Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важным компонентом взаимодействия являются его материальные носители (проводники), без которых невозможно значимое (социальное) взаимодействие

Проводники (носители) взаимодействий в социуме

Формы социальных взаимодействий

Различают четыре формы социальных взаимодействий1. Они следующие:

1) Каталические (знание о другом). Католическими называются взаимодействия в процессе воспоминания о ком-либо, когда с другой стороны отсутствует непосредственный контакт. Особенность каталического взаимодействия в том, что то, о чем мыслят, не меняется, но оказывает влияние на реальные действия.

2) Открытые действия.

3) Воздержание от действия. Под воздержанием от действия понимается пассивное уклонение деятеля от совершения действия.

4) Активная толерантность. Активная толерантность состоит в претерпевании воздействий, исходящих от других людей. При этом терпение деятеля рассматривается как добродетель, требующая определенных способностей и внутренних усилий, порой бульших, чем для открытых действий.

Различие между 3-й и 4-й формами скорее в психологическом переживании, которое в том и другом случае представляет собой «неделание».

 

 

П.Сорокин писал: «Все сенсорные открытые действия, материальные объекты, физические, химические и биологические процессы и силы, используемые для экстернализации, объективизации и социализации значений, являются носителями (проводниками – А.К.) значимого взаимодействия»1.

Все носители (проводники) взаимодействия по субстанциональному признаку можно разделить на:

- Физические. Они действуют через свои физические свойства (камень, пуля, атомная бомба).

- Символические. Оказывают действие благодаря не столько физическим свойствам, сколько своему символическому значению (например, слово).

В зависимости от вида используемой материи, проводники (носители) взаимодействия делятся на следующие:

- Звуковые (речь, музыка, звонок, различные шумы).

Они могут действовать непосредственно (например, высота и сила звука влияют на физическую и даже духовную деятельность человека) и опосредовано (через своё символическое значение).

Посредством слова происходит интеллектуальное общение, посредством музыки – эмоциональное.

Социокультурная жизнь возможна исключительно благодаря языку.

Помимо смысла произносимых слов, значение имеет голос сам по себе через свою высоту и тембр. И даже паузы между словами могут быть очень выразительны.

И.П.Павлов назвал слово второй сигнальной системой, с помощью которой формируются условные рефлексы у человека.

Музыка дополняет слово, передавая различные оттенки человеческих чувств, настроений, состояний, которые не всегда поддаются вербальному выражению. Они вызывают отклик у слушателя, «заражают» его и вызывают такие действия (танцы, ритуалы), которые без музыки невозможны.

Звук может означать определенное время. Например, звонок – начало учебного занятия; гудок – начало работы предприятия; колокольный звон – начало церковной службы.

- Световые и цветовые (письменность, картины, светофор).

Письменность включает в себя иероглифы, клинопись, буквенное письмо, а также математические знаки. Она позволяет действовать с прошлым и в более широком пространстве.

Каждый цвет может выступать символом чего-либо (например, черный в России означает траур или отказ от мира у монахов, красный – революционные идеи, белый – чистоту).

- Пантомимические (жест, ритуалы).

- Термические (батареи в домах и т.п.).

- Механические (удары, операции).

- Химические (духи, алкоголь).

- Электрические и радиопроводники (телефон, телеграф, радио).

- Предметные (кольцо, флаг, деньги).

Разнообразные проводники соединяются между собой, образуя непрерывную цепочку, в которой люди могут быть необходимыми промежуточными звеньями. Вместе носители (проводники) взаимодействия образуют «соединительную ткань» общества.

Можно сказать, что вся материальная культура представляет собой сумму носителей, определяющих поведение и психическое состояние людей (может быть и через много поколений).

Носители (проводники) взаимодействия могут восприниматься сами по себе, идентифицируясь с определенными значениями, ценностями и нормами (фетишизация). Например, флаг рассматривается как элемент независимости, власти, чести, достоинства и славы нации. Так проводник (носитель) становится идолом, рассматривая его как определенный символ, хотя в нем самом непосредственно этого нет. Идол отождествляется с идеалом, он является носителем определенной нормы. Их ценность заключается, в частности, в том, что проводники обладают свойством воздействия на сознание людей, которые их используют (рикошетное действие).

Существует явление персонификации, когда абстрактное понятие трансформируется в объективную сущность. В настоящее время подобная персонификация наблюдается относительно понятий «прогресс», «демократия» и т.п.1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы социальных взаимодействий | Модальности социальных взаимодействий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.