

Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массо­вого сознания, то историческое сознание составляет как бы область пе­рехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение (ОМ) по своей при­роде представляет собой реакцию массового сознания на явления, собы­тия, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкрет­ных характерных проявлениях. При этом если «ядро» (мировоззрение и миросозерцание) относительно устойчиво и прочно удерживает вошед­шие в его состав представления и идеи, то «оболочка» (общественное мнение) значительно более подвижна, изменчива и динамична, «посто­янна в непостоянстве» в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире.

Принципиально важным является знание того, как формируется «ткань» общественного мнения в реальной жизни. Носителем ОМ высту­пает масса людей, в идеальном представлении - все общество (можно го­ворить и о «мировом общественном мнении», хотя более целесообразно говорить об общественном мнении в рамках определенного слоя, группы, объединения, например, общественное мнение молодежи, рабочих, жите­лей региона и т.д.).

Общественное мнение как особое духовное образование в структуре массового сознания представляет собой картину текущей действительно­сти, своеобразную панораму современности, как бы собранную из от­дельных, относительно самостоятельных суждений по тому или иному конкретному поводу, в связи с теми или иными событиями. При этом объ­ектом внимания общественного мнения выступает все существенное во всех сферах жизни - совокупность конкретных ситуаций (в богатстве их составляющих) в экономической и политической жизни, в социальной области, в науке и культуре, в сфере отдыха, торговли и обслужи­вания и т.д. Иначе говоря, нет ни одной сферы жизни общества, к кото­рой не проявлялся бы интерес общественного мнения.

В силу различий позиций и взглядов разных носителей общественного мнения характер суждений по тем или иным вопросам, как мы уже говорили, неизбежно оказывается различным, причем различия эти могут или носить характер незначительных оттенков или серьезных несогласий, или быть кардинально противоположными. Так по одному и тому же во­просу возникает множество «общественных мнений» с широким спект­ром разногласий. Такой «плюрализм» общественного мнения всегда приводит к столкновению и борьбе, которые находят отражение и в по­вседневных спорах людей, и на собраниях и митингах в ходе избиратель­ных камланий, и в средствах массовой информации. Борьба мнений, ра­зумеется, персонифицируется, т.е. появляются «лидеры мнений» - люди, наиболее чутко улавливающие интересы и настроения в массовом сознании и наиболее ярко их выражающие, а также «разработчики» подходов, идей и предложений по вопросам, волнующим группу - носи­теля общественного мнения. В силу динамичного развития современной жизни и под влиянием столкновения различных точек зрения общественное мнение оказывает­ся в высокой степени изменчивым компонентом массового сознания. В него входят новые суждения о возникших явлениях жизни, изменяются ранее сформированные, уходят на периферию сознания и вытесняются, забываются устаревшие.

В силу своего специфического места в системе идеологических институтов главное внимание журна­листики обращено к общественному мнению. Материалы, обращенные к ОМ, составляют основу в структуре номе­ров газет и программ радио и телевидения. Иногда, чтобы сообщить важнейшие, только что полученные сообщения, прерываются другие пе­редачи (раньше издавались экстренные выпуски газет). При этом все остальные материалы в хорошо ведущихся СМИ не просто заполняют ос­тавшееся пространство в номерах и выпусках программ, а, примыкая к материалам, обращенным к общественному мнению, активно взаимо­действуют с ними. Формирование глубинных компонентов массового сознания тесно связано с «работой» на общественное мнение. Ведь идеи и образы, важные для мировоззрения, миросозерцания, историче­ского сознания, рождаются и в процессе формирования ОМ, откуда и «перетекают» в глубинные компоненты, находя свое место в мировоз­зрении, или миросозерцании, или историческом сознании.

Таким образом, сущность идеологических функций журналистики со­стоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию со­знательности масс путем всесторонней ориентации в действительно­сти, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и ак­тивизации общественного мнения.

В соответствии с характером и структурой идеологических функций находятся и творческие формы деятельности в журналистике. Главным типом творчества, используемым в журналистике, является публицис­тика. Именно публицистический тип отображения действительности и передачи социальной информации сформировался в связи с нуждами обслуживания общественного мнения. Широко используется также и научный тип творчества, поскольку журналистика решает задачи по формированию мировоззрения, что невозможно без строгого научного анализа. Для формирования миросозерцания используется художест­венный тип творчества, обеспечивающий создание эмоционально-об­разных представлений о характерных персонажах и обстоятельствах жизни общества.

В прямой связи с идеологическими функциями журналистики нахо­дятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая дея­тельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.

Культура (лат. cultura «возделывание, воспитание, образование, раз­витие») - это выраженный в созданных людьми материальных и духов­ных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного чело­века с его творческими силами и созидательными способностями. Уро­вень культуры - это как бы степень возвышения человека и общества над исходным состоянием (поэтому говорят о первобытной культуре, о куль­туре античности и т.д.). Считая подлинной культурой то, что составляет общечеловеческие ценности и наследуется как безусловное достояние, «золотой фонд» че­ловечества, в то же время достижения военной науки и техники вряд ли можно назвать «военной культурой», как бы высоки они ни были. На каж­дом этапе развития человечества существуют, возможно, и исторически неизбежные, но враждебные культуре явления (инквизиция и преследо­вание за свободомыслие, религиозный и политический фанатизм, раз­личные формы ограничения свобод человека, антигуманные формы правления, государственный тоталитаризм и т.д. и т.п.). Поэтому, считая близкими по значению понятия «культура» и «цивилизация» (лат. civiLis «гражданский»), следует рассматривать культуру как такую составляю­щую той или иной цивилизации (например, античной), которая сохраня­ется в веках как достояние человечества.

Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, за­ключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких куль­турных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культу­ры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.

Идеологическая деятельность журналистики, направленная на форми­рование массового сознания (в единстве мировоззрения, миросозерца­ния, исторического сознания и общественного мнения), также способству­ет формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом. Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторский ха­рактер, ее цель - введение человека в мир общественных отношений как активно действующей единицы массы на стороне той или иной силы - но­сителя идеологии. Поэтому культура, формируемая в процессе идеологи­ческой деятельности, - это культура, нацеленная прежде всего на форми­рование определенного отношения к современным явлениям и далее (на этой базе) - на формирование мотивов и стимулов социальной активнос­ти. Поэтому и акцент в идеологической деятельности ставится на полити­ческую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направ­ленности, на формирование гражданской активности.

На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура - литература, изобразительное искус­ство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разно­образные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и техно­логии. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных, просве­тительских и образовательных разделов газет и журналов, передач теле­видения и радио. Для СМИ важной задачей является и формирование вы­сокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д.

Именно журналистика, благодаря широкому развитию системы кана­лов передачи информации, делает культуру доступной для самых широ­ких кругов. Более того, оказываясь на переднем крае в сфере культурно­го строительства, она дает возможность в любом далеком уголке получать информацию художественного, научно-популярного, учебно-образова­тельного, технического и другого характера прямо «из первых рук», опе­ративно и высокого качества. Ведь, например, именно благодаря телеви­дению миллионы могут «войти» в Эрмитаж, а радио позволит «пройти» в зал Метрополитен-оперы.

Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна про­тивостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на не­развитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журнали­стики оказывается формирование действительно массовой культуры, т. е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. Для этого требуется не только осознание журналистом важности поставлен­ной задачи, но и профессиональное умение. К сфере формирования культуры относится и «обучение» этикету, и повышение культуры языка, и т.д.

Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолже­ние в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хоро­шего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним по­делкам (столярным, слесарным и др.) и т.д. - все это и есть участие в раз­витии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки» (са­доводов и огородников, моделистов, филателистов, любителей шахмат, рыболовов и т.д.).

К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Рек­лама как информация о товарах и услугах, способствующая формирова­нию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время за­нимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журна­листики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут).

Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие дейст­вительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные по­требности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции.

Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio «восстановле­ние», creatio «становление») функцию, которую называют также гедони­стической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - созда­ние условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восста­новления и укрепления душевного покоя и равновесия. Разумеется, все эти произведения, несомненно, в большей или меньшей степени обладают и культурно-идеологическим зарядом, и важно, чтобы журналисты следили, чтобы содержательно эта информация не противоречила характеру идеологического направления СМИ, соответствовала высоким стандартам.

Вместе с тем рекреация - это не только отдых, поддержание хороше­го психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рек­реация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (в ходе увлекательной «игры ума», например, при разгадывании интел­лектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах). При этом особое значение имеет художественный и интел­лектуальный уровень и направленность материалов журналистики. Толь­ко гуманистически ориентированная журналистика способна избавиться от давления пошлости, непритязательного развлекательства, эксплуата­ции эротизма, смакования сцен насилия и ужаса.

Журналисты должны стремиться к созданию произве­дений, демонстрирующих их высокую компетентность (лат. competens «зна­ющий, обладающий разносторонними и глубокими сведениями в своей сфере»). Компетентное суждение - плод серьезного, основанного на широкой и достоверной исходной информации анализа, проведенного на базе высо­кой методологической культуры. Только так можно получить обоснован­ные суждения, практически значимые выводы и рекомендации, четкие представления о возможных и необходимых мерах, о тех учреждениях и лицах, которые могут и должны отреагировать должным образом на вы­ступление журналиста и внести конструктивные изменения в практику своей деятельности. Но при этом важно избегать категоричности, пред­ставлений о том, что предлагаемое решение единственно правильное и единственно возможное. При всей убежденности в своей правоте журна­листу требуется осмотрительность, помогающая ему избежать безапелля­ционности, позволяющая предполагать возможность иного подхода к ре­шению проблемы и быть готовым к дальнейшему ее обсуждению, чтобы найти оптимальный вариант с учетом того, что «откроется» в суждениях оппонентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.