КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9. Рыночная конкуренция и ее виды. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Значение конкуренции:
Классификация: I. В зависимости от законности действий: 1.Добросовестная – методы конкурентной борьбы в соответствии с принятыми на рынке нормами, правилами и законами страны; 2. Недобросовестная – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и прав конкуренции: o продажа по демпинговым ценам (доклад); o установления контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности (доклад по рейдерству); o злоупотребление фирмы на рынке в силу ее господствующего положения, например завышение цен (сообщение по империи Рокфеллера); o дискриминация конкурентов (компромат и др.);
II. По охвату рынка: 1. Внутриотраслевая; 2. Межотраслевая.
III. В зависимости от применяемых методов конкурентной борьбы: 1. Ценовая (снижение цены за счет снижения прибыли, снижения издержек, ценовая дискриминация); 2. Неценовая (качество, надежность, реклама, сервис, доп. услуги и пр.).
IV. В зависимости от степени распространенности: 1. Совершенная (на рынке действуют независимо друг от друга множество продавцов и покупателей с равными возможностями, вход и выход на рынок свободен, информация о всех продуктах в наличии, обмен осуществляется однородными продуктами); 2. Несовершенная (не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции).
Виды несовершенной конкуренции: o монополистическая конкуренция (отличие от совершенной конкуренции в дифференциации продукта по качеству, упаковке, сервису и пр.); o олигополистическая конкуренция (олигополия) (на рынке доминирует несколько фирм, цена устанавливается по принципу лидерства, пример – рынок сотовой связи, бензин и др.); o чистая монополия (на рынке один продавец, отсутствуют товары-заменители, вход на рынок невозможен);
Естественная монополия – это ситуация, при которой экономия от масштаба (жел. дороги, энергетика и др.) столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосредоточен в руках одного производителя.
Эффект масштаба:
Издержки
Qmax,Иmin
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |