КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие. Чувственное познание
Чувственное познание. Тема 1.11. Понятие о восприятии, его свойства: осмысленность, апперцепция, целостность, константность, избирательность. Виды восприятия. Сложные восприятия: пространства, времени. Иллюзии восприятия. Основные понятия: апперцепция, целостность, осмысленность, избирательность, константность, сенсорные каналы, иллюзии, наблюдательность, сенсорная депривация. Тема: Восприятие . План: 1. Общее понятие о восприятии и его связи с другими психическими процессами. 2. Физиологическая основа. 3. Свойства восприятия. 4. Виды. Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Обе эти формы отражения представляют звенья одного процесса чувственного познания. I. К чувственному познанию, т.е. к перцептивным процессам помимо ощущения относятся процессы восприятия, являющиеся более сложными, комплексными. Восприятие - это отражение в сознании человека предметов, явлений в их совокупности свойств, качеств, сторон при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - выражается в целостном субъективном психическом образе. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме результатов ощущений. Восприятие как образ предмета формируется в течение всей жизни человека, т.е. в онтогенезе. Например - 3 месяца (признаком считается движение глаз вслед за предметом). Около 1 года (звуковое и смысловое восприятие). Восприятие органически связано с рядом других психических процессов. Включает в себя прошлый опыт - память, мышление. Самая тесная связь восприятия с ощущением - представления и знания. Восприятие зависит и тесно связано с направленностью личности, зависит от особенностей воспринимаемого субъекта (знание потребностей, интерес). Один и тот же стол (письменный) по-разному воспринимается столяром-краснодеревщиком и покупателем, стол нужен для роботы. Учитель Урок - ученик Инспектор В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение всех свойств в целостные образы. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности свойств. Восприятие включает в себя элементы мышления, т.е. установление связей между отдельными свойствами предмета. Восприятие, как и всякий другой вид психической деятельности неразрывно связано с эмоциями и чувствами личности (что особенно характерно для детского возраста). Например, восприятие животных и цветов. Понятие восприятия неотделимо от действия и деятельности. Чтобы видеть и слышать, нужно смотреть и слушать. Восприятие всегда дополняется имеющимися знаниями, опытом -важно: возраст, образование, профессия. ВЫВОД: восприятие - это более высокий, по сравнению с ощущением уровень чувственного познания. Восприятие своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются мажорные процессы: движение руки, глаз, гортани. Восприятие - это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики. II. Физиологическая основа - в основе условно - рефлекторная деятельность внутрианализаторного комплекса нервных связей. Это есть взаимодействие различных анализаторов и образование на основе этого условных рефлексов на комплексные раздражители. Например: При восприятии лекции студент видит преподавателя, слышит его речь, записывает основное содержание. Комплекс действия раздражителей вызывает (раздражение) возбуждение зрительных, слуховых, двигательных рецепторов - передача в мозговые корковые центры - образуются сложные системы временных нервных связей, определяющих. целостность восприятия. Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний - происходит «оживление» некоторых ранее выработанных связей. Например: ребенок видит лимон - включаются: зрит., обонят., кожн., двигат., вкусовые восприятия! Вкусный плод! Гранитная плита - холодная, твердая, серая - восприятие -твердая (видеть нельзя!) - срабатывает система. 11аблюдаем процесс осмысления - в-е. Осмысленность связана с работой вторичных корковых полей -анализаторов. (подкорка) - первичные корковые поля - (корка) - ощущение. ВЫВОД: Восприятие результат сложной аналитико-синтетической деятельности мозга. В основе - условные рефлексы на сложные комплексные раздражители, образующиеся в момент воздействия различных свойств, качеств частей предметов и явлений, вследствие чего возникает сложный образ предмета в многообразии его свойств, происходит осмысление. Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Благодаря речевому мышлению восприятие животного отличается от восприятия человека. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Итак, функцию основного восприятия составляет взаимодействие различных анализаторных систем и образование на основе этого условных рефлексов на комплексные раздражители, в результате - более или менее сложный образ предмета или явления в целом.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |