Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура психики

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства, психические образования.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно в психологических процессах выделяют познавательные процессы и эмоционально-волевые.

К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Эмоционально волевые процессы включают чувства и эмоции, которые отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, и волю, которая обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели.

Психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности). Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1.Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2.Эмоциональные (эмоциональный тон ощущения, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация).
3.Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их квалификация связана со структурой сложного волевого действия).
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности). К психическим состояниям относятся бодрость, утомления, скука, радость, тревога, апатия. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало либо вообще не представляет, либо представляет не отчетливо.

Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для данного индивида. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, такие как темперамент, характер, способности, направленность.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Итак, психология - наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы.

Существует целый ряд попыток решения этой проблемы:

т.з.- «антропопсихизм» (Р.Декарт)

- возникновение психики связывают с появлением человека, психика существует только у человека. Тем самым вся предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой вовсе.

Учение - «панпсихизм», т.е. всеобщая одухотворенность природы.

«Биопсихизм» - психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

«Нейропсихизм» -психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему.

Материалистическая психология не может безоговорочно принять ни одну из этих концепций.

Научная психология исходит из иных положений и ставит перед собой задачу подойти к ответу на вопрос о происхождении психики, описывать условия, в результате которых должна была появиться эта сложившаяся форма жизни.

---Основным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Эти сложные белковые молекулы (коацерваты) обладают особыми свойствами, позволяющими отвечать на воздействие полезных веществ или тех условий, которые содействуют усвоению тех веществ, и на вредные воздействия, грозящие их дальнейшему существованию (положительно реагируют на питательные вещества, свет, тепло; отридцательно реагируют на химические и физические воздействия, не реагируют на нейтральные воздействия)

Свойство коацерватов реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ, оставляя без ответа индифферентные воздействия, называется раздражимостью и проявляется при переходе от неорганической материи к органической.

Раздражимость - это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и живых форм.

Развитие отражения при переходе к живой материи выражается в том, что первоначально оно как раз утрачивает характер прямого отпечатка, свойственный в некоторых случаях отражению в неорганическом мире. Но оно утрачивает, и свой пассивный случайный характер и впервые становится необходимым условием самого существования тела.

--- Стадия растительной жизни

Особенность: растения, реагирующие усиленным обменом на биотическое воздействия, не «замечают» посторонних воздействий в процессе непосредственного обмена веществ (не ориентируются активно в окружающей среде и могут погибнуть от отсутствия света или влаги, если даже они находятся совсем близко)

--- Стадия животной жизни

Леонтьев А.Н. выдвинул гипотезу, что чувствительность, как зачаточная форма психического отражения, возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу. Животное реагирует не только на биологически значимые воздействия, но и на «нейтральные», биологически незначимые.

Способность реагировать на нейтральные биологически незначимые раздражители при условии, что они символизируют о появление жизненно важных воздействий - чувствительность.

Появлению чувствительности может служить объективным биологическим признаком возникновения психики (А.Н.Леонтьев). Чувствительность по отношению к нейтральным раздражителям, если они начинают символизировать о появлении жизненно важных воздействий, вызывает коренные изменения в формах жизни (живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде, активно реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т.е. начинает вырабатываться индивидуально изменчивые формы поведения в отл. от растительного мира).

--- Переход к многоклеточным усложняет условия существования: повышается роль активной ориентировки во внешней среде, становится необходимым обеспечение более сложных движений и более быстрой проводимости возбуждения.

Усложняется строение тела многоклеточных, выделение клеток специализированной рецепции раздражителей и появление первых сократитетельных клеток, несущих ту же функцию, что и мышечные клетки, на дальнейших этапах эволюции, а так же к образованию элементарной нервной системы, которая носит характер диффузной, сетевой нервной системы. Уровень развития органов чувств и нервной системы неизменно определяет уровень и формы психического отражения.

Это низшая ступень развития - у кишечнополостных: медузы, морские звезды. У них нервная система представляет нервную сеть, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками.

Реагируют тропизмами.

Проводимость возбуждения ускоряется во много раз. Временные связи образуются с трудом и плохо сохраняются (это «-»)

--- Переход к наземному существованию характеризуется формированием более сложной ганглиозной н. с. (впервые у червей), достигшей максимальной сложности у высших беспозвоночных и прежде всего у насекомых

* у более простых беспозвоночных (червей) на переднем головном конце находится нервный центр, где сосредоточены волокна, которые заканчиваются химическими и тактильными рецепторами. В головном ганглии сигналы перерабатываются, и возникающие «программы» поведения в виде двигательных импульсов распространяются по цепочке нервных ганглиев, каждый из которых соответствует отдельному сегменту тела.

Новый принцип - централизованность нервной системы.

Головной конец приобретает ведущую роль, в то время как сегментарные ганглии сохраняют относительную автономию (американский псих. Иеркс – Т-образная трубка с электрическим ударом).

У членистоногих появляется сложнодифференцированные аппараты рецепции, позволяющие принимать высокоспециализированную информацию из внешней среды и, с развитием сложных программ, помогающих животному приспосабливаться к сложным, хотя устойчивым, постоянным условиям среды (фасеточные глаза). В каждой части тела ганглии сливаются, образуя нервные центры, которые взаимосвязаны между собой нервными путями. Усложненный передний (протопип головного мозга), переводящий полученные импульсы в сложнейшие системы врожденных программ поведения (инстинктивное поведение)- перед. по наследству (комар откл. яйца на поверхность воды, а не на сушу, оса офекс - в тепло гусеницы -для обезвоживания, паук ткущий паутину, пчела строит соты).

Это связано с элементарными механизмами, а программы инстинктивного поведения вызываются элементарными стимулами, которые пускают в ход врожденные циклы приспособительных актов.

Врожденные программы инстинктивного поведения целесообразны лишь в определенных, строго постоянных стандартных условиях. Стоит немного изменить эти условия, чтобы врожденные программы теряли целесообразность и «разумный» характер (породы ос обследующие норку и добыча).

---Отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам или группе свойств, форму элементарного ощущения.

- стадия элементарной сенсорной психики (Леонтьев)

Высший тип нервной системы - трубчатая нервная система -соединение организованных в трубку нервных клеток (у хордовых). В процессе эволюции у позвоночных возникают и развиваются спинной и головной мозг - ЦНС. Совершенствуются и органы чувств живых, усложняются формы отражения.

У животных возникают новые, и совершенствуется появившиеся на более низкой ступени эволюции психические функции (ощущение, восприятие, память, мышление).

В головном мозгу образуется локализованные центры, представляющие разные функции. Эти центры взаимосвязываются через специальные нервные образования - ассоциативные зоны. Чем выше организованно жив-е, тем совершеннее эти зоны.

Т.О. эволюция психики выражается в совершенствовании органов чувств, выполняющих рецепторные функции, и развитие нервной системы, а также в усложнении форм психического отражения, т.е. сигнальной деятельности.

На этой основе и возникает

- элементарная сенсорная психика -способность отражения отдельных свойств среды (инстинкты)

- перцептивная психика-психическое отражение животными целостных вещей (с переходом к наземному обр. жизни, с развитием гол. мозга) (навыки)

- появление чувственного восприятия объективных соотношений вещей в виде предметных ситуаций (Ст. простейшего интеллекта)

Т.О., развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде и психическое отражение является функцией соответствующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления.

Иную форму, характеризующуюся совершенно другими чертами, представляет собой психика человека - человеческое сознание.

Главное отличие: его появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики. Если на протяжении истории животного мира общими з-ми, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно-исторического развития.

Сущность различий психики животных и человека.

Разница в «языке» человека и животного определяет различие в мышлении, поскольку каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями (животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией; человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт).

Многим высшим животным - практическое мыш-е.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции психики | Человек способен поступать соответственно необходимости - сознательно
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.