Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология взаимодействий в социуме

Лекция 3.1: Взаимодействия – родовой феномен социума

ТЕМА 3: Взаимодействия в социуме и их следствия

1.Феноменология взаимодействий в социуме

2.Классификация социальных взаимодействий

2.1.Типы социальных взаимодействий

2.2.Формы социальных взаимодействий

3.Проводники (носители) взаимодействий в социуме

4.Модальности социальных взаимодействий

 

«Взаимодействие» - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом…»1, «без воздействия или взаимодействия ничего и нигде не происходит»2. Причем «процесс взаимодействия не есть процесс, специфически свойственный какому-либо определенному разряду явлений, а процесс общемировой…»3. Сама жизнь представляет собой множество переплетающихся взаимодействий … людей»4 и общество – это совокупность структурированных взаимодействий5. А вся общественная жизнь в конечном счёте сводится к явлениям взаимодействия6, причём их значимость настолько велика, что «без взаимодействий нет общественной жизни»7. «Жить и взаимодействовать с другими в группах, ассоциациях и организациях – чрезвычайно широко распространенный аспект практически всех людей»8. Фактически «жизнедеятельность человека состоит из непрерывного потока целенаправленных действий и взаимодействий с другими и природным миром…»9. Соответственно, вся жизнь человека неразрывно вплетена в сеть взаимодействий с другими людьми10. Поэтому «человек во всем своем существе и всех его выражениях определяется тем, что он живёт во взаимодействии с другими людьми…»1. Именно «благодаря социальному взаимодействию мы создаём реальность, в которой живём»2.

Даже в таком, казалось бы, чисто символическом акте, каким является восприятие человеком человека, присутствуют все компоненты взаимодействия. Восприятие человека человеком вместе с основывающимися на нем пониманием одним человеком другого, начиная с воздействия одного человека и кончая ответной реакцией на него воспринимающей стороны, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия одного человека с другим в определенной ситуации3. «Взаимодействие всегда возникает из определенных влечений или ради определенных целей»4. Сама природа человека предопределяет необходимость взаимодействия людей между собой. Обособленность живого существа порождает его тяготение к окружающему. Дело в том, что наличие границы человеческого тела и его возможностей, означает ограничение ресурсов, необходимых для его собственного воспроизводства. А найти значительную часть ресурсов человек может только вне пределов своего обособления. Отсюда возникает необходимость взаимодействия людей с окружающей средой так, чтобы не переставать оставаться самим собой, сохраняя свою целостность и отграниченность от окружающей среды, и вместе с тем получать из окружающей среды всё необходимое для продолжения своей жизни. В частности, из десяти основных потребностей человека, названных П.Сорокиным, как минимум пять из них предполагают необходимость взаимодействия между людьми, без чего их удовлетворение просто невозможно5. Это следующие потребности: половая (размножения), групповой самозащиты, общения с себе подобными, интеллектуальной деятельности, чувственно-эмоциональных переживаний.

Необходимость своего воспроизводства, невозможного без получения ресурсов их окружающей среды,- вот объективная причина тотальности взаимодействий в социуме. Это их фундаментальный детерминант.

Другой важнейшей причиной, предопределяющей необходимость взаимодействия людей между собой индивидуально и коллективно является разделение труда. Более очевидно это проявляется в деловых организациях, где «наделение индивидуумов и групп индивидуумов конкретными обязанностями ставят определенных служащих перед необходимостью тесного… взаимодействия с другими служащими»1. Непосредственные причины такого взаимодействия могут быть различны, но самыми распространенными являются следующие:

§ обмен материалами или информацией;

§ потребность одной группы участвовать в деятельности другой;

§ необходимость совместно решать проблемы и принимать решения;

§ конкуренция за ресурсы;

§ просто физическое соседство2.

Вышеназванные причины взаимодействий в социуме, однако, не исключают ситуативных возможностей социо-психотехнических систем благодаря своим определенным свойствам (например, синергии) обеспечивать своё воспроизводство на протяжении определенного времени в режиме операционно закрытой системы, т.е. без поступления ресурсов из-за пределов своих границ (из внешней среды).

На практике явления взаимодействия людей сводятся к функциональной зависимости либо внешнего поведения одной из сторон взаимодействия, либо и внешнего поведения, и внутренних переживаний от существования и поведения другой стороны взаимодействия1.

Таким образом, «социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимости между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга»2.

Известно, что «функциональная направленность определяет характер действий, которые будут предприниматься системами»3. Взаимодействия социальных систем в предельно общем смысле выполняют следующие основные функции:

1. Обеспечение условий собственного существования.

2. Генерирование одной стороной потребности в существовании и развитии другой стороны.

3. Создание спектра условий, обеспечивающих существование, развитие и само взаимодействие сторон.

4. Порождают тенденции и условия, приводящие к разрушению другой стороны в целом либо её частей4.

Более конкретным образом взаимодействия в социуме порождают следующие последствия:

§ всегда вызывают какие-то физические изменения в биологическом организме (человеке)5;

§ комбинация различных процессов взаимодействия способна «произвести» любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное событие, любое общественное явление1;

§ «из совокупности взаимодействующих индивидов можно составить любую социальную группу, любое «общество»2;

§ «социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия»3;

§ существенные свойства системы в целом проистекают из взаимодействий (а не от их действий самих по себе)4;

§ социальные явления имеют свою характерность в силу специфики социальных взаимодействий, составляющих их основу (а не в силу своих объективных качеств)5;

§ в процессе взаимодействия осуществляется влияние людей друг на друга, устанавливаются связи и зависимости между ними, рождаются общие мысли, идеи, возникают чувства и эмоции6;

§ служат основой реализации общения и развития межличностных взаимоотношений7;

§ в ходе взаимодействия формируются адекватные представления человека о себе, других людях, их группах8;

§ взаимодействие людей является ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе1;

§ процессы взаимодействия являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории2;

Все вышеперечисленные факты подтверждают, что значение взаимодействия людей как фактора общественного развития, определяющего воспроизводство существующих социальных отношений – огромно3.

Несмотря на фундаментальную роль, которую выполняют взаимодействия в жизни людей, они далеко не всегда должным образом оценивались научным сообществом. В частности, об этом свидетельствует отсутствие термина «взаимодействие» в большинстве отечественных справочных дореволюционных изданий4. Использовалось понятие «силовые взаимодействия»5, которое распространялось однако, только для обозначения феноменов неживой природы. А на общенаучном уровне и в социальном аспекте, в частности, понятие «взаимодействие» не рассматривалось.

В настоящее время взаимодействию, как феномену социума даются различные определения. По мнению отечественных социологов, достаточно обширным и претендующим на то, чтобы объять почти необъятное, т.е. всевозможные варианты, является определение П. Сорокина6. П. Сорокин считал, что, «явление взаимодействия людей дано тогда, когда а) психические переживания или в) внешние акты, с) либо то и другое одного (одних) из людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов»1.Считается, что это определение, пожалуй, является универсальным, т.к. включает в себя как случаи непосредственных, прямых взаимодействий людей между собой, так и варианты опосредованного взаимодействия2. Более элементарным является определение взаимодействия как взаимного воздействия3.

Учитывая социокультурный смысл феномена и управленческий контекст использования понятия, в дальнейшем взаимодействие будет пониматься как единство взаимно ориентированных действий деятелей. Приводящих к получению определенного результата.

Явление будет социальным, если:

- оно порождается взаимодействием людей (индивидов и групп) между собой;

- это взаимодействие сознательное (а не инстинктивное или рефлекторное)4.

Исходя из такого понимания социального, социальное взаимодействие определяется как «система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия индивида являются одновременно причиной и следствием ответных действий других социальных субъектов»5.

Важным в социальном взаимодействии является то, что взаимодействующие стороны соотносят свои действия не только с настоящими, но и прошлыми и будущими действиями другой стороны6. Это значит, что социальное взаимодействие содержит элемент прогнозирования (пожалуй, в этом ключевое отличие социального взаимодействия от просто взаимодействия.- А.К.). Вступая во взаимодействие с человеком, обычно можно представить себе, чего от него можно ожидать в данной ситуации, исходя из выполняемых сторонами социальных ролей1.

П. Сорокин для обозначения социального взаимодействия использовал термин «значимое взаимодействие», определяя его как такое, которое представляет собой социокультурное явление2. Нередко социальное взаимодействие называется социальной интреакцией.

Сферы социального взаимодействия – это сферы жизнедеятельности общества. Они следующие:

— семейно-родственная сфера (деятели выступают в роли матерей, отцов, сыновей, кузин, бабушек, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных и т.п.);

— демографическая сфера (включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей, рас и т.п.);

— территориально-поселенческая сфера (жизнь людей на определенной территории, проявляющаяся в различных формах взаимодействия);

— экономическая сфера (здесь деятели выступают в ролях собственников и наёмных работников, предпринимателей, рантье, бизнесменов, безработных, домохозяек и т.п.);

— профессиональная сфера (деятели трудятся в качестве банкира, профессора, шахтера, повара и т.п.);

— политическая сфера (деятели противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также представители государственной власти: министры, судьи, дипломаты, милиционеры и т.п.);

— религиозная сфера (подразумевает контакты между представителями различных религий, одной религии, верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания)1.

Поскольку «взаимодействие тех или иных единиц (П.Сорокин имел в виду людей.- А.К.) составляет сущность социального явления»2, то сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей3. Основу социального взаимодействия составляет обмен4.

Социальное взаимодействие является важнейшим социальным процессом, связывающим множество разрозненных людей в единое целое – общество и, более того, превращающего чисто биологических особей в людей, т.е. в разумные, мыслящие и, главное, социальные существа5. Соответственно, «социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные процессы, изменения, социальные отношения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взоимодействия6.

Фундаментальная роль взаимодействия в социуме предопределяет его соответствующую роль в качестве одного из краеугольных (а, возможно, было бы правильным утверждать: центральным, ключевым) методологических основ социологии управления. На уникальную методологическую значимость взаимодействия при рассмотрении социальных феноменов (одним из которых является, в частности, управление) обращали внимание классики социологии. В частности, Г. Зиммель писал: «В качестве регулятивного мирового принципа мы должны принять, что всё со всем находится в каком-либо взаимодействии»1.

Изучение социокультурных явлений начинается с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений2. Очевидно, что моделью социальной группы может быть только два или больше число индивидов, находящихся между индивидами; моделью общественных явлений могут быть только явления взаимодействия людей3. Здесь П.Сорокин считал нужным пояснить: «Одни отношения (взаимодействие) не могут быть ни простейшим социальным явлением, ни просто социальным явлением потому, что без индивидов не могут существовать отношения между ними. Будет некому взаимодействовать… Вот почему «модель» социального явления должна содержать и индивидов, и взаимодействие между ними. Свойства индивидов и свойства взаимодействия функционально связаны: нельзя одно отрывать от другого»4. Соответственно, «взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социальных явлений; оно может служить моделью последних. Изучая стороны этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления»5.

Эту свою позицию П.Сорокин обосновал следующим образом:

«… индивид как индивид – никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Индивид не может быть искомой моделью того, что носить название общественных явлений. Для последних требуется не один, а много индивидов, по крайней мере, два.

… По крайней мере, соединение двух лиц в обиходе часто называется «обществом». Их взаимоотношения могут составлять «общественные отношения», их акции и реакции «общественные процессы». Но понятие двух или множества индивидов еще не достаточно для того, чтобы быть «моделью» общественных явлений…. Чтобы два или большее число индивидов могли составить «общество», могли дать «общественные явления» (чем является и управление.- А.К.), для этого необходимо, чтобы они взаимодействовали друг с другом, обменивались взаимно акциями и реакциями. Только в этом случае они составят общественное явление; только в этом случае их взаимоотношения дадут общественные процессы»1.

Поэтому самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие («социальное» в традиционной терминологии.- А.К.), т.е. такое, в котором влияние, оказываемое одной стороной на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий2.

В русле мнений Г. Зиммеля и П. Сорокина относительно методологической значимости взаимодействий при рассмотрении социальных феноменов высказались и другие авторы. В частности, К.Янг и Л.Фримен писали, что концепция взаимодействия всегда рассматривалась как центральная в социальной психологии, и в социологии, т.к. люди с момента своего рождения являются неотъемлемой частью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных единиц3.

Исходя из вышеизложенного, социальное взаимодействие принимается в данной работе в качестве родового для социального феномена «управление». Поэтому взаимодействие является одним из фундаментальных теоретических конструктов, который определяет авторскую логику социологического рассмотрения управления. Данное методологическое положение согласуется с повседневной реальностью.

Использование взаимодействий в качестве базового понятия социологии управления имеет ряд методологических достоинств. Они следующие:

- само управление – представляет собой совокупность взаимодействий;

- взаимодействие – одно из самых распространенных явлений социума;

- взаимодействия обеспечивают само существование общества, связывая отдельных людей и социальные образования между собой;

- взаимодействие соединяет в себе динамику и статику социума в неразрывное единство.

 

 

2. Классификация социальных взаимодействий

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слой и строение слоистых толщ | Типы социальных взаимодействий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.