Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение




В соответствии с Налоговым кодексом РФ к налоговым правонарушениям относится:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117);

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118);

- непредставление налоговой декларации (ст.119);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120);

- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст.122);

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст.123);

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125);

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126);

- неправомерное несообщение сведений налоговому органу (129.1);

- нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (129.2).

Объектом данных правонарушений является публичный правопорядок в сфере налогообложения[4]. При этом среди непосредственных объектов можно выделить: правила постановки на учет в налоговом органе, порядок представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, обязанность по уплате налога, порядок ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности, контрольные функции налоговых органов и др.

Объективная сторона налоговых правонарушений выражается в нарушении норм налогового законодательства. Это действия либо бездействия субъектов правонарушения, связанные с невыполнением обязательств, возложенных на них налоговым законодательством. Например, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; уклонение от постановки на учет в налоговом органе и др.

К субъектам налоговых правонарушений относятся: налогоплательщики (организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели), налоговые агенты, а также лица, располагающие информацией о налогоплательщиках.

Субъективная сторона налоговых правонарушений характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

В Налоговом кодексе содержатся также 2 статьи, в которых установлена ответственность за правонарушения, которые нельзя в полной мере назвать налоговыми, хотя так или иначе они затрагивают нормы законодательства о налогах и сборах. Это ст. 128, устанавливающая ответственность занеявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. И ст. 129, в которой установлена ответственность свидетеля за неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дачи заведомо ложных показаний; а также эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода. Конечно, эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, но направлены, прежде всего, против порядка управления и правосудия.

Ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена также Кодексом об административных правонарушениях. В ст. 15.3-15.9, 15.11 содержатся юридические составы правонарушений, посягающих на общественные отношения в области налогообложения. Это:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

- нарушение сроков представления налоговой декларации;

- непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

- нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

- неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

- грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов).

Объектами указанных правонарушений являются установленные налоговым законодательством правила: постановки на учет в налоговом органе; представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; представления налоговой декларации; проведения налогового контроля; ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. А также порядок: открытия счета налогоплательщику; исполнения поручения о перечислении налога или сбора; приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Объективной стороной правонарушений являются действия либо бездействия субъектов, приведшие к грубому нарушению правил, необходимых для осуществления налогообложения. Это, например, нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда; открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и т.д.

В качестве субъектов указанных правонарушений выступают должностные лица различных организаций, в ряде случаев должностные лица банков и кредитных организаций (ст.15.7, 15.8, 15.9). При этом законодатель поясняет, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в статьях 15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, являющимся должностными в соответствии со ст. 2.4 КоАП, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Напомним, согласно статьи 2.4 под должностным лицом следует понимать лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах и организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Субъективная сторона выражается в конкретной форме вины – умысел либо неосторожность. «Без вины нет ответственности» - основополагающий принцип юридической ответственности должен строго соблюдаться. Вина правонарушителей в данном случае определяется в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ.

Сравнение юридических составов правонарушений, содержащихся в Налоговом кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ, показывает, что некоторые из них совпадают. Например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК, ст. 15.3 КоАП); нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст.118 НК, ст.15,4 КоАП); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст.119 НК, ст.15.5 КоАП); непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК, ст.15.6 КоАП).

Отличие этих правонарушений заключается в их субъектном составе. В качестве примера рассмотрим ст. 116 НК РФ и 15.3 КоАП РФ - нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. В первом случае правонарушителем является налогоплательщик, во-втором, - должностное лицо. Не секрет, что понятие налогоплательщика является более широким. Ими могут быть физические лица, организации, индивидуальные предприниматели. В КоАП РФ же субъект определен конкретно – должностное лицо, понятие которого дано в ст. 2.4, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Следовательно, за одинаковые деяния ответственности подвергаются разные лица. Кроме того, в данном случае действует одно из условий привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, о котором было сказано выше: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности[5].

Производство по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов, юридические составы которых содержатся в Кодексе об административных правонарушениях РФ, ведется в соответствии с правилами, установленными данным Кодексом. Скажем лишь, что согласно ст. 23.1 КоАП РФ дела об указанных правонарушениях рассматриваются только в судебном порядке. Составлять протокол об административном правонарушении, т.е. возбуждать дело, уполномочены должностные лица налоговых органов на основании ст. 28.3 КоАП РФ.

Кроме того, в КоАП РФ содержатся юридические составы налоговых правонарушений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Это ч. 2 ст. 16. 2 – заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости товаров, влияющих на взимание таможенных платежей влечет ответственность в виде штрафа с возможной конфискацией предметов административного правонарушения. И ст. 16.22. - неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, влекущая наложение административного штрафа. И в первом и во втором случае субъектами этих правонарушений являются граждане, должностные лица и юридические лица.

В этих случаях производство по делам также осуществляется в соответствии с КоАП РФ. Составлять протоколы и рассматривать указанные дела уполномочены должностные лица таможенных органов. Рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 2 ст. 16.2, могут в судебном порядке, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передаст его на рассмотрение судье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.