КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие педагогических идей в странах Западной Европы в период раннего Средневековья
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА 1. Развитие педагогических идей в странах Западной Европы в период раннего Средневековья. 2. Рыцарская система воспитания. 3. Средневековые университеты. 4. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации.
Начало западноевропейскогосредневековья связано с распадом Римской империи (конец V века). Упадок рабовладельческого строя привел к замене его новым – феодальным.Эпоха Средневековья захватывает около двенадцати столетий и делится на три периода: V–X вв. – раннее средневековье, XI–XIII вв. – развитое, или «высокое» средневековье, XIV–XVI вв. – позднее средневековье (эпоха Возрождения). Сословную структуру общества составляли: духовенство, светские феодалы, крестьяне, горожане. Крупной силой и оплотом феодального строя в Западной Европе была католическая церковь, которая использовала образование для проповедования церковной догматики, так и для борьбы с еретиками. Носителями христианской педагогики выступали служители католической церкви. Образец воспитания давало монашество. Основой воспитания являлось Божественное начало. Основной формой монашества становилась уединённая жизнь. Основным идеалом – аскетизм. Призывы к аскетизму объяснялись церковью необходимостью спасения души для загробной жизни. Цель воспитание – формирование нравственно-религиозного склада личности. Три монашеские добродетели, которые лежали в основе данного типа воспитания: · целомудрие (отрицание семьи и всех человеческих отношений и привязанностей); · бедность (отказ от всех материальных интересов мира); · послушание (полный отказ от личной воли).
Монастырское воспитание в Западной Европе с VI по XIII вв. было ведущим типом воспитания. В церковной системе воспитания преобладали три основных типа школ (учили только мальчиков): · Приходские школы посещали мальчики, и даже взрослые люди из беднейших слоев населения. Их главная цель – религиозно-нравственное воспитание. Представляли собой низшую ступень образования. Также готовили клириков и хористов для церковного хора. · Монастырские школы давали более высокий уровень образования. Данные виды школ открывались основными монашескими орденами, которые имели наибольшее влияние в Западной Европе. Первыми были школы ордена бенедиктинцев (анахоретов) (VI век) и в течение шести веков их школы оставались наиболее влиятельными. В конце VIII века в Западной Европе было около 15 тысяч монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. Школы готовили служителей культа (внутренние школы) и обучали мирян (внешние школы). Обучение начиналось с зазубривания на латинском языке 150 псалмов и молитв, после чего приступали к изучению латинской азбуки, чтению и письму. К XIII веку влияние бенедиктинцев ослабевает. Общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и излишествах. Первенство в организации монастырских школ переходит к ордену капуцинов (францисканцев) (создан в 1212 г.) и ордену доминиканцев (создан в 1216 г.). Данные ордены были созданы для возращения в лоно Церкви еретиков и первоначально состояли из странствующих нищенствующих монахов-проповедников, стремящихся проповедью побороть религиозное невежество народа. Жившие прежде в уединении, за стенами монастырей, монахи пошли со своими идеями «в народ». Но не только своими проповедями вошли в историю доминиканцы и францисканцы. Для борьбы с ересью была создана инквизиция, переданная в руки самых преданных католиков - доминиканцев, получивших прозвище «псы Господни». Среди инквизиторов были и францисканцы. Инквизиция (от латинского «расследование») ставила своей целью установление единой святой католической веры. Но была еще одна негласная цель – обогащение церкви. Осуждение еретика влекло за собой конфискацию имущества в пользу Церкви, часть которого выделялась и доносчикам. Тысячи невинных людей попадали в застенки инквизиции.
· Кафедральные (соборные или епископальные школы) открывались при кафедрах епископов, в центре церковного управления. В них обучались дети дворян и именитых горожан. В этих школах постепенно сложился традиционный курс семи свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика – тривиум; арифметика, география, астрономия, музыка – квадривиум. Процесс обучения в монастырских школах был крайне трудным – за малейшее нарушение подвергали телесным наказаниям, лишали еды, закрывали в карцер. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Формально каникул не существовало. Отдохнуть от учебы дети могли только во время церковных праздников. Также порою устраивались «дни веселья», когда разрешались игры, борьба, детские забавы. Важную роль в развитии педагогической мысли раннего Средневековья в Западной Европе сыграла схоластика, которая, будучи универсальной философией, выработала культурные ценности, опираясь на идеи Аристотеля и христианское богословие. Цель схоластики – сведение религиозной мысли в четкую логическую форму. Как философия схоластика разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений, как педагогика – представляла в логически стройном виде христианское вероучение. Схоластика придерживалась точности терминов при изложении мысли, разрабатывала приемы спора и оттачивала доказательность мышления. Оценивая педагогический потенциал схоластики, отмечают также и ее позитивный характер. Схоласты процесс обучения выстраивали в строго логической форме, содержанием обучения должно было быть систематизированное знание. Для схоластов это была теология и метафизика. Имена, вошедшие в сокровищницу культуры раннего средневековья: Боэций, Кассиодор, Исидор, Алкуин, Фома Аквинский. Светские школы и система ученичества
В XII в. с ростом городов, торговли, ремесленничества возникли учебные учреждения нового типа – цеховые и гильдейские школы. Эти школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение велось на родном языке. Содержание обучения имело практическую направленность. Помимо распространения церковных и светских школ сохранялась и такая форма обучения как ученичество: мастер брал к себе на обучение одного-двух учеников за определенную плату, которые становились для него даровыми работниками. Через 2–6 лет ученик становился подмастерьем и работал то тех пор, пока не зарабатывал себе средства на открытие собственной мастерской. Во многих договорах об ученичестве оговаривалось, позволит ли мастер посещать школу в течении одного или двух лет либо сам выучит его грамоте. В XV–XVI вв. цеховые и гильдейские школы были объединены в городские или бюргерские, которые перешли в управление городских властей. Сначала городские школы находились под надзором церкви. Со временем города избавлялись от этой опеки, получили право самостоятельно подбирать учителей и определять программу. Программа обучения в городских школах носила прикладной характер. Преподавание велось на латинском и родном языках. Для открытия городской школы община нанимала педагога, которого именовали ректор, который сам подбирал учителей. Вначале это были духовники, затем выпускники университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой (причем оплата была меньше, чем в церковных школах). По окончании контракта педагога могли уволить, и он подыскивал себе работу в другом месте. В результате возникла особая социальная группа – бродячие учителя.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |