КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компоненты готовности к школе
Готовность к школе. Подходы к определению. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в детской психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности". Как вы думаете, что такое готовность к обучению в школе? Л. И. Божович: Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. А.И.Запорожец: Готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. Готовность к школьному обучению - комплексное образование, которое требует многосторонних системных психологических исследований. Подготовка детей к школе охватывает все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – это всего лишь один из аспектов подготовки ребенка к школе. Но внутри этого аспекта выделяют различные задачи. Что по вашему мнению, психологическая готовность к школе? Многие психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не сможет усваивать программный материал и попадет в разряд отстающих учеников. Как вы считаете, какие компоненты входят в готовность к школе? Готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести: 1. Психомоторная (функциональная готовность) – те преобразования, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. 2. Интеллектуальная готовность – ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. В интеллектуальную готовность включают: · Известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность). · Представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. · Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания. · Определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов. · Начало формирования произвольности психических процессов. · Развитие речи, речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие, так и уровень его логического мышления. 3. Эмоционально-волевая готовность – она включает в себя: · Произвольность поведения · Формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построения плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия. · Начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств. · Новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами. · Позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе. 4. Личностная готовность. Ее можно описать через анализ мотивационно - потребностной сферы и сферы самосознания личности: · Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Выражается в желании стать школьником, в итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. · Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувство долга). · Формирование самосознания и самооценки. 5. Социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения: · Внеситуативно - личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. · Общение с детьми, специфические отношения с ними. Но не все авторы придерживаются данной структуры психологической готовности к школе, например, Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадрикова выделяют следующие виды готовности к школе: 1. Физиологическая готовность к школе: уровень физического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, состояние анализаторных систем, развитие мелкой моторики, развитие основных видов движений. 2. Психологическая готовность к школе. · Интеллектуальная: запас системных знаний, ориентировка в среде, любознательность, развитие речи, развитие памяти, образное мышление, сенсорное развитие; · Личностная и социальная: обучаемость, коммуникабельность, толерантность, нравственное развитие, адекватные самооценка и уровень притязаний; · Эмоционально-волевая: соподчинение мотивов, работоспособность, самоконтроль, целеполагание, оптимизм, аккуратность, мотивация. 3. Специальная готовность к школе: умения и навыки читать, писать, считать, рисовать, заниматься музыкой, танцевать, лицедействовать, сочинять, конструировать, заниматься физкультурой и спортом. Н. Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет: · произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; уровень сформированости семиотической функции; · личностные характристики, включающие особенности общения; · развитие эмоциональной сферы и другое. Психологическая готовность – это итог развития ребенка в дошкольном детстве. Другими словами, это такой уровень развития, которого физически и психически здоровый ребенок может достигнуть к концу дошкольного этапа жизни. Это не значит, что ребенок к 6 – 7 годам должен стать настоящим школьником, наоборот, означает, что к данному возрасту он должен быть зрелым дошкольником, а не зрелым школьником. Это подразумевает, что будущий школьник должен полноценно прожить свое дошкольное детство и максимально использовать возможности этого периода жизни для своего развития. Таким образом, для успешного вхождения ребенка в школьную жизнь, он должен быть подготовлен по всем компонентам психологической готовности к школе. Для простоты понимания условно представим психологическую готовность к школе в виде формулы: Желание («хочу учиться») + возможности («могу учиться») = психологическая готовность к школе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 23065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |