Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8

План

1. План содержания и план выражения в языке. Два аспекта их изучения (семасиология и ономасиология).

2. Лексикология как раздел языкознания.

  1. Системность лексики. Тематический ряд (лексико-семантическая группа) как объединение слов с лексико-семантической общностью.

4. Слово как основная единица языка. Признаки слова. Определение слова.

  1. Номинативная функция слова. Слово, понятие, концепт.

6. Лексическое и грамматическое значение слова. Структура и типология лексического значения слова.

 

Литература

1. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография. М., 1974.

2. Современный русский язык: Лексикология / Л.П.Демиденко и др. – 2-е изд. – Минск, 1990.

3. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М.,1990.

4. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.

5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М., 1977.

 

1. В языке взаимодействуют план выражения и план содержания. Средства плана выражения обеспечивают наличие материального плана знаковых единиц, соотносящихся с элементами человеческого опыта. Структуру плана выражения изучает прежде всего фонология.

Плану содержания принадлежат смысловые единицы и конструкции. Структуру плана содержания изучает прежде всего семантика.

Двуплановое строение имеют лексические единицы (лексемы), морфемы и синтаксические образования.

Для говорящего целью является построение высказывания как целостной коммуникативной единицы. В процессе его порождения важную роль играют акты номинации. При осуществлении этих актов язык использует уже имеющиеся или создаёт новые номинативные единицы, посредством которых именуются реалии (физические объекты, одушевлённые существа, люди, признаки предметов, отношения между предметами) и целые события, факты, состояния дел, ситуации, выделенные в актах мышления и запечатлённые в сознании в качестве фреймов.

Природу таких номинативных единиц, как слова и фразеологизмы, изучают лексикология и фразеология. Взаимотношению между ситуациями и предложениями изучаются в синтаксисе.

В теории номинации и семантике это отношение может изучаться в двух направлениях:

семасиология (гр. semasia - обозначение + logos - учение) – изучает значение в направлении от плана выражения к плану содержания. Семасиология является частью такого раздела, как семантика. Семантика исследует содержательную сторону всех знаков языка – морфемы, слова, предложения;

ономасиология (гр. onyma – имя + logos - учение) – изучает значение в направлении от плана содержания к плану выражения, т.е. изучает теорию номинации.

 

2. Л е к с и к о л о г и е й (гр. lexis - слово + logos - учение) называется раздел науки о языке, изучающий лексику – словарный состав языка. Лексикология может быть описательной, или синхронической (гр. syn - вместе + chronos - время), тогда она исследует словарный состав языка в его современном состоянии, и исторической, или диахронической (гр. dia - через + chronos - время), тогда ее предметом является развитие лексики данного языка.

В задачи лексикологии входит изучение значений слов, их стилистической характеристики, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации.

Ономастика – раздел лексикологии, изучающий собственные имена. В зависимости от категории объектов, имеющих собственные имена, ономастика делится на антропонимику, изучающую имена людей, топонимику, описывающую названия географических объектов, зоонимику, рассматривающую клички животных, и др.

Лексикография – это область лексикологии, изучающая принципы составления словарей.

3. Лексика представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Системные отношения единиц языка называются парадигматическими (гр. paradeigma - пример, образец). В парадигму входят единицы, так или иначе связанные друг с другом, близкие или тождественные в каком-то отношении, а в чем-то противоположные, непохожие. Парадигматические связи слов лежат в основе лексической системы любого языка. Она дробится на множество микросистем.

Так, выделяются определенные тематические ряды, или лексико-семантические группы (ЛСГ), в которые группируются слова, имеющие какие-то общие компоненты значения (семы). Между собой они различаются каким-то компонентом значения (дифференциальной семой). Н-р, ЛСГ «НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ РОДСТВЕННИКИ», представлена словами мать, отец, брат, сестра, сын, дочь.

Внутри ЛСГ между словами могут возникать иерархические отношения. Слово, которое стоит выше по рангу (гипероним), называет более широкий класс предметов, чем слово, ему подчинённое (гипоним), именующее более ограниченный класс предметов. Ср.: цветок - роза, дерево - берёза. Гипероним может подчинять себе несколько гипонимов одного порядка: дерево - берёза, ольха, дуб.

ЛСГ находятся между собой в иерархических системных отношениях. Так, ЛСГ «НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ РОДСТВЕННИКИ» является частью поля «РОДСТВЕННИКИ», а последнее, в свою очередь, представляет собой часть поля «ЛЮДИ».

Парадигматические отношения упорядочивают лексику и по разным другим критериям, в зависимости от которых слова объединяются в те или иные классы (синонимы, антонимы, омонимы и т.д.).

Другим типом отношений слов является их способность соединяться друг с другом. Связи, проявляющиеся в закономерностях сочетания слов друг с другом, называются синтагматическими (гр. syntagma - нечто соединенное). С о ч е т а е м о с т ь слов определяется их предметно-смысловыми связями, грамматическими свойствами, лексическими особенностями. Например, слово стеклянный может быть употреблено в сочетании со словами шар, стакан; но невозможны сочетания "стеклянная книга", "стеклянная котлета" и под., так как предметно-смысловые связи этих слов исключают взаимную сочетаемость.

Однако особенности сочетаемости отдельных слов в значительной мере зависят от контекста, поэтому синтагматические связи в большей мере, чем парадигматические, обусловленным содержанием речи. Так, лексическая сочетаемость может нарушаться для создания художественного образа. Ср. словосочетания волос стеклянный дым (Есенин), стеклянный взгляд. В буквальном прочтении эти сочетания бессмысленны. Смысл они обретают в переносно-образных (метафорических) значениях.

 

4. Выдающийся швейцарский лингвист Ф. де Соссюр писал, что, несмотря на сложность дать определение слову, слово является чем-то центральным во всём механизме языка. Во-первых, слово состоит из единиц низших уровней (фонем, морфем), а во-вторых, оно входит в качестве составного элемента в единицы высшего уровня – синтаксического (в словосочетания, предложения).

Рассмотрим признаки, свойственные большинству лексических единиц (Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелёв и др.).

1) Всякое слово имеет фонетическую (а для письменной речи - графическую) оформленность. Оно состоит из ряда фонем (реже - из одной фонемы).

2) Словам присуще определенное значение. Звуковая оформленность слова - внешняя, материальная сторона, представляющая собой форму слова. Его значение - внутренняя ипостась, означающая его содержание. Никто не вправе изменить фонетическую оболочку слова или придать ему несвойственное значение, потому что форма и содержание слова закреплены в языке.

3) Слова (в отличие от словосочетаний) непроницаемы: любое слово выступает в виде целостной единицы, внутрь которой нельзя вставить другое слово, тем более несколько слов. Исключения представляют отрицательные местоимения, которые могут быть разделены предлогами (никто - ни у кого, ни с кем).

4) Слова имеют лишь одно основное ударение, а некоторые могут быть и безударными (предлоги, союзы, частицы и др.). Однако нет слов, которые имели бы два основных ударения.

5) Важным признаком слов является их лексико-грамматическая отнесенность: все они принадлежат к тем или иным частям речи и имеют определенную грамматическую оформленность.

6) Цельность и единооформленность отличают слова от словосочетаний. Правда, есть слова-исключения, обладающие двуоформленностью: белый-белый, пятьсот; ср.: белого-белого, пятистам.

7) Все слова характеризует воспроизводимость: мы их не конструируем каждый раз заново из имеющихся в языке морфем, а воспроизводим в речи в том виде, в каком они известны всем носителям языка.

8) Важнейшим признаком многих слов является номинативность, т. е. способность называть предметы, качества, действия и т. д. Правда, служебные части речи, междометия, модальные слова, а также местоимения не обладают (не вполне обладают) этим признаком, так как у них иная специфика. Местоимения, например, лишь указывают на предметы, качества, количества, а междометия выражают чувства и переживания говорящего, не называя их.

9) Фразеологичность, или идиоматичность означает, с одной стороны, то, что часто значение слова немотивировано (никто не знает, почему, например, слова дом, дым, быть, пить получили присущее им лексическое значение), а с другой стороны – невозможность замены одной морфемы слова другой морфемой. Однако этот признако присущ не всем словам: есть, например, немало слов с мотивированным значением: подберёзовик, клетчатый и под.

На основании перечисленных признаков можно дать определение слова как единицы лексической системы.

«Слово – основная минимальная единица языка, имеющая фонетическую и грамматическую оформленность, используемая как непосредственный материал для построения предложений и словосочетаний» (И.С.Козырев, в кн.: Современный русский язык: Лексикология. – 2-е изд. – Минск: Выш. школа, 1990, с. 15).

 

5. Большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, процессы и выступают как полнозначные, самостоятельные слова, выполняя в языке номинативную функцию (лат. nominatio - называние, наименование). Среди них можно выделить предметные слова, которые обеспечивают идентификацию предметов и явлений, главным образом существительные (куст, трава, камень, собака, человек, песок, вода, стол, компьютер, племя, партия, население, государство, армия), и предикатные (или признаковые) слова, назначение которых – приписывание (предицирование) тех или иных характеристик (предикатов) "предметам" (в первую очередь глаголы).

Из знаменательных частей речи лишены номинативной функции местоимения и модальные слова. Первые лишь указывают на предметы или их признаки: я, ты, такой, столько; они получают конкретное значение в речи, но не могут служить обобщенным наименованием ряда однотипных предметов, признаков или количества. Вторые выражают отношение говорящего к высказываемой мысли: Наверное, уже пришла почта.

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) также не выполняют номинативной функции, т. е. не называют предметы, признаки, действия, а используются как формально-грамматические языковые средства.

Все предметы и явления действительности имеют в языке свои наименования. Слова указывают на реальные предметы, на наше отношение к ним, возникшее в процессе познания окружающего нас мира.

Слова называют не только конкретные предметы, которые можно увидеть, услышать или осязать в данный момент, но и понятия об этих предметах, возникающие у нас в сознании.

П о н я т и е - это отражение в сознании людей общих и существенных признаков явлений действительности, представлений об их свойствах. Понятие является результатом обобщения массы единичных явлений, в процессе которого человек отвлекается от несущественных признаков, сосредоточиваясь на главных, основных. Обозначение словами понятий позволяет нам обходиться сравнительно небольшим количеством языковых знаков.

Однако не все слова называют какое-либо понятие. Их не способны выражать союзы, частицы, предлоги, междометия, местоимения, собственные имена. О последних следует сказать особо.

Есть имена собственные, называющие единичные понятия. Это имена выдающихся людей (Шекспир, Данте, Лев Толстой, Шаляпин, Рахманинов), географические названия (Волга, Байкал, Альпы, Америка). По своей природе они не могут быть обобщением и вызывают мысль о предмете, единственном в своем роде.

В современной лингвистике (её когнитивном направлении) близким к понятию является термин «концепт» (Ю.С.Степанов, Е.С.Кубрякова, Н.Д.Арутюнова и др.). Концепты – это наиболее сложные понятия, входящие в мировоззренческий комплекс человеческого сознания. Помимо понятийного содержания, в структуру концепта входит оценка, отношение человека к обозначаемому объекту, которая может иметь свою специфику в зависимости от принадлежности человека к той или иной нации, социально-возрастной группе, индивидуальных особенностей.

 

6. Вопрос о природе лексического значения слова (ЛЗС) дискуссионный. Распространён взгляд на значение как на отношение звучания к предмету или понятию (О.С.Ахманова, Р.А.Будагов и др.). Другая точка зрения состоит в подходе к ЛЗС как соотнесённости слова с определённым явлением действительности (А.В.Калинин, А.А.Уфимцева, Д.Н.Шмелёв и др.). Третья группа учёных высказывается в том отношении, что ЛЗС есть не соотнесённость слова с понятием, а само это понятие (Л.А.Булаховский, Г.В.Колшанский и др.). Есть и другие точки зрения.

Приемлемой представляется точка зрения А.И.Смирницкого: «Значение слова есть известное отображение предмета, явления или отношения в сознании … входящее в структуру слова в качестве … внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка…»

ЛЗС неоднородно. Его основу составляет понятийный (денотативный) компонент. Так, слова рука и hand имеют отличия относительно данного компонента. Слово hand – «кисть руки» соотносится с другим английским словом arm – “рука от кисти до плеча”. В русском языке такого соотношения нет, есть лишь одно слово рука, которое включает в свое значение признаки, распределенные между словами английского языка.

Кроме того, в ЛЗС входит коннотация (созначение) – добавочные семы эмоционального, стилистического, культурного плана. Например, при сравнении слов кляча и лошадь выявляются экспрессивно-оценочные моменты в первом слове. Они дополняют предметно-понятийное значение, которое оказывается одинаковым у двух слов слов.

Лексическое значение слова называют семемой в том случае, когда членят его на отдельные компоненты значения – семы. Сема – минимальный компонент семемы слова. Совокупность сем в их внутренней иерархической организации образует семантическую структуру слова. Например: соль – «вещество», «белое», «кристаллическое», «с вкусом», «острым».

На основании разных критериев выделяется несколько типов лексических значений слов в русском языке.

1) По способу номинации выделяются прямые и переносные значения слов. П р я м о е значение слова - это такое значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Например, слово стол имеет следующее прямое значение: 'Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах, ножках'.

П е р е н о с н ы е значения слов возникают в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д.

Так, слово стол имеет несколько переносных значений: 1. 'Предмет специального оборудования или часть станка сходной формы': операционный стол, поднять стол станка. 2. 'Питание, пища': снять комнату со столом. 3. 'Отделение в учреждении, ведающее каким-нибудь специальным кругом дел': справочный стол.

Прямые и переносные значения выделяются в пределах одного слова.

2) По степени семантической мотивированности выделяются значения н е м о т и в и р о в а н н ы е (непроизводные), которые не проясняются через состав морфем; м о т и в и р о в а н н ы е (производные, вторичные), которые выводятся из значений морфем. Например, слово стол имеет немотивированное значение. Словам столовый, настольный, столоваться присущи мотивированные значения, т.е. их значения могут быть раскрыты через другие слова (настольный – на столе).

С понятием мотивированности связано понятие внутренней формы слова, определяемой как признак, который составляет основу наименования. В основу наименования слова кукушка положен признак характерного крика, хотя кукушка может быть охарактеризована с разных сторон – размера, цвета, формы. Разная внутренняя форма может обнаруживаться у слов, именующих один и тот же предмет. Так, в русском литературном языке и в диалектах для обозначения одуванчика есть слова одуванчик, пухлянка, летучка, молочник. Все четыре слова имеют одну понятийную основу, однако внутренняя форма, мотивирующая каждое название, оказывается неодинаковой. В первом случае мотивирующим признаком является действие "дуть" во-втором -–признак формы, в третьем слове название опирается на мотивирующий признак «то, что может летать», и в четвертом слове внутренняя форма указывает на сходство сока этого растения с молоком.

Внутренняя форма слова со временем может «утеряться». К утрате внутренней формы приводит утрата мотивирующего слова. Слова кольцо, около в современном русском языке не имеют внутренней формы, хотя в прошлом она у них была. Старая мотивированность опиралась на слово коло – «круг, колесо». С выходом из употребления слова коло мотивирующий признак, опирающийся на это слово, исчезает.

3) По возможности лексической сочетаемости значения слов делятся на с в о б о д н ы е и н е с в о б о д н ы е. Первые имеют в своей основе лишь предметно-логические связи слов. Если сочетаемость слов относительно широка, то мы говорим о свободном значении (голова, ночь, город, рука).

Несвободные значения слов характеризуются ограниченными возможностями лексической сочетаемости.

Несвободные значения, в свою очередь, делятся на:

фразеологически связанные, которые реализуются только в устойчивых (фразеологических) сочетаниях: заклятый враг, закадычный друг (нельзя поменять местами элементы этих словосочетаний);

синтаксически обусловленные, которые реализуются только в том случае, если оно выполняет в предложении необычную для себя синтаксическую функцию. Так, слова бревно, дуб, шляпа, выступая в роли именной части составного сказуемого, получают значения 'тупой человек'; 'тупой, нечуткий человек'; 'вялый, безынициативный человек, растяпа';

конструктивно ограниченные, которые реализуются лишь в условиях определенной синтаксической конструкции. Например, слово вопрос в конструкции с существительным в форме родительного падежа получает значение «дело»: вопрос чести.

4) По характеру выполняемых функций лексические значения делятся на два вида: н о м и н а т и в н ы е, назначение которых - номинация, называние явлений, предметов, их качеств, и э к с п р е с с и в н о-с и н о н и м и ч е с к и е, у которых преобладающим является эмоционально-оценочный (коннотативный) признак. Например, в словосочетании высокий человек слово высокий указывает на большой рост; это его номинативное значение. А слова долговязый, длинный в сочетании со словом человек не только указывают на большой рост, но и содержат негативную, неодобрительную оценку такого роста. Эти слова обладают экспрессивно-синонимическим значением.

Слово в единстве всех его лексических значений даёт понятие лексемы. Слово, взятое в конкретном лексическом значении, реализованном в контексте, представляет собой один из лексико-семантических вариантов (аллолексов).

Лексема = ЛСВ1 + ЛСВ2 = ЛСВ3 = …

Если слово однозначно, то оно представлено одним ЛСВ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.