КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные способы воздействия в группе
План Взаимоотношения личности и группы Лекция 9 1. Формы психологического воздействия групповых структур на личность. 2. Социально-психологические феномены поведения личности в группе.
1.Взаимоотношения личности и группы представляются довольно сложными. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус в группе, так и состав, характер деятельности и уровень организации группы и других более широких социальных объединений. Основной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной деятельности. Целью такого воздействия является изменение поведения партнеров по общению. Конкретно формы воздействия на личность связаны с уровнем организации, содержанием деятельности и величиной группы, соотношением ее формальной и неформальной структур. Возможны такие ситуации, когда взаимодействие осуществляется в случайно возникающих, стихийно сложившихся группах, не связанных содержательной совместной деятельностью. Причем это, как правило, не микрогрупиы, диады и триады, а более многочисленные объединения с неустойчивыми отношениями, которые возникают на короткий срок часто по случайному поводу. В подобных ситуациях возникают такие способы взаимодействия людей, как заражение, подражание, внушение, убеждение. Их называют еще массовидными состояниями, характерными для объединений типа «масса», «толпа» и т. п. На возникновение таких состояний влияют средства массовой информации, массовидные формы культуры (например, поп-музыка), массовые формы проведения свободного времени (например, футбольные болельщики), реклама, мода, формы религиозной пропаганды и др. Заражение — это вид воздействия, который интегрирует на эмоциональной основе членов одной группы или большие массы людей. Успешное выполнение задания вызывает энтузиазм у всех членов группы. В истории отмечено много случаев эмоционального заражения масс: религиозные экстазы (крестовые походы, аутодафе); массовые психозы на почве слухов о пожарах, эпидемиях; спортивные азарты; экстазы молодежной аудитории на концертах рок - и поп-музыки и др. Заражение возникает на основе бессознательной, непроизвольной подверженности человека определенным эмоциональным состояниям: гнев, агрессия, ликование, азарт, паника и т. п. Здесь имеет место не сознательный анализ ситуаций или образцов поведения, а передача психических состояний. Поскольку это явление возникает среди множества индивидов, то здесь действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является паника Поводом к панике может быть какое-либо известие, вызывающее эмоциональный шок. Для всякого человека, оказавшегося в ситуации паники, осознание ее причин весьма затруднительно, так как он сам в большей или меньшей степени оказывается вовлеченным в это состояние. Знание причин и циклов паники очень важно для ее предотвращения. Лица, способные руководить массой, особенно представители правоохранительных органов, должны обладать волевыми качествами и уметь внести элемент рационального анализа в ситуацию паники, захватить «руководство» в этой ситуации и продемонстрировать образец соответствующего разумного поведения, которому люди последуют и войдут в нормальное эмоциональное состояние. Среди причин, вызывающих эмоциональное заражение, следует отметить такие из них. 1. Развитие некоторой общности оценок, установок, 2. Общий уровень интеллектуального и нравственного развития личностей, составляющих данную общность. Чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение людей к силам, которые стремятся автоматически увлечь их на путь тех или иных переживаний, и тем слабее выражен механизм заражения. Феномен заражения преимущественно рассматривается в условиях стихийного антисоциального поведения (катастрофы, стихийные бедствия). Однако этот механизм действует и в условиях массовых социально осознанных действий — общественных движениях. Роль заражения видна и в организованном социально позитивном поведении (например, роль личного примера в напряженных производственных ситуациях, в военной обстановке). Возможно, что в этих случаях проявляется компенсаторная функция заражения в условиях недостаточной организации человеческих объединении. Подражание. В процессе подражания осуществляется не простое принятие внешних особенностей поведения, как при заражении, а воспроизведение индивидом черт и образов поведения других людей, т. е. более активный способ их усвоения. В «теории подражания» Г. Тарда этот феномен абсолютизируется как основной принцип социализации людей, их взаимодействия в группах, конфликтов и т. д. Включая многие полезные наблюдения, данная теория вместе с тем упрощает процессы истории человеческих взаимоотношений. Современные экспериментальные психологические исследования позволяют раскрыть истинную сущность явления подражания и его различную роль в жизни людей на разных этапах онтогенеза и в разных условиях деятельности. Особую роль играет подражание в развитии личности в детском и подростковом возрасте, выступая ведущей формой познания действительности. Оно проходит ряд стадий от слепого копирования ребенком поведения взрослых (А. С. Макаренко) до осознанного подражания взрослым у подростков. У взрослого человека подражание выступает вспомогательным средством освоения социальной действительности, с а образец принимаются, как правило, внешние cboi поведения, но этот процесс не затрагивает устойчивых личностных характеристик субъекта. У взрослых подражание имеет место в тех случаях, когда отсутствует возможность использовать какой-либо другой способ овладения новыми действиями (например, при овладении рабочим навыком, элементарным профессиональным действием). Обычно же основным путем овладения новой информацией у взрослых являются активные способы формирования и усвоения знаний. Поэтому механизмы подражания, как и механизмы заражения, у взрослых значительно сложнее. Оно сталкивается с критичностью личности взрослого по отношению к оказываемым на него воздействиям, а также с обратным вниманием личности на воздействующий объект. Эти взаимодействия особенно усложняются в группе. В групповом контексте при усвоении наблюдаемых образцов поведения индивидом проявляются два плана подражания: либо какому-то определенному человеку (чаще всего — лидеру), либо нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае явление подражания смыкается с проблемой конформизма, т. е. давления группы на индивида. Внушение — это форма нецеленаправленного, неаргументированного воздействия одного человека или группы на другого человека или на группу. В отличие от сообщения и убеждения, в ситуации внушения информация усваивается некритически, неаргументированно. Явление внушения («суггестии») давно отмечено в психологии и заимствовано из медицинской практики и практики воспитания. Феномен внушения в социальной психологии рассматривается как специфическое явление «социальной суггестии» и впервые был исследован В. М. Бехтеревым (1903 г.). Специфика внушения, в отличие от заражения и подражания, состоит в том, что: 1) здесь имеет место не сопереживание идентичных эмоций, а однонаправленное активное воздействие внушающего «суггестора» на другого человека или на группу; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение включает ритмы, движения, пантомимику и др.; 3) в отличие от убеждения, внушение не требует логической аргументации, так как здесь достигается не согласие индивида, а принятие им информации с готовыми выводами. Во внушении преобладает эмоционально-волевое, а не рациональное воздействие суггестора. Известен ряд условий, от которых зависит эффективность внушений: а) влияние возраста (дети и подростки более внушаемы, чем взрослые); б) психическое и физическое состояние взрослых (люди утомленные и физически ослабленные быстрее поддаются внушению); в) авторитет внушающего, особенно руководителя и лидера, создающий эффект доверия к источнику ин формации. Авторитет доверия проявляется не только по отношению к личности руководители, но и к группе, которую он представляет. Авторитет может влиять путем «косвенной аргументации», заменяющей при внушении прямую логическую аргументацию; г) особенности личностей, подвергающихся внушению (суггерендов). Возможен эффект контрсуггестии - сопротивления внушению, а также использование суггестором дополнительных средств, чтобы преодолеть «психическую самозащиту» сопротивляющегося суггеренда. Феномен внушения проявляется в тесной связи с явлениями социальной перцепции, сплоченности. Важным фактором внушения может выступать ранее сложившаяся социальная установка. Так, присущая сотрудникам установка на необходимость подчиняться руководителю повышает оказываемый им эффект внушения. Феномен внушения связан также с конформностью индивида и тем самым - с вопросами групповой сплоченности. Эффект внушения имеет место в таких сферах социальных воздействий, как пропаганда и реклама. При пропагандистском воздействии, апеллирующем в основном к эмоциям аудитории, в значительной степени используется внушение. Если же пропаганда в большей мере рассчитывается на логику и сознание людей, то в ней преобладает метод, убеждения. Приемы внушения особенно ярко проявляются в рекламе. В ней осуществляется прием формирования образа (имиджа) воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещается, а внимание акцентируется только на определенных свойствах объекта с обращением к эмоциям людей. При этом зачастую сгущаются краски имиджа, и тем самым достигается эффект внушения. Убеждение, в отличие от других ранее рассмотренных феноменов психологического влияния на людей, не является видом стихийного, непроизвольного воздействия. Убеждение обеспечивает сознательное принятие индивидом сообщаемой ему информации и относится к целенаправленным социальным воздействиям воспитательного, политического, экономического характера, при котором индивид проявляет определенную аналитичность и критичность восприятия. Убеждение широко применяется в управленческом процессе как произвольное воздействие руководителя на определенных подчиненных и на группу с целью обеспечения определенного конечного результата их деятельности и формирования личности. Поэтому убеждение будет рассмотрено нами ниже как способ воздействия руководителя на членов руководимой им группы. Все рассмотренные виды влияния на людей могут осуществляться как в условиях внеколлективного стихийного поведения, так и в совместной групповой деятельности, однако они всегда происходят при социальных контактах. Характер и эффективность этих воздействий, с одной стороны, зависят от уровня сплоченности данных социальных объединений, а с другой — оказывают существенное влияние на формирование межличностных отношений в группах и уровней их сплоченности. 2. Воздействие (давление) оказывает существенное влияние на поведение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся различные проявления активности личности в группе. Установки личности — это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н. Д. Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок. Например, если испытуемому несколько раз дают сравнить два неравных по величине объекта, а потом предъявляют еще два аналогичных, но равных объекта, то человек воспринимает их как разные по величине. У испытуемого возникает иллюзия неравенства одинаковых объектов, объясняющаяся тем, что восприятие объективно равных объектов происходит в условиях субъективной готовности к тому, что объекты будут неравными, т. е. при установке как потребности определенным образом осуществить действие сравнения. Таким образом, установка — это неосознаваемое личностное состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуществлена та или иная потребность. В результате повторения «установочных ситуаций» у субъекта постепенно складывается «ряд фиксированных установок», которые незаметно для самого человека определяют его жизненную позицию в восприятии окружающей реальности. В социальной практике психологи выделяют формы поведения, в которых проявляются фиксированные установки личности на восприятие людей и событий. Установка является психологическим механизмом тех стереотипов общения. Например, установка на необходимость выполнения приказов руководителя вызывает готовность к выполнению любых распоряжений без критической оценки его как личности. Присматриваясь к личностным качествам людей, мы стараемся понять, что они собою представляют, можно ли им доверять и т. п. И тут часто идут в ход сложившиеся установки, социальные стереотипы, житейские представления, сформировавшиеся у каждого человека, а также уровень психологической культуры в умении воспринимать и критически оценивать других людей1. Примером социального установочного стереотипа может служить следующий пример: многие люди считают, что профессор всегда рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда весел, остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Установка на отношение к спортсменам выражена в поговорке: «Сила есть, ума не надо». Встречая нового человека, мы сразу же относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: — позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, т. е. мы даем человеку большой аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости; — негативная установка приводит к тому, что мы - адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное — как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |